Курсовая работа
Социальная и духовная жизнь Приднестровья в послевоенные годы
Содержание
1. Развитие общеобразовательной школы
2. Профессиональное образование и наука
. Развитие культуры
Литература
Развитие общеобразовательной школы
После освобождения городов и сел Приднестровья от немецко-румынских оккупантов одной из сложнейших задач стало восстановление системы народного образования. Война и оккупация прервали работу большинства педагогов, а также учебу тысяч юношей и девушек в высших и средних учебных заведениях и в школах. В 1941-1944 гг. на территории Приднестровья вместо 39 средних и 83 семилетних школ действовали всего три-четыре лицея и несколько десятков начальных школ, обучение в которых велось только на румынском языке и продолжалось лишь пять месяцев в году из-за плохой посещаемости. В Тирасполе вместо трех институтов, четырех средних профессиональных учебных заведений и восьми средних школ функционировал один лицей.
При отступлении оккупанты разрушили и сожгли здания учебных и культурно-просветительных учреждений, разграбили и вывезли хозяйственное и учебно-вспомогательное оборудование институтов, техникумов, школ, театров, клубов и библиотек. Только в Тирасполе были разрушены и сожжены здания сельскохозяйственного института, семи средних школ, Дворца пионеров. Необходимо было в первую очередь возобновить работу общеобразовательных школ и других учебных заведений. Прежде всего, следовало в короткий срок отремонтировать помещения, подготовить школьное оборудование, наглядные пособия и самое главное - провести мероприятия по охвату обучением всех детей школьного возраста. Летом 1944 г. за восстановление школ взялись учителя, учащиеся, их родители, вся общественность Приднестровья. К началу 1944/45 учебного года были отремонтированы методом народной стройки и возобновили работу большинство довоенных общеобразовательных школ. К концу этого же учебного года количество учащихся в школах составило 33,8 тысяч.
|
Особенно важной задачей стал охват учебой молодых людей, лишенных в годы войны возможности учиться, а также тех подростков, которые уже работали на производстве. Выходом из сложившегося положения было создание сети школ рабочей и сельской молодежи. К декабрю 1944 г.
Приднестровье действовали 96 школ, в основном начальных и семилетних. В средних школах рабочей и сельской молодежи обучались 7510 учащихся.
В ходе осуществления всеобуча на первый план выдвинулись вопросы удовлетворения материальных нужд учащихся. Повсеместно создавались общественные фонды для оказания помощи школьникам-полусиротам, детям инвалидов Великой Отечественной войны питанием, одеждой, обувью. Так, в Тирасполе Опекунский совет устанавливал степень нуждаемости людей и оказывал им соответствующую помощь. В результате деятельности внутришкольных фондов за первое послевоенное пятилетие в городе была оказана помощь приблизительно 2,5 тыс. учащимся. В государственных детских домах стали воспитываться дети, потерявшие родителей во время войны. В Тирасполе такое детское учреждение начало действовать уже в 1944 г.
Для осуществления всеобуча необходимы были учительские кадры. В Тирасполе в 1946 г. работал 161 учитель, а в 1949 г. - уже 249. Обеспеченность педагогическими кадрами подразумевала и значительное улучшение качественного состава учителей. Всего лишь семь учителей города имели среднее и неполное среднее образование, 113 - среднее специальное, 68 - учительский институт и 61 - высшее образование.
|
В указанный период в Тирасполе действовали 11 средних, одна семилетняя и шесть начальных школ с общим количеством учащихся 5965 человек. Всеобщими усилиями удалось полностью восстановить разрушенные здания и построить несколько новых. Однако этого было недостаточно: школы были перегружены, занятия приходилось проводить в три смены. Из-за отсутствия помещений 67 классов занимались во вторую смену и 18 - в третью. Кроме того, многие учащиеся поселка им. Кирова, района лечебного городка проживали в двух-трех километрах от ближайшей школы, что создавало определенные трудности в их обучении.
После освобождения края повсеместно была организована работа по ликвидации малограмотности и неграмотности среди населения, и уже к концу 40-х годов в Приднестровье все взрослое население стало грамотным. Изменилось и содержание работы групп ликбеза, которые занялись повышением общеобразовательного уровня жителей.
По мере выполнения Закона о всеобщем обязательном начальном обучении число учащихся семилетних школ росло. Таким образом, создавались реальные условия для перехода к более высокой ступени обязательного обучения - к семилетнему и среднему образованию. С 1 сентября 1949 г. во всех районах Приднестровья был введен семилетний всеобуч, в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница - десятилетний.
|
В связи с введением семилетнего и десятилетнего обязательного образования уменьшилось количество начальных и увеличилось - семилетних и средних школ. Произошли существенные изменения и в составе учащихся школ. Так, численность учащихся 5-7 классов Тирасполя возросла в 1950 г. по сравнению с 1946 г. в 3,5 раза, 8 классов - в 2,5 раза.
Действенным звеном системы народного образования стали вечерние школы рабочей и сельской молодежи. Многие взрослые, ликвидировав неграмотность и малограмотность, стремились получить систематическое образование. В Тирасполе контингент учащихся вечерних школ в 1950 г. по сравнению с 1946 г. возрос в два раза и составил 1205 человек, причем 58,5% от этого числа приходилось на 8-10 классы.
В первой половине 50-х годов на всей территории Приднестровья осуществлялось семилетнее, а в городах - десятилетнее обучение. В эти годы увеличивалось количество средних и семилетних школ, укреплялась их материально-техническая база, т. е. создавались условия для повсеместного введения всеобщего десятилетнего образования. За счет государственных ассигнований и на средства предприятий, колхозов и совхозов вступили в строй многие новые школы. В 1955/56 учебном году в Приднестровье уже действовало 205 школ, в том числе начальных - 48, семилетних - 91, средних - 61. Особое значение придавалось крупным семилетним школам, тогда как часть небольших начальных школ была ликвидирована. Обучением и воспитанием школьников занимались квалифицированные педагоги, общее число которых составляло 2,8 тыс. человек. Из 45 тыс. учащихся 7 тыс. составляли ученики 8-11 классов. Объяснялось это тем, что обучение и воспитание молодого поколения было полностью взято на государственное обеспечение. С 1956 г. появились учебные учреждения нового типа - школы-интернаты, где учебный процесс сочетался с трудовым воспитанием детей, усиленной внеклассной работой. В них принимались в первую очередь сироты, дети инвалидов Отечественной войны и труда, малообеспеченных родителей и одиноких матерей. Первые учреждения подобного типа были открыты в Бендерах и Тираспольском районе.
Введение всеобщего десятилетнего образования способствовало увеличению количества выпускников городов и сел Приднестровья, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Так, в 1955 г. только из с. Слободзея более 90 юношей и девушек стали студентами, а всего в этом году в институтах и техникумах обучалось примерно 300 человек. Около 200 юношей и девушек с. Ташлык Григориопольского района в 1955/56 году проходили учебу в различных учебных заведениях.
В процессе введения семилетнего и перехода ко всеобщему среднему образованию важной задачей стала переориентация школы на осуществление политехнического обучения, обеспечивавшего подготовку учащихся к работе на производстве и участию в общественно полезном труде. Одновременно развернулся поиск наиболее рациональных путей трудовой и политехнической подготовки учащихся: в младших классах вводился ручной труд, в старших - труд в мастерских и на земельных участках. В школах начали организовываться производственные кружки и проводиться практикумы по основам производства для учащихся 8-10 классов. Несколько позже в школах стали преподавать труд, основы промышленного и сельскохозяйственного производства, машиностроения, электротехники. Кроме того, в 1955 г. появились первые ученические производственные бригады, в том числе при Катериновской школе Рыбницкого района. Однако участие школьников в производственном труде еще не приобрело должного размаха.
В конце 50-х годов в стране и республике принимается ряд законодательных актов, направленных на укрепление связи школы с жизнью и дальнейшее развитие системы народного образования. Основополагающим принципом перестройки школы стало объединение обучения с производственным трудом. Вместо семилетнего всеобуча вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. При школах оборудовались учебные мастерские для обеспечения трудового политехнического обучения и широкого привлечения учащихся к доступным им формам общественно полезного труда. Десятилетки преобразовывались в одиннадцатилетние средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, что вызвало необходимость в улучшении содержания учебных заведений, введении новых учебных планов и программ, укреплении материальной базы школ.
Уже в 1960/61 учебном году в Приднестровье появились первые восьмилетние школы, а в 1963/64 - был полностью завершен переход на всеобщее восьмилетнее обучение. На основе принятых законов широко развернулось строительство школ как за государственный счет, так и на средства колхозов, совхозов (Тираспольский, Каменский и другие районы). Шефство промышленных предприятий, колхозов и совхозов над школами стало обычным явлением времени. Шефы снабжали учебные заведения необходимым оборудованием и инвентарем, помогали строить, расширять и ремонтировать школьные здания, организовывать мастерские и учебные кабинеты.
Так, в первой половине 60-х годов в Тирасполе были построены десять новых школьных зданий, оснащенных учебными мастерскими и кабинетами, что несколько улучшило материальную базу школ города. В 1965 г. в Тирасполе работали 19 школ, в том числе 11 средних с производственным обучением и 8 восьмилеток. Более полутора тысяч учащихся 4-11 классов приобретали профессии токаря, слесаря, швеи и др. В большинстве школ учащиеся осваивали по две-три, в некоторых - по четыре-пять специальностей. Шефская помощь завода им. Кирова позволила открыть при школе ¹ 6 механический цех, где были созданы все необходимые условия для обучения учащихся профессиям токаря, фрезеровщика и др. Цех был оснащен необходимыми станками, оборудованием, инвентарем. В теоретической и практической подготовке школьникам помогали инженеры и высококвалифицированные специалисты предприятия.
Материальную базу трудового и производственного обучения школ города составляли: 100 токарных, фрезерных, сверлильных и других станков, 600 слесарных верстаков, более чем 140 швейных машин и другая техника. Для производственного обучения в городе имелось семь оборудованных классов на 140 рабочих мест, один конвейер на 20 мест, три участка - на 54 места, один цех - на 20 мест на заводе им. 1 Мая. Производственное обучение учащихся было организовано на заводах им. Кирова, «Электромаш», электроаппаратном заводе, на швейной фабрике «40 лет ВЛКСМ», мебельной фабрике 5 и др.
В 50-70-е годы происходили качественные изменения школьной сети Приднестровья. К 1975 г. количество школ возросло до 234, или на 114% по сравнению с 1955 г., численность учащихся увеличилась соответственно до 104,2 тыс., или в 2,3 раза. Существенные преобразования претерпела структура школ, особенно в сельском секторе региона. С 1955 по 1975 г. общее количество школ в селах Приднестровья уменьшилось с 183 до 175, в том числе начальных школ - с 42 до 32 и семилетних - с 87 до 66. В то же время увеличилось число средних школ с 49 до 72. В них обучалось 72,8% от общего числа учащихся. Таким образом, средняя школа заняла ведущее положение в школьной системе образования Приднестровья. К середине 70-х годов был в основном осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию молодежи.
Школы Приднестровья в 70-80-е годы продолжили работу по повышению уровня профессиональной ориентации и трудового обучения учащихся. При этом использовались учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты. Немалый вклад в дальнейшее совершенствование работы по профориентации школьников вносили коллективы промышленных предприятий, колхозов и совхозов.
Так, в Тирасполе в 1976 г. начал действовать межшкольный учебно-производственный комбинат по 11 специальностям (столяр, токарь, автослесарь, кулинар, швея, ткачиха и др.). Существенную помощь в ремонте и оформлении цехов, в подборе мастеров производственного обучения комбината оказали базовые предприятия - швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ», ПО «Электромаш» и «Тираспольтранс», завод «Молдавизолит», мебельные фабрики 4 и 5 и др. За каждой общеобразовательной школой закреплялись предприятия для оказания помощи в улучшении учебно-материальной базы. Тесная связь установилась между Советом по профориентации средней школы 15 и заводом автоприцепов, который с 1975 г. организовал трудовое обучение старшеклассников в цехах завода под руководством школьных учителей и рабочих. Решающим этапом такой совместной деятельности стала работа учащихся 5-8 классов в школьных мастерских над выполнением заказов предприятия. В конце учебного года заводской комитет профсоюзов награждал лучших ребят путевками в пионерские лагеря.
Современная материальная база способствовала тому, что учащиеся получали первоначальные трудовые навыки непосредственно в школе, а в 9 классе быстро вовлекались в процесс производственного обучения на заводе непосредственно на рабочих местах в цехах. В результате более половины выпускников школ, получив специальность, шли работать на завод.
Плодотворные шефские связи установились между коллективом хлопчатобумажного комбината (ХБК) и средней школой ¹ 10. Подготовка учащихся к выбору трудовой профессии на комбинате начиналась с 7 или 8 класса. Организовывались систематические экскурсии школьников на ХБК, встречи ребят со специалистами комбината. Школьники работали на комбинате в дни пятой трудовой четверти. Учащиеся 9-10 классов проходили практику, предусмотренную учебными планами общеобразовательной школы на базовом предприятии, представители которого участвовали в организации квалификационных экзаменов для ребят десятых классов, прошедших курс трудового обучения. В результате проводимой работы ежегодно несколько десятков выпускников школы вливались в коллектив комбината, а самые лучшие учащиеся школы за счет ХБК направлялись на учебу в Тираспольском детском саду 3. 1953 г. в Ленинградский текстильный институт.
Всемерно развивались в Тирасполе различные формы участия школьников в общественно полезном труде - ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха, другие трудовые объединения. Так, если в 1980 г. организованным трудом в летний период было охвачено 80% учащихся 5-9 классов, то в 1986 г. уже 97,7% школьников города трудились в 465 отрядах, в том числе в 161 - на промышленных предприятиях и в 68 отрядах - на полях колхозов и совхозов.
В регионе создавались условия для того, чтобы работающая молодежь могла получить среднее образование. Большое значение в связи с этим приобретала помощь предприятий школам рабочей и сельской молодежи. Так, тираспольская швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ» впервые в республике стала практиковать включение пунктов об обязательном обучении молодых людей в коллективные договоры и социалистические обязательства. При этом уровень общего образования обязательно учитывался при присвоении рабочим и служащим квалификационных разрядов, переводе на более ответственные участки. Вскоре инициативу швейников поддержали многие предприятия и стройки Тирасполя, Бендер, Рыбницы, некоторые колхозы.
В этом же направлении продуманные мероприятия осуществляли заводы им. Кирова, «Электромаш», «Металлолитографии», предприятие «Тираспольтранс» и др. Для работающей молодежи непосредственно на предприятиях в начале 80-х годов действовало более 30 специальных классов. Здесь же учителями школы организовывались индивидуальные консультации. Лабораторные и практические работы проводились в учебных кабинетах школы.
Для более широкого охвата молодых рабочих очно-заочные школы перешли на многорежимную организацию занятий. В одной и той же школе можно было учиться очно, заочно, утром, днем и вечером. Так, водителям и обслуживающему персоналу «Тираспольтранса» удобно было заниматься до выезда в рейс (с 7 часов утра), а для сотрудников и рабочих торгового управления занятия организовывались с 8 часов утра.
Устанавливались единые льготные (свободные) дни для учащихся всех вечерних (сменных) и заочных школ. Многие предприятия сохраняли средний заработок этого дня для всех учащихся, успешно сочетавших учебу с работой на предприятии. Вопросы повышения общеобразовательного уровня работающей молодежи, не имевшей среднего образования, включались в коллективные договоры с регламентацией условий труда и учебы.
На заводе им. Кирова ежегодно создавались общезаводские и цеховые комиссии содействия вечерней (сменной) школе, а между заводом и сменной средней школой 2 заключался договор о совместной работе по набору и сохранению контингента учащихся. Непосредственно на предприятии действовали пять очно-заочных классов, которые посещали 80-90% молодежи. Одновременно была разработана система морального и материального стимулирования рабочих, обучающихся в вечерних (сменных) и заочных школах. Все это способствовало тому, что только за 1976-1980 гг. среднюю школу окончили 198 рабочих завода. Деятельность руководства и общественных организаций предприятия по охвату общеобразовательной учебой молодых людей, не имеющих среднего образования, получила высокую оценку на Всесоюзном съезде учителей в июне 1978 г.
Большое внимание в Приднестровье уделялось переходу школ на прогрессивные методы обучения - кабинетную систему. Так, если в 1968 г. в школах Тирасполя насчитывалось лишь 69 учебных кабинетов, то к началу 80-х годов уже действовали более 500 оснащенных кабинетов физики, химии, математики, биологии, истории, географии и др.
С 1978 г. начался переход на бесплатное пользование учебниками: первоклассники получили книги бесплатно, а буквари по окончании учебного года дарились им на память. В большинстве школ Тирасполя предприятия-шефы оплатили необходимые учебники для учащихся. Фонды учебников в школах достигли значительных размеров - от пяти до десяти тысяч экземпляров. В начале 80-х годов все учащиеся школ города были обеспечены бесплатными учебниками полностью.
Последовательные усилия органов народного образования, учебных заведений, общественности Приднестровья позволили добиться максимального охвата выпускников восьмилетних школ различными формами обучения, дающими среднее образование. Так, в Тирасполе со второй половины 70-х годов и до конца 80-х более 99% выпускников восьмых классов продолжили свое образование в девятых классах общеобразовательной и вечерней школы, а также в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
Курс на осуществление всеобщего среднего образования вызвал глубокие качественные изменения в системе школ, привел к улучшению ее материальной базы. В 80-е годы в Приднестровье насчитывалось свыше двухсот школ, где обучалось около ста тысяч учащихся. Эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивалась, прежде всего, трудом высококвалифицированных специалистов, мастеров педагогического труда, передававшим школьникам свои знания, навыки культуры, готовившим новые поколения к жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Так, из более чем полутора тысяч учителей и воспитателей Тирасполя 257 являлись кавалерами орденов и медалей СССР и республики, звания «Заслуженный учитель» удостоились восемь человек, «Отличник просвещения СССР» - 24, «Отличник просвещения республики» - 117 и т. д.
Вместе с тем во второй половине 70-х и в 80-х годах в Приднестровье заметно снизились темпы строительства новых школ и детских учреждений, жилья для работников народного образования. За 1975-1985 гг. в Тирасполе была построена лишь одна школа, хотя число учащихся общеобразовательных школ увеличилось на 4076 человек. За эти годы работники образования города получили лишь немногим более тридцати государственных и кооперативных квартир, несмотря на то, что из более чем полутора тысяч учителей и воспитателей состояли в очереди на получение квартиры 310 человек, проживали на частных квартирах - 125, нуждались в улучшении жилищных условий - 160. Сложное положение объяснялось тем, что из государственного бюджета республики не выделялись ассигнования на строительство квартир для работников народного образования города.
Необеспеченность жильем как молодых специалистов, так и остальных категорий работников образования являлась одной из причин высокой текучести кадров. Ежегодно школу покидали 12-14% учителей, в дошкольных учреждениях текучесть превышала 18%, что отрицательно сказывалось на качестве обучения и воспитания детей.
Следствием нехватки школьных помещений стала двухсменная работа школ в Тирасполе, в то время как в республике 64% учебных заведений работали в односменном режиме. В первую смену в городе занималось только 73% учащихся, тогда как республиканский показатель составлял 87%. Тирасполь по показателю сменности занятий в школах занимал последнее место среди городов республики. Обеспеченность школьными местами в Тирасполе также была очень низкой - 60%. Средняя наполняемость классов в городе составляла 34 учащихся, по республике - 27. Из-за отсутствия классных комнат возникали сложности в создании групп продленного дня, во внеклассной работе, факультативных занятиях и других воспитательных мероприятиях. Показатель охвата в группах продленного дня немногим превышал 25% учащихся 1-8 классов против 45% по республике. По этому показателю Тирасполь занимал последнее место не только среди городов, но и районов республики.
В связи с тем, что в 1986 г. начался переход на обучение детей с шестилетнего возраста, появились большие трудности: школы города практически не располагали свободными классными помещениями и поэтому более половины детей обучалось в детских садах. В свою очередь, обострилась ситуация с обеспеченностью местами детей дошкольного возраста. Менее 75% таких детей воспитывались в детских садах, и, несмотря на наличие в этих учреждениях более 1 тыс. детей сверх нормы, очередь на получение места в детсаду составляла 3 тыс. человек.
Существовала еще одна причина, усугубившая положение в народном образовании города - республиканские и местные власти за счет помещений учреждений образования решали различные проблемы, связанные с медицинским, социальным, хозяйственным обслуживанием не только города, но и республики. Так, только за 80-е годы решением местных властей три детских сада были переданы под «Скорую помощь», детскую поликлинику и мелкооптовую базу, две школы переоборудовались в стоматологическую поликлинику и Дворец бракосочетания.
Решением Министерства просвещения республики музыкальному училищу была передана школа на тысячу мест, а школа-интернат на 520 мест реорганизована в республиканскую специальную школу-интернат для глухих детей. В школе на 1560 мест (постройка 1983 г.) была размещена Республиканская средняя школа-интернат спортивного профиля. Учебный корпус на 520 мест и общежитие вспомогательной школы-интерната на 260 мест переданы Институту повышения квалификации учителей. Все это негативно сказывалось на функционировании учреждений народного образования города.
В системе воспитания учащихся наряду с классно-урочной важное место занимала внеклассная и внешкольная работа. Еще в первые послевоенные годы стали открываться внешкольные учреждения, призванные всесторонне развивать способности, склонности учащихся, воспитывать у них общественную активность, интерес к труду, науке, технике, искусству, истории и др. В Бендерах Дворец пионеров и школьников открылся в 1944 г., в Тирасполе - в 1948 г. Здесь работали технические кружки, коллективы художественной самодеятельности. Кроме того, при Тираспольском Дворце пионеров была открыта библиотека с фондом в 3,5 тыс. книг. В 1980 г. было сдано в эксплуатацию новое здание Дворца пионеров.
В середине 50-х годов в Тирасполе начали действовать станция юных натуралистов, детская техническая станция, в которых были задействованы около 1,5 тыс. учащихся. Более 450 человек занималось в детской спортивной школе.
В 80-е годы в Тирасполе насчитывалось девять внешкольных учреждений. Активную работу с учащимися проводили кружки при Домах культуры и клубах предприятий и учреждений. В музыкальных школах города обучалось более тысячи детей, в художественной школе - свыше 200. В трех детских спортивных школах повышали мастерство более 1,5 тыс. человек. Каждый год эти учреждения готовили сотни спортсменов-разрядников, а также мастеров и кандидатов в мастера спорта. Десятки тираспольских школьников регулярно включались в состав сборной республики и участвовали во всесоюзных спартакиадах школьников и других соревнованиях. В то же время различными видами внешкольного обучения и воспитания были охвачены около 4 тыс. учащихся.
Активно проводилась в школах Тирасполя внеклассная работа. В 250 школьных кружках занималось более 6 тыс. учащихся. Книжный фонд школьных библиотек составил 150 тыс. экземпляров учебников, 60 тыс. - методической и 150 тыс. - художественной литературы. В целом же в Приднестровье в 80-е годы действовали 11 Дворцов и Домов пионеров и школьников, 3 станции юных техников, 6 художественных, 13 музыкальных и 15 спортивных школ.