Начальное и среднее звено профессионального образования. Составной частью народного образования и важнейшим способом передачи молодежи профессиональных знаний в процессе приобретения ими рабочих специальностей являлась государственная система профессионально-технического образования, в которой учеба сочеталась с производительным трудом. В первые послевоенные годы для обеспечения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и сельского хозяйства квалифицированными рабочими кадрами начали восстанавливаться и вновь организовываться ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Уже в 1945 г. в Бендерах стали действовать две школы ФЗО, на базе одной из них в 1947 г. открылось ремесленное училище ¹ 3. В Тирасполе школа ФЗО открылась в 1946 г., а в следующем году в городе начало свою работу специальное ремесленное училище ¹ 1, организация которого дала возможность сотням юношей и девушек, оставшимся в годы войны без родных, не только получить нужные народному хозяйству профессии, но и повысить уровень своего образования.
Решение задач всеобуча позволило в 50-е годы успешно готовить кадры массовых профессий для народного хозяйства. В этот период происходят изменения в системе учебных заведений государственных трудовых резервов, растет их количество, расширяется контингент учащихся. Так, Тираспольское ремесленное училище механизации сельского хозяйства 2 в 1956 г. реорганизуется в специальное учебное заведение с четырехгодичным сроком обучением. Поступившие в него воспитанники детских домов стали приобретать не только производственно-технические специальности (слесарь по ремонту автомобилей, тракторов и промышленного оборудования, электромеханик), но и среднее образование.
|
Повысился образовательный уровень учащихся системы трудовых резервов. Если в послевоенные годы в учебных заведениях этой системы обучалась молодежь преимущественно с начальным и семилетним образованием, то в 50-е годы большинство учащихся имели неполное и полное среднее образование. Учитывая стремление части молодежи получить более высокое профессионально-техническое образование, в 1955 г. был отменен призыв (мобилизация) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища. Набор стал проводиться на добровольной основе. Уже в 1957 г. строительные школы были преобразованы в строительные училища с увеличением строка обучения с 10 месяцев до двух лет.
В целях дальнейшего улучшения подготовки кадров система государственных трудовых резервов с 1959 г. преобразуется в систему профессионально-технического образования. Вместо профессиональных школ (ФЗО, ФЗУ и др.) создается единый тип учебных заведений - профессионально-технические училища (ПТУ) со сроком обучения от одного до трех лет. К середине 60-х годов процесс реорганизации этой системы был завершен. Одновременно началось формирование профессиональных учебных заведений нового типа - технических училищ, куда принимались лица с законченным средним образованием. Первое такое училище в республике открылось в 1966 г. в Тирасполе.
В конце 60-х годов осуществлялось постепенное преобразование профессионально-технических учебных заведений в учебные заведения с трех-четырехлетним сроком обучения на базе восьмилетнего образования. Молодежь, поступившая в эти училища, приобретала одновременно с квалификацией по наиболее сложным профессиям общее среднее образование.
|
В то же время руководство республики принимало меры по расширению и укреплению учебной базы профтехучилищ. Так, в тираспольском ГПТУ 5 им. Ю.А. Гагарина в 1964 г. был сдан в эксплуатацию многоэтажный учебно-производственный корпус, где разместились мастерские (токарные, фрезерные, слесарные), оборудованные новейшими станками и инструментом, лаборатории, учебные классы и кабинеты, а также спортивный комплекс. Училище готовило квалифицированные кадры рабочих специальностей для флагмана промышленности города и Приднестровья - завода им. Кирова. Производственную практику учащиеся проходили не только на предприятиях Тирасполя, но и в цехах Московского автомобильного завода им. Лихачева.
Педагогический коллектив училища уделял большое внимание, с одной стороны, учебно-воспитательным и производственным процессам, с другой - развитию у учащихся склонностей к рационализаторству и изобретательству через кружки технического творчества. Так, члены технического кружка под руководством мастеров Е.С. Чернет, Е.С. Москаленко и инженера Ф.И. Затешко создали полуавтомат для закатки стеклянных банок, который прошел испытания на консервном заводе им. 1 Мая. Вскоре в адрес училища стали поступать заказы на изготовление подобных машин из разных городов страны и республики - Одессы, Херсона, Кишинева, Сорок. Творчество молодых новаторов получило высокую оценку на ВДНХ СССР: училище было награждено дипломом III степени, а создатели полуавтомата, среди которых были и пять учащихся, - медалями. За годы своей работы (до конца 80-х годов) старейшее профессионально-техническое учебное заведение Приднестровья подготовило около 20 тыс. высококвалифицированных рабочих.
|
Ускоренная индустриализация Приднестровья, создание новых отраслей промышленности, производств требовали расширения системы подготовки рабочих кадров в регионе. Этапами такой деятельности стало открытие в Тирасполе следующих учебных заведений:
в 1969 г. - профессионально-технического торгово-кулинарного училища;
в 1973 г. - технического училища 8 - в целях подготовки профессиональных кадров для предприятий Министерства электротехнической промышленности СССР;
в 1974 г. - профессионально-технического училища 64 как учебно-производственной базы хлопчатобумажного комбината.
Интересно отметить, что училищ 64 создавалось по существу одновременно с крупнейшим текстильным производством и стало его неотъемлемой частью. До конца 80-х годов оно подготовило для хлопчатобумажного комбината более 5 тыс. рабочих ведущих текстильных профессий, в том числе более 2 тыс. ткачих, около 2 тыс. прядильщиц, сотни помощников мастеров, электриков, контролеров качества и других, необходимых для производства специалистов. Многие из этих людей впоследствии стали высококвалифицированными специалистами, приумножившими трудовую славу тираспольских текстильщиков.
С течением лет в Приднестровье увеличивалось количество учебных заведений, расширялся перечень специальностей. Профессионально-технические учебные заведения действовали во всех городах и районах региона. В 80-е годы их число достигло почти двух десятков, в них обучалось более 10 тыс. человек. Первые послевоенные годы характеризовались принятием энергичных мер по возрождению среднего специального образования. Восстановление экономики, различных отраслей народного хозяйства требовало притока специалистов. Уже в сентябре 1944 г. начали работать Тираспольское и Бендерское педагогические училища: в первом из них готовились педагогические кадры для школ, а во втором - для дошкольных учебных заведений. Бендерское училище имело собственные помещения - учебный корпус, общежитие, Тираспольское же располагалось в здании учительского института. Всевозрастающие потребности в учительских кадрах заметно опережали возможности стационарных отделений учебных заведений. Поэтому при Тираспольском и Бендерском педагогических училищах были открыты заочные отделения. Впоследствии, в связи с переходом к семи- и десятилетнему всеобучу, в конце 40-х годов в Бендерском училище было открыто отделение по подготовке учителей для семилетних школ. Училище в Тирасполе в результате реорганизации 50-х годов влилось в состав Кагульского педучилища.
Восстановление и развитие другой важной отрасли народного хозяйства - здравоохранения требовали притока значительного количества среднего медицинского персонала. В 1946 г. в Тирасполе открывается фельдшерско-акушерская школа, позже здесь и в Бендерах создаются медицинские училища. Для удовлетворения потребностей здравоохранения в кадрах при этих учебных заведениях начинают работать вечерние отделения. Первый выпуск (49 человек) состоялся в Бендерском медицинском училище в 1948 г. Через десять лет количество выпускников увеличилось до 250. Всего за этот период училище подготовило более тысячи медицинских работников для районов и сел республики.
Возрождение и рост технической оснащенности сельского хозяйства значительно увеличили потребности в сельскохозяйственных кадрах. Так, в Тираспольском сельскохозяйственном техникуме наряду с подготовкой специалистов агрономического профиля стали выпускать мелиораторов. За 1947-1957 гг. Бендерский техникум механизации сельского хозяйства подготовил около тысячи специалистов для сельского хозяйства. В 1958 г. это учебное заведение было переименовано в Техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.
Для системы образования Приднестровья 50-х годов характерны инновационные процессы. Впервые в СССР возник новый тип средних сельскохозяйственных учебных заведений - совхозы-техникумы, которые создавались на основе объединения сельскохозяйственных техникумов с экономически крепкими и рентабельными совхозами и представляли собой учебно-производственные предприятия, соединяющие учебный и производственный процессы. Учебный процесс протекал в тесной связи с производственным трудом: теоретические знания студенты приобретали в кабинетах и лабораториях, а практические навыки - непосредственно на полях совхоза, что позволяло специалистам сразу же после окончания совхоза-техникума включиться в активную деятельность по месту работы. Первый в стране Каменский плодоовощной совхоз-техникум им. И. Солтыса был организован в 1959 г. путем объединения Сахарнянского сельскохозяйственного техникума с Каменским совхозом.
В 1962 г. начал свою работу зооветеринарный совхоз-техникум на базе совхоза «Карманово», в котором насчитывалось почти 8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, около 7 тыс. голов крупного рогатого скота. На свинофермах, птицефермах, кроликофермах совхоза-техникума доярками, телятницами, скотниками, ездовыми работали учащиеся. С развитием совхоза-техникума заметно преобразилось с. Карманово. Здесь были построены четырех- и пятиэтажные жилые дома, школа, детский сад, магазин, столовая, Дом культуры, спортивный комплекс.
Одним из лучших в республике по праву считался Тираспольский плодоовощной совхоз-техникум им. Фрунзе, созданный в 1960 г. на базе старейшего питомниководческого совхоза им. Фрунзе, который еще в довоенные годы славился высокой урожайностью фруктов и овощей, широким размахом плодового питомниководства. Особая заслуга в становлении хозяйства, его интенсивном развитии в послевоенное время, а также создании учебного заведения нового типа принадлежала директору совхоза, заслуженному агроному, кандидату сельскохозяйственных наук С.И. Бабину, более тридцати лет бессменно возглавлявшему это хозяйство. За успехи в развитии хозяйства, высокие показатели, целеустремленный труд С.И. Бабин был удостоен высшей государственной награды - звания Героя Социалистического Труда.
Учащиеся техникума, участвуя в производственной деятельности совхоза, выращивали 50% всей продукции хозяйства. Студенты старших курсов постоянно работали в производственных бригадах, в садах и на виноградниках совхоза. Половину своей прибыли хозяйство направляло на формирование материально-технической базы учебного заведения. Так, за счет собственных средств совхозом-техникумом были построены: главный учебный и лабораторный корпус с 24 оборудованными лабораториями и 25 учебными кабинетами; четыре общежития на 220 мест каждое; павильон механизации с гаражом и навесом для сельскохозяйственной техники; ремонтная мастерская; плодохранилище-холодильник емкостью 700 т; Дом культуры с залом на 520 мест; детский сад; столовая, жилые дома для преподавателей и рабочих; ряд других культурно-бытовых и хозяйственно-производственных объектов.
Опыт подготовки кадров в совхозе-техникуме им. Фрунзе изучался и внедрялся во всех республиках Советского Союза и во многих зарубежных странах. В 1967 г. совхоз-техникум наладил тесные связи с сельскохозяйственной школой г. Чеслова (Чехословакия), а в 1978 г. - с сельскохозяйственным техникумом г. Садово (Болгария), с рядом научных центров страны - Всесоюзным генетико-селекционным институтом, Уманским сельскохозяйственном институтом, Научно-исследовательским институтом орошаемого земледелия и овощеводства в Тирасполе и др. Более десяти лет совхоз-техникум служил базой для проведения практики студентов Московского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
Коллектив совхоза-техникума был постоянным участником международных, всесоюзных и республиканских сельскохозяйственных выставок. Так, в 1961 г. сотрудники данного учебного учреждения принимали участие в международной выставке в Эрфурте (ГДР) и завоевали две золотые медали. За годы своего существования совхоз-техникум был награжден орденом Октябрьской Революции, более чем 250 медалями, 60 дипломами, сотнями почетных грамот, свидетельств. К концу 80-х годов учебное заведение подготовило около 7 тыс. специалистов сельского хозяйства - агрономов, техников-механиков, гидромелиораторов и др.
Возрастающие потребности различных отраслей народного хозяйства способствовали появлению новых средних специальных учебных заведений: Тираспольского техникума бытового обслуживания, Бендерского финансово-кредитного техникума и др. Открытый в 1965 г. Бендерский техникум легкой промышленности к концу 80-х годов выпустил около 6 тыс. специалистов. Подавляющее большинство техников-технологов бендерских текстильно-ткацких и хлопкопрядильной фабрик, шелкового комбината, Рыбницкой трикотажно-бельевой фабрики, Тираспольского хлопчатобумажного объединения и других предприятий легкой промышленности региона являлись выпускниками техникума. Кроме того, многие его питомцы успешно трудились на текстильных предприятиях Ленинграда, Краснодара, Киева, Одессы, Днепропетровска, Николаева, Могилева, Бреста, Риги и других городов страны.
Вместе с тем следует отметить имевшуюся в то время неравномерность распределения средних специальных учебных заведений по республике. Ни одного техникума не было в Рыбнице, где отмечалась самая высокая численность населения среди малых городов республики и где две трети жителей составляли рабочие. Помимо этого, в демографической структуре Рыбницы преобладали люди в возрасте до 35 лет. В то же время в другом небольшом (меньшем по количеству жителей, чем Рыбница) г. Сороки были сконцентрированы четыре средних специальных учебных заведения, и здесь каждый четвертый житель являлся студентом техникума.
В Приднестровье в 80-е годы работало всего 10 средних специальных учебных заведений, где обучалось более 10 тыс. студентов. Значительная часть выпускников распределялась за пределы региона.
Высшее звено профессионального образования. Тяжелый урон нанесла война высшим учебным заведениям Приднестровья: большая часть зданий полностью или частично была разрушена, учебное хозяйство, оборудование расхищено или вывезено за границу. Так, в руины превратился учебный корпус, студенческое общежитие и жилой дом преподавателей Тираспольского плодоовощного института. Кроме того, фашисты присвоили, а большей частью уничтожили его сельскохозяйственный инвентарь, лаборатории, техническое и хозяйственное оборудование. После войны вуз так и не возобновил свою деятельность, так как его материально-производственная и научная база была полностью уничтожена. Студенты института в годы войны продолжали учебу в различных высших учебных заведениях страны, а после освобождения - в Кишиневском сельскохозяйственном институте им. М.В. Фрунзе.
В постановлении правительства республики от 24 мая 1944 г. предусматривалось восстановление учительского института в Тирасполе и открытие при нем заочного отделения. Обучение в этом же году начали 240 студентов на стационарном и 300 - на заочном отделении. Многие преподаватели и студенты института не вернулись с войны: И. Борисюк, С. Василатий, А. Маньковский, С. Моспан, В. Осадчий, А. Сергиенко, П. Ракул, М. Малаев и др.
Для того чтобы прервавшая обучение в годы войны молодежь могла поступить в вуз, в 1945 г. при институте было открыто подготовительное отделение, срок обучения в котором составлял один-три года в зависимости от образования поступающих. Молодые люди (преимущественно молдаване) зачислялись на отделение по рекомендациям партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Курсанты этого отделения обеспечивались стипендиями, общежитием. Учебные программы включали курс средней школы по профилю института. По окончании выпускники получали аттестат зрелости и поступали без экзаменов на избранный факультет института, при котором учились, сохраняя право на общих основаниях поступать в любое другое высшее учебное заведение.
В 1948 г. в связи с ростом числа выпускников средних школ подготовительные отделения были закрыты. К этому времени в институте работали три факультета, созданные еще в довоенные годы, - историко-филологический, естественно-географический и физико-математический, имевшие стационарное и заочное отделения. В 1952 г. на базе Тираспольского учительского института был открыт Тираспольский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко.
Характерным явлением середины 50-х годов стало укрупнение и объединение однотипных факультетов педагогических вузов республики. В Кишиневский педагогический институт было переведено историческое отделение Тираспольского института. В свою очередь, в Тирасполе начали осуществлять подготовку по всем специальностям факультетов естествознания и географии, ранее представленных в Кишиневском и Бельцком педагогических институтах. Учитывая большую потребность школ в учителях физики, математики, языка и литературы, во всех педагогических вузах были сохранены физико-математические и филологические факультеты. В то же время педагогические институты стали готовить учителей по специальностям широкого профиля с пятилетним сроком обучения.
В 50-е годы в Тираспольском пединституте заметно улучшилась научная и учебно-воспитательная работа - открывались новые кафедры, лаборатории, кабинеты, которые пополнялись современными приборами, машинами. В 1958 г. в институте работало 18 оборудованных лабораторий, 10 учебных кабинетов, тогда как в 1945/46 учебном году их было лишь 7. Несколько позднее институт получил три учебных мастерских, радиоузел. Ведущий ученый института 50-60-х годов Г.И. Глейзер был известен большинству математиков страны и далеко за ее пределами. Уроженец Бессарабии Г.И. Глейзер окончил Кишиневскую гимназию. Продолжил свое образование вначале на физико-математическом факультете Венского университета, а затем - на аналогичном факультете Римского университета. Там же, в Италии, он защитил диссертацию на соискание степени доктора физики и математики. В совершенстве владел английским, немецким, французским, итальянским, греческим, латинским, румынским языками. Прекрасное образование позволило ему сыграть ведущую роль в создании кафедры математики, а затем кафедр геометрии, элементарной математики и методики их преподавания. Вскоре после войны он назначается заведующим кафедрой математики вернувшегося из эвакуации Тираспольского педагогического института. С тех пор и до конца жизни судьба Г.И. Глейзера была связана с этим учебным заведением. Именно здесь раскрылся его талант ученого-исследователя, здесь он написал около сорока монографий, учебников, пособий, большинство из которых издавалось в Москве, Ленинграде, Киеве, Кишиневе, некоторые переводились на иностранные языки и печатались за границей. Среди них: «История математики в школе», изданная тиражом в 300 тыс. экземпляров в издательстве «Просвещение» (Москва), трехтомник «Беседы по истории математики», вышедший в свет в Болгарии. Книги печатались не только на русском, но и на узбекском, латышском, литовском и других языках народов СССР. Труды Г.И. Глейзера стали настольными книгами для учителей математики страны, были обязательными для школьных, вузовских и публичных библиотек.
В 1979 г. в институте открывается новый факультет - педагогический, ставший базой подготовки специалистов для дошкольных учебных заведений и учителей начальных классов. Характерно, что в это время в институте на 25 кафедрах работали более 200 преподавателей, в том числе 7 докторов и 112 кандидатов наук. За особые заслуги перед страной в деле образования в 1980 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Тираспольский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко был награжден орденом «Знак Почета».
Для развития высшей школы МССР было характерно неправомерное региональное распределение высших учебных заведений. Так, из восьми вузов республики шесть находились в Кишиневе. Высшие учебные заведения столицы МССР в 70-е годы давали возможность получить образование по 65 специальностям, в Тираспольском же педагогическом институте - лишь по семи. Поэтому в Кишиневе на тысячу жителей приходилось в эти годы 113 человек с высшим образованием, в Тирасполе - 56, Бен-дерах - 47, Рыбнице - 38.
В 80-е годы Тираспольский государственный педагогический институт становится региональным учебно-методическим и научным центром. Здесь ежегодно проводятся научно-практические конференции, в которых принимают участие учителя города и ближайших районов. При институте начали действовать курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Еще в 1969 г. в вузе было создано студенческое конструкторское бюро (СКБ), в работе которого ежегодно принимали участие до пятидесяти студентов. Экспонаты, выполненные в СКБ студентами, неоднократно демонстрировались и отмечались на ВДНХ СССР и МССР, а их авторы награждались премиями и почетными грамотами. С 1977 г. заработало второе студенческое конструкторское бюро, основной задачей которого было оказание помощи учебным заведениям республики в оснащении кабинетов проекционным оборудованием с материалами по курсу физики.
С 1954 г. в институте действовала агробиологическая станция. Здесь будущие биологи и географы проходили полевую практику по основам сельского хозяйства, физиологии растений, методике преподавания биологии. На станции был создан типовой пришкольный участок для проведения практических занятий. Кроме того, в вузе был открыт планетарий, заметно улучшивший подготовку учителей астрономии.
К концу 80-х годов на пяти факультетах института (физико-математическом, филологическом, географическом, биолого-химическом, педагогическом) по одиннадцати специальностям обучалось 5800 студентов очной и заочной форм обучения. Ежегодно выпускалось около тысячи молодых специалистов. К этому времени институт подготовил свыше 30 тыс. учителей.
Помимо педагогического института научным центром Приднестровья являлся Тираспольский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия и овощеводства. Научная и трудовая биография института началась с 30-х годов, когда в Тирасполе была основана мелиоративная опытная станция. Инициатором ее создания стал известный ученый А.И. Погибко - основоположник мелиорации в Приднестровье. Он передал государству для будущей станции свой земельный участок с пост ройками и сельскохозяйственным инвентарем. На- мелиорации в Приднестровье
звание этого первого сельскохозяйственного научного учреждения Приднестровья неоднократно менялось. Перед войной оно было преобразовано в Овощекартофельную оросительную опытную станцию. В первые дни войны коллектив станции, погрузив трактора, дождевальные установки, наиболее ценное имущество и оборудование в военные эшелоны, эвакуировался в г. Вознесенск. Во время оккупации на территории опытной станции в Тирасполе была создана румынская ферма, где работали военнопленные и наемные рабочие.
После освобождения в сентябре 1944 г. деятельность опытной станции возобновилась. Из пятидесяти работников станции, ушедших на фронт, вернулись 22. Тем не менее, станция проводила исследования по агротехнике, механизации, селекции и семеноводству овоще-бахчевых культур и картофеля. За выведение новых сортов разработку и внедрение в производство рациональных приемов орошения, агротехники и семеноводства овоще-бахчевых культур и картофеля в середине 50-х годов опытная станция была награждена Дипломом первой степени ВДНХ СССР и премирована двумя автомашинами, многие ее сотрудники получили золотые, серебряные и бронзовые медали выставки.
В 1956 г. на базе опытной станции был организован Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия и овощеводства с Опытным хозяйством, Кагульским опытным полем, Каменским и Кишиневским опорными пунктами. Научно-технический персонал института представляли более 100 человек, в том числе 47 научных сотрудников, из них один доктор и 15 кандидатов наук. В Опытном хозяйстве института трудились 30 человек административно-производственного персонала. Первым директором института стал видный ученый в области селекции и агротехники овощных культур, крупный организатор науки, впоследствии член-корреспондент ВАСХНИЛ, академик Академии наук МССР, Герой Социалистического Труда П.И. Дворников. Под его руководством была значительно расширена площадь Опытного хозяйства, построен трехэтажный главный корпус и другие служебные и жилые здания. Общая площадь орошаемых земель Опытного хозяйства в середине 60-х годов превысила тысячу гектаров.
Основная деятельность коллектива института в 50-60-е годы была направлена на создание новых высокоурожайных сортов и гибридов овоще-бахчевых культур, разработку и внедрение в сельскохозяйственное производство современных агротехнических приемов, технологий производства семян, выращивания овощей в открытом и защищенном грунте, бахчевых культур и картофеля, на повышение эффективности исследования орошаемых земель.
В 1959 г. рядом с территорией института, расположенного на юго-восточной окраине Тирасполя, по инициативе П.И. Дворникова был заложен дендрарий на площади свыше 20 га. Здесь были собраны представители флоры многих уголков земного шара. В дендрарии проводились исследования, основной задачей которых стала интродукция - перенос растений из одного региона в другой (туда, где ранее они не произрастали), из дикой флоры - в культурную, натурализация и акклиматизация растений. Кроме того, одним из главных направлений деятельности дендрария стало сохранение в искусственных условиях кустарниковых и древесных видов растений. Гордостью парка являлся розарий с его сотнями сортов роз мировой селекции и особенным композиционным построением: клумбы и поляны, выдержанные в английском стиле, и перголы - увитые розами беседки. Интерес представляли также древесно-кустарниковые культуры, лекарственные и другие растения дендропарка. Посадочный материал редких пород деревьев выращивался в небольшом питомнике. В начале 90-х годов парк получил государственный статус Ботанического сада Приднестровья.
С 1967 г. около десяти лет коллективом института руководил известный ученый фитогенетик, доктор биологических наук, профессор, впоследствии академик, вице-президент и президент АН МССР, член-корреспондент АН СССР, академик ВАСХНИЛ, академик и вице-президент РАСХН А.А. Жученко. Он внес значительный вклад в развитие генетико-селекционных исследований. Одной из главных задач института 70-х годов стал перевод овощеводства на промышленную основу, предполагающую использование высокоурожайных сортов овощных культур, разработку новейших средств механизации, интегрированных методов защиты растений, программированных норм и сроков внесения удобрений, научно-обоснованных поливных режимов и передовых приемов агротехники. Для его реализации к концу 70-х годов на базе института создается научно-производственное объединение по овощеводству и орошаемому земледелию «Днестр». В 1971 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Глубина и результативность исследований, широкое внедрение достижений науки и передового опыта в производство обусловили превращение института в ведущее научно-исследовательское учреждение по орошаемому земледелию и овощеводству на юге страны. На его базе проводились международные, всесоюзные конференции, симпозиумы, семинары по проблемам овощеводства. Коллектив института был постоянным участником ВДНХ СССР и МССР и получил за эти годы более 70 дипломов и медалей.
В конце 80-х годов коллектив Молдавского научно-исследовательского института орошаемого земледелия и овощеводства, как он тогда назывался, составляли около 350 человек, из которых 130 научных сотрудников, в том числе 10 лауреатов Государственной премии МССР, 4 доктора и 85 кандидатов наук, 5 заслуженных агрономов и механизаторов республики. Более 100 сотрудников МолдНИИОЗиО и Опытного хозяйства были награждены орденами и медалями.
В институте работали исследователи, внесшие существенный вклад в развитие науки - доктор биологических и сельскохозяйственных наук, профессор К.И. Пангало, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии МССР; профессор Н.Н. Загинайло; заслуженный изобретатель и рационализатор МССР, доктор биологических наук Л.Н. Бабушкин; заслуженный агроном МССР, доктор сельскохозяйственных наук В.Л. Ершова; кандидат геолого-минералогических наук Е.И. Тукалова; кандидат технических наук А.Ф. Сербулов и др. Итоги научной деятельности коллектива к концу 80-х годов были опубликованы в более чем 20 выпусках Трудов института, в 80 монографиях, 50 сборниках статей, сотнях брошюр и тысячах статей в союзных и республиканских сборниках и журналах. По результатам своих исследований ученые защитили 14 докторских и более 100 кандидатских. За годы существования здесь было создано около 250 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, получено 180 авторских свидетельств на сорта и гибриды, несколько иностранных патентов. На территории Советского Союза и за его пределами было районировано более 100 сортов и гибридов овоще-бахчевых культур и картофеля, выведенных селекционерами института. Эти сорта и гибриды занимали 95% площадей овощных культур в республике и 30% площадей в стране.
В конце 80-х годов на территории Приднестровья функционировали четыре научных учреждения: Тираспольский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, Научно-исследовательский институт овощеводства и орошаемого земледелия, а также Научно-исследовательский институт земледелия и Республиканская лесная опытная станция. Кроме того, на ряде крупных промышленных предприятий - Рыб-ницком металлургическом заводе, производственном хлопчатобумажном объединении, заводе «Молдавизолит» и других действовали филиалы, отделения, научные лаборатории различных всесоюзных научно-исследовательских институтов. Так, на базе завода «Молдавизолит» в 1976 г. было создано отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электроизоляционных материалов, научные сотрудники которого к началу 90-х годов разработали около двадцати видов фольгированных материалов, по своим характеристикам не уступавших зарубежным аналогам. В научных учреждениях тогда работало около 500 научных сотрудников, в том числе 10 докторов и более 200 кандидатов наук. Представленная структура организации науки в Приднестровье соответствовала государственным интересам единого Советского государства.
