Реализации психологической помощи в процессе профессионального самоопределения.




Л.М.Митиной выделяется две основные формы психологической работы с самоопределяющимся субъектом: адаптивная и развивающая.

Наиболее распространенными видами адаптивной формы являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая модели.

Диагностическая модель психологического сопровождения профессионального самоопределения (Ф.Парсонс, Е.А.Климов, А.Д.Сазонов и др.) включает три этапа профориентационной работы: изучение психических и личностных особенностей оптанта, изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах, сопоставление полученных двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии. Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность этой схемы заключается в ее внешней простоте и кажущейся логичности. Однако в данной модели исключается возможность принятия решения самим оптантом. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности (Е.М.Борисова, Г.П.Логинова, В.В.Зацепин и др.).

Бихевиористская (воспитательная) модель психологического сопровождения профессионального самоопределения основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. Иными словами, любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального образования. Данная модель привлекательна, поскольку учитывает возможность развития способностей. Однако она полностью игнорирует данные, полученные в области дифференциальной психофизиологии. Существующие природные и малоизменяющиеся различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать непреодолимым препятствием для других.

Психоаналитическая модель строится на основе исследования проявлений бессознательного человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы реализоваться в наибольшей степени. Предполагается полный отказ от самовоспитания и саморазвития. Главное, принять себя таким «как есть», и отказаться от тех профессий, которые требуют «переделки себя».

Развивающая (активизирующая) форма психологического содействия профессиональному самоопределению лишена главного недостатка адаптивной – она не только не исключает активности самоопределяющегося субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а, напротив, рассматривает ее как главный фактор правильного выбора. Основная цель психологического сопровождения – активизация процесса профессионального самоопределения, актуализация в сознании самоопределяющегося субъекта необходимости осуществления правильного профессионального выбора, формирование значимости профессионального саморазвития и самореализации.

В рамках развивающей модели психологического содействия профессиональному самоопределению обучающихся наряду с основной задачей психодиагностики (определением актуального состояния развития индивидуальности) предлагается использовать результаты психодиагностики:

¾ для стимулирования потребности обучающегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к будущей профессиональной деятельности;

¾ для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

¾ для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

¾ для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или тренинга;

¾ для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

В рамках развивающей модели предлагается отказаться от наращивания арсенала психодиагностических методик, а сосредоточить основное внимание на разработке и реализации активизирующих, обучающих и коррекционно-развивающих мероприятий, спецкурсов, психотренингов, игр, дискуссий и пр.

Наконец, особые требования предъявляются к организации взаимодействия обучающихся и педагога (психолога, профконсультанта). Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент следует сделать на том, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая предварительная работа по самопознанию и изучению мира профессий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: