Тема: Дело мастера боится.
Классный час сопровождается показом компьютерной презентации
Цели:
создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения каждого члена коллектива;
развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.
Задачи классного часа:
воспитательная:
· развивать творческую активность, желание экспериментировать;
· развивать умение работать в группе;
· воспитывать уважение к представителям различных профессий;
· профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии.
образовательная:
· проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков;
· развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение.
развивающая:
· расширение кругозора;
· развивать внимание, память, сообразительность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями, плакат на доске.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Учитель. Жизнь человека — череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Даже хорошо зная внешнюю сторону профессии, её основные функции и обязанности, человеку достаточно сложно примерить данную профессию на себя. Конечно, легко представить себя артистом, принимающим цветы от поклонников, или врачом, спасающем жизнь людей. Однако, в реальности все оказывается совсем не так просто. Чтобы стать артистом, требуется не только определенные личностные качества и способности, но и многочасовой труд на репетициях.
|
Задание №1.
Кроссворд. Отгадайте загадки. Слово, которое зашифровано, в данном кроссворде обозначает качество личности, которое необходимо каждому человеку для успешной трудовой деятельности.
Загадки.
1. Под весенний птичий свист
Пашет землю...
(Тракторист)
2. Ведёт с актёром жаркий спор
На сцене театра...
(Режиссёр)
3. Наших душ, ума строитель -
Мудрый школьный наш...
(Учитель)
4. Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас -...
(Дирижёр)
5. Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я -... (Охранник)
6. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
Всегда охраняет надёжно...
(Лесничий)
7. Драгоценный сувенир
Изготовит...
(Ювелир)
8. Расчёт зарплаты - знать пора -
Проводят в срок...
(Бухгалтера.)
9. Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал...
(Инженер)
10. Он в лесу во всем
Хозяин и накормит
Птиц он стаи …
(Егерь)
Учитель. Какое слово зашифровано? Ответ: (Трудолюбие)
Труд- это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
Родственные слова: трудный - требующий большого труда, усилие, напряжение, трудолюбивый- любящий трудиться, труженик- тот кто трудиться.
|
Чтобы стать тружеником, трудолюбивым человеком, требуются немалые усилия. Нужно учиться любить труд - учиться трудолюбию.
А какие трудовые качества есть у вас.
Самодиагностика трудовых качеств.
Упражнение «Лесенка трудолюбия »
Ответьте на вопросы:
-После еды убираете ли вы за собой грязную посуду? (всегда, часто, редко, не убираю)
-Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?(всегда, часто, редко, не переодеваюсь)
-Убираете ли вы одежду на место? (всегда, часто, редко, не убираю)
-Разогреваете ли вы сами себе обед? (всегда, часто, редко, не разогреваю)
-Готовите ли вы себе пищу сами? (всегда, часто, редко, не готовлю)
-Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи? (всегда, часто, редко, не стираю)
-Вы сами гладите себе брюки (юбку), рубашку,…..?(всегда, часто, редко, не глажу)
-Можете ли вы починить что – нибудь сам? (всегда, часто, редко, не могу)
-Имеете ли вы постоянное домашнее поручение? (да, нет)
-Как вы поступаете, когда не хочется делать работу? (убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю)
Результаты: подсчитайте свою сумму баллов за ответы по следующему ключу:
Ответы Оценка
Всегда (да, убеждаю) 5 баллов
Часто (заставляю) 4 балла
Редко (тяну время) 3 балла
Не делаю (нет) 0 баллов
По результатам на доске строится «Лесенка трудолюбия», на которую заносятся фамилии ребят с большим количеством набранных баллов и пользующихся признанием за трудолюбие в классе.
5
-----------
50 баллов
4
------------
40 баллов
----------
30 баллов
-----------
20 баллов
1
------------
10 баллов
«Лесенка трудолюбия»
|
Упражнение «Это мы можем
· Организуется выставка «Это мы можем» (поделки, модели, изделия, вышивка, шитье, вязание, кулинария). Рассказать о наиболее интересных экспонатах.
· Конкурс (командный или личный) на быстрое и качественное выполнение заданий. Примеры заданий: зашнуровать кроссовки, пришить пуговицу, заварить чай, очистить картошку, обернуть учебник).
Учитель. А сейчас давайте с вами отдохнем и поиграем в игру «Угадай пословицу».
Задание № 2. Необходимо вставить пропущенные слова в данные пословицы.
ПОСЛОВИЦЫО ТРУДЕ
Кто не работает, (тот не ест).
Хочешь есть калачи ,(не сиди на печи).
Труд человека (кормит), а лень портит.
Тише едешь) (- дальше будешь.
Без труда не (вынешь и рыбку из пруда).
Дело мастера (боится).
Птицу узнают в полете, а человека (в работе).
Конец – всему делу (венец).
Не учи безделью, а учи (рукоделью).
Куй железо, (пока горячо).
(Делу время), потехе час.
Работа (черна), да денежка бела.
Не сиди сложа руки, так не будет и (скуки)!
Кто любит (труд), того люди чтут.
Двое пашут, а семеро руками (машут).
Поспешишь – людей (насмешишь).
Учитель. Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь назовите тему, которая объединяет все эти пословицы. Правильно – это труд.
В нашем селе есть много предприятий, которые имеют свою историю, свою биографию. И на всех этих предприятиях работают ваши родители, знакомые, соседи. Многие люди любят трудиться с удовольствием и радостью. Они являются МАСТЕРАМИ своего дела. По отношению к труду мы можем судить о человеке. Труд в нашей жизни имеет огромное значение. А труд - результатом, которого становится продукция, радующая своим качеством тысячи людей – тем более. Сейчас нам ребята прочтут стихи о труде.
Выступления учащихся.
1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно, но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
Упражнение.
Приведите примеры трудолюбия, расскажите о людях, живущих и работающих рядом с вами, о героях труда.
Учитель. В современном обществе существует множество видов труда, десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Давайте, с вами определим, какими качествами должен обладать человек определенной профессии.
Задание № 3. «Профессиональные качества». Необходимо сопоставить профессии с качествами человека, данной профессии.
Профессии
А. Инженер-программист
Б. Пилот
В. Корреспондент
Г. Дрессировщик
Д. Модельер
Качества личности
1. Должен быть тонким психологом, расположить собеседника обаянием, выразительностью жестов и мимики, красноречием, умением слушать и понимать. В некоторых случаях нужна напористость и активность, в других - мягкость.
2. Высокая работоспособность нервная выносливость, уравновешенность, способность действовать в условиях ограниченного времени, наблюдательность, гибкость мышления.
3. Иметь хорошо развитое пространственное мышление, владеть свободным профессиональным рисунком, обладать высокоразвитым вкусом. Способность к абстракции и логическому мышлению, воображение, интуиция.
4. Способность всеохватывающего видения, аккуратность, выдержка, терпение, чтобы довести программу до конца.
5. Должен найти подход, быть терпеливым и внимательным, он должен уметь анализировать свою работу, находить и исправлять ошибки.
Учитель. Вы можете сами определить, к какому типу профессий у вас есть склонности и позволит ли вам ваш характер хорошо делать ту или иную работу. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека:
· адекватной оценки собственных возможностей;
· знаний о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях;
· овладение культурой самопознания;
· готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.
Учитель. Сегодня мы с вами спроектируем портрет успешного профессионала, выявив те личностные качества, которые помогут стать успешным в любом виде трудовой деятельности. И постараемся ответить на вопрос: можно ли эти качества в себе воспитать, повысить их уровень или они являются врожденными.
Задание № 4. Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.)
Учитель. Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания. Необходимо нарисовать представителя той профессии, которая вам больше всего нравиться. Написать пять качеств личности, которые необходимы человеку данной профессии.
Качества личности:
· профессиональная компетентность – постоянный рост, совершенствование мастерства.
· творческий стиль деятельности, инициативность.
· предприимчивость, готовность идти на риск.
· высокая работоспособность, культура труда.
· расчетливость, рационализм.
· коммуникабельность, способность к деловому сотрудничеству.
· организаторские, лидерские качества