приднестровье послевоенный образование культура
Развитие культуры
Важную роль в повышении культуры населения Приднестровья в послевоенный период играли культурно-просветительные учреждения, восстановление которых началось сразу после освобождения территории от немецко-румынских захватчиков. Благодаря большим усилиям общественности в городах и селах стали возрождаться очаги культуры, создаваться культпросветучреждения - Дома культуры, клубы, избы-читальни, библиотеки. Энтузиазм молодежи способствовал тому, что в г. Бендеры после его освобождения началось строительство Дома культуры. Еще до окончания войны в Приднестровье была восстановлена сеть городских, районных и сельских библиотек: в октябре 1944 г. в Тирасполе открывается первая библиотека с книжным фондом в 2850 книг, к концу 1945 г. - детская библиотека, насчитывавшая в своих фондах всего лишь 263 книги, а через год уже 7,3 тыс. книг. На предприятиях и учебных заведениях в 1946 г. были организованы 17 красных уголков и три клуба. Одновременно при предприятиях, учреждениях возникали кружки художественной самодеятельности, агитационные коллективы. В 1947 г. в Тирасполе открылся городской Дом культуры, который в следующем году получил новое помещение - здание бывшего летнего театра.
Партийные и советские органы привлекали работников клубных учреждений, членов агитколлективов к систематической массово-политической и культурно-воспитательной работе среди населения. Для подготовки членов агитколлективов создавались школы агитаторов. Так, Тираспольскую школу агитаторов с двухмесячным сроком обучения в 1948 г. закончили 80 человек. Новый ее набор насчитывал 151 слушателя. Появилась более современная форма организации лекционной деятельности - лектории, работавшие постоянно по заранее разработанной тематике. В Тирасполе в 1950 г. действовало семь подобных заводских лекториев, значительно расширивших аудиторию. Если в 1945 г. было прочитано 133 лекции, то в 1950 г. уже 464, или в 3,5 раза больше. Всего за этот период жители региона прослушали более 2,5 тыс. лекций по различной политической и научной тематике.
Культурно-просветительные учреждения принимали активное участие в проводимых партийными и советскими органами различных хозяйственно-политических кампаниях в период сельскохозяйственных работ. Агитбригады г. Тирасполя регулярно выезжали в села Тираспольского и Слободзейского районов, где выступали с лекциями и концертами. К началу 50-х годов агитбригадами города было прочитано более 150 лекций и дано свыше 170 концертов. Кроме того, в 1948 г. были собраны 40 библиотечек по 100 книг каждая, пополнивших книжный фонд колхозов Тираспольского района. Уже в 1949 г. было передано библиотекам еще 2,7 тыс. книг.
Кульпросветучреждения уделяли особое внимание развитию художественной самодеятельности, позволявшей в непосредственной форме проявляться творческому потенциалу людей. В то же время художественная самодеятельность являлась эффективным средством культурного и эстетического воспитания населения. Из года в год росло число кружков и количество их участников. В подлинные праздники народного творчества превратились ежегодные районные и городские смотры и фестивали художественной самодеятельности, проводимые в Приднестровье. Лучшие из сотен коллективов отбирались для участия в республиканских смотрах, на которых Тирасполь постоянно занимал призовые места среди городов и районов, а отдельные коллективы художественной самодеятельности Приднестровья регулярно награждались и поощрялись. Многие участники смотров приглашались в профессиональные ансамбли народного танца, красноармейские ансамбли, становились известными в регионе артистами.
В Тирасполе в 1950 г. работало 80 кружков художественной самодеятельности, подготовивших 1326 концертов и представлений. За первые пять послевоенных лет самодеятельные артисты города дали около 4 тыс. концертов. Жители Тирасполя имели возможность присутствовать и на выступлениях профессиональных коллективов. Так, в 1950 г. 89 спектаклей и концертов дали в городе кишиневские русский и молдавский драматические театры, бельцкий драмтеатр, киевский театр транспорта, одесский театр Ленинского комсомола, а также хоровая капелла «Дойна», симфонический оркестр и другие творческие коллективы.