Лекция
Тема: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Вопрос 1. Основные понятия и определения технической эксплуатации
Общие задачи, содержание, систему технической эксплуатации и требования к техническому состоянию судов, судовых конструкций и технических средств определяют ГОСТ 18322-78, ГОСТ 23346-78 и Положение о технической эксплуатации морского флота. Общие требования по технической эксплуатации СЭО, включая электрические средства автоматизации энергетических установок, вспомогательных механизмов и систем, установленного на судах морского флота, определяют ПТЭ СТС и Комплексная система ТО и ремонта судов.
В соответствии с этими документами под технической эксплуатацией СЭО и ЭСА понимается совокупность мероприятий по техническому использованию, техническому обслуживанию и ремонту. Техническая эксплуатация СЭО и ЭСА представляет собой производственную, организационную и научно-техническую деятельность судовых экипажей, береговых предприятий и организаций, обеспечивающую эффективное использование и исправное состояние СЭО и ЭСА (рис.1.1).
Начало эксплуатации устанавливается в нормативно-технической документации на СЭО и ЭСА или договорах о поставке и может исчисляться: с момента отгрузки, с момента получения потребителем или с момента окончания монтажа и наладки после установки СЭО и ЭСА на судне.
Окончание эксплуатации определяется переходом в предельное состояние соответствующего вида, при котором предполагается окончательное прекращение применения СЭО или ЭСА по назначению.
Управление технической эксплуатацией включает в себя планирование, создание организационных структур, регулирование, контроль, учет и анализ результатов эксплуатации. Оно должно обеспечивать выполнение основных задач технической эксплуатации.
Рис.1.1. Структурная схема системы технической эксплуатации
Техническое использование — использование СЭО и ЭСА по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными приемо-сдаточными документами или заданными судовладельцем. Техническое использование СЭО и ЭСА осуществляется судовым экипажем и заключается в контроле, и учете технического состояния, проверке готовности к действию, вводе и выводе из действия, обеспечении, изменении и поддержании режимов работы, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности СЭО и ЭСА при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТО содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности СЭО и ЭСА в течение их срока службы. Под операцией ТО понимается законченный этап ТО составной части изделия, выполняемый на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
В ТО СЭО и ЭСА могут входить контроль технического состояния, регулировка, очистка, смазка, выявление и устранение неисправностей, замена некоторых составных частей, изношенных или вышедших из строя, и т. д. ТО СЭО и ЭСА осуществляется электрогруппой судна, ремонтными бригадами и берего
выми подразделениями и предприятиями (базами технического обслуживания, судоремонтными заводами и др.).
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности СЭО и ЭСА и восстановлению ресурсов СЭО и ЭСА или их составных частей. Под операцией ремонта понимается законченная часть ремонта, выполняемая на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектация, контроль технического состояния СЭО и ЭСА, восстановление деталей, сборка и т. д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций ТО. Ремонт может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей, блоков. Ремонт, как правило, сопровождается выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку СЭО и ЭСА.
В зависимости от характера неисправностей и сложности и объема работ, необходимых для приведения СЭО и ЭСА в исправное или работоспособное состояние, ремонт разделяют на плановый и неплановый, текущий, средний, капитальный, регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Плановый ремонт — это ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; постановка на неплановый ремонт осуществляется без предварительного назначения.
Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности СЭО и ЭСА и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (переборка СЭО, восстановление зазоров, регулировка, устранение мелких неисправностей электросетей, приборов, ЭСА).
Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением деталей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном нормативно-технической документацией.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Для судовых технических средств установлено два вида ремонта: текущий и капитальный.
Регламентированный ремонт - плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования к моменту начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию - плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием СЭО и ЭСА.
Различают следующие характерные временные режимы эксплуатации: непрерывный Н, циклический Ц, оперативный ОП и общий ОБ, определяемые чередованием периодов ожидания (по условиям эксплуатации от объекта не требуется функционирование, он не создает полезного эффекта, но готов к немедленному приведению в действие) и действия (от объекта требуется функционирование).
При непрерывном режиме эксплуатации период действия объекта длится непрерывно, при циклическом режиме определенные периоды действия и ожидания чередуются с постоянной цикличностью, при оперативном режиме неопределенный период ожидания сменяется периодом действия заданной продолжительности, а при общем режиме периоды действия и ожидания чередуются случайным образом.
Совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта, исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества СЭО и ЭСА, составляет систему ТО и ремонта СЭО и ЭСА.
Показатели системы ТО и ремонта позволяют оценить затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием СЭО и ЭСА (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения ТО и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т. д. Такими показателями являются средняя продолжительность ТО (ремонта), средняя трудоемкость ТО (ремонта), средняя стоимость ТО (ремонта) и др.
Техническое обслуживание и ремонт СТС на водном транспорте проводят по планово-предупредительной системе.
Вопрос 2. Технические состояния и их взаимосвязь с процессом технической эксплуатации
Техническое состояние СЭО и ЭСА характеризуется совокупностью подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств СЭО и ЭСА, определяемой в данный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.
Начальное техническое состояние СЭО и ЭСА определяется конструктивно-производственными факторами: схемные и конструктивные решения, элементная база и материалы, качество производства.
В процессе технической эксплуатации (ТЭ) СЭО и ЭСА подвергаются воздействию многих эксплуатационных факