Творческая деятельность.




Структура деятельности человека.

В структуре деятельности выделяют объект и субъект деятельности. Субъект – это тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или самого себя.

Объект деятельности – это то, на что она направлена. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные элементы, а также различные сферы человеческой жизни. Процесс взаимодействия субъекта и объекта именуется содержанием деятельности.

Условием человеческой деятельность является наличие заданной цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель – это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата. Для того, чтобы цель была достигнута, необходимы средства ее достижения – все то, что используется ради достижения цели. Средства достижения должны соответствовать цели, чтобы получился желаемый результат. В процессе деятельности получается результат, который изначально был в представлении человека. Получается, что деятельность включает в себя идеальное и материальное преобразование объекта.

Деятельность состоит из цепи последовательных действий. В каждом действии видны цель, средство и результат. Способ выполнения действия называется операцией, большинство операций выполняется автоматически.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Классификация деятельности человека.

Существуют различные классификации видов деятельности. Различают деятельность практическую (направленную на преобразование объектов природы и общества) и духовную (направленную на изменение сознания людей).

Практическая деятельность, в свою очередь, делится на материально-производственную (преобразование природы) и социально-производственную (преобразование общества).

В духовной деятельности выделяют духовно-практическую и духовно-теоретическую.

Другая классификация делит деятельность на репродуктивную (получение уже известного результата) и продуктивную (выработка новых целей и средств их достижения).

По полученным результатам деятельность может быть созидательной или разрушительной.

При соотнесении деятельности с ходом истории деятельность может быть прогрессивной и регрессивной; в зависимости от соответствия законам и нормам морали – законная и незаконная, моральная и аморальная; по количеству участников – индивидуальная, коллективная и массовая.

Деятельность различается также по общественным сферам: экономическая, социальная и т.д.

Деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя проявляется в виде движений, внутренняя – умственных усилий.

Типы общения.

1. Между реальными субъектами: это может быть разговор двух людей, переписка, игра, обряд, представительное общение (переговоры между дипломатами, предпринимателями и т.д.).

2. Между реальным субъектом и иллюзорным партнером: это может быть общение с животным, которое рассматривается как существо, способное понять, ответить и т.п.

3. Между реальным субъектом и воображаемым партнером: это беседа со своим внутренним голосом или другим человеком, которого мы себе представляем, общение с художником через созданное им произведение искусства; общение с Богом через молитву и т.д.

4. Между воображаемыми партнерами, например, литературными персонажами.

Общение делится на вербальное (с помощью слов и звуков) и невербальное (при помощи мимики и жестов).

4. Мотивы деятельности.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая удовлетворяется в ходе и с помощью данной деятельности. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.

Потребности бывают подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.

Другим мотивом деятельности человека являются социальные установки – ориентация человека на социальный объект, предрасположенность к определенным действиям по отношению к этому объекту.

Особая роль в мотивации деятельности принадлежит интересам – осознанными потребностями, имеющими для людей существенное значение. Интерес человека направлен не на предмет потребности, а на общественные условия, делающие доступным этот предмет.

Интересы зависят от социального положения человека. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности.

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у человека способностей – индивидуальных особенностей, от которых зависит успешность той или иной деятельности. Способности различаются по видам деятельности, к которым они относятся (научные, математические и т.д.).

Совокупность способностей, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности, называется талант. Высшей степенью развития способностей является гениальность.

5. Трудовая деятельность. Обучение.

Труд – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном счете, имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является многообразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимы мастерство, умение, знания. Таких слагаемых требует любой труд, как физический, так и интеллектуальный. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Обучение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Обучение может быть организованным и осуществляться в специализированных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых людей обучение может быть в форме самообразования. Особенностью обучения является то, что оно прямо служит средством психологического развития индивида.

Творческая деятельность.

Творчество – это деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. В понятие творческой деятельности включается воображение, интуиция, творческое озарение. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления, с одной стороны, и по полученному результату - с другой. Результат творческой деятельности всегда оригинален. Творческая деятельность, как правило, многообразна. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда.

В техническом творчестве существуют две формы получения творческого результата (решения): изобретение и рационализация. Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен иметь положительный эффект. Рационализация – это не создание нового, а улучшение уже существующего.

К творчеству может быть отнесена только такая деятельность, результатом которой может быть создание вещи, обладающей высокой общественной значимостью. Результат творческой деятельности не всегда совпадает с результатом его практической применимости и значимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: