Производственный конфликт. Понятие, основные функции.




 

Производственный конфликт – это скрытое или открытое столкновение индивидуальных и/или групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в процессе совместной производственной деятельности.

 

  • В целом можно выделить следующие функции:

    • Сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);

    • Информационная функция - отражение и выявление причин неблагополучия в системе;

    • Дифференцирующая функция - это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;

    • Динамическая функция - способствование социальному прогрессу, где конфликт - это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

  • Выделяется также функциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумпски выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта:

    • различающая и отождествляющая функция (когда, например, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наоборот, еще больше разойтись);

    • интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборствующая сторона сплачивается, либо разрушается);

    • маскирующая и демаскирующая;

    • прогрессивная и регрессивная;

    • позитивная и негативная функции.

  • Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:

    1. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:

      • Выявление противоречий в системе (на уровне осознания и переживания).

      • Снятие напряжения («выпускание пара») во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.).

      • Проверка для участников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а также выявление недостатков (формирование более адекватной самооценки).

      • Мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей системы.

      • Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы (по принципу: «Настоящие друзья проверяются в беде», а также - «Настоящие друзья обретаются в совместных испытаниях»).

      • Выявление скрытых и потенциальных противников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: «Истинные враги проявляются в трудные моменты»).

      • В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение (что в психологическом плане очень существенно, т.к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем);

      • В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему;

      • Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опасности для системы также способствовать ее развитию…

    2. Негативные (деструктивные) функции конфликта:

      • Обнаружение своих недостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.

      • Обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее ее разрушение.

      • Усугубление противоречий между элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, «врагов стало еще больше, друзей - еще меньше»).

      • Потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведения в конфликте).

      • Порождение новых конфликтов (эффект «цепочки», например, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы «уходит» от него и часто специально создает для себя новые проблемы) и т.п.

  • Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют функции конфликта в условиях):

    • балансирование рабочих мест;

    • формирование необходимых производственных связей (которых не было до конфликта);

    • выявление и фиксация отдельных частей системы и связей между частями;

    • отбор рабочей силы необходимого качества и т.п.

 


  • Т.С. Кабаченко выделяет основные функции организационного конфликта:

    • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы;

    • установление и поддержание (стабилизация) системы внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;

    • получение информации об окружающей среде (насколько она враждебна или доброжелательна по отношению к организации);

    • создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль за властью;

    • нормотворчество, построение новых систем взаимоотношений;

    • создание новых социальных институтов;

    • диагностика нарушений функционирования организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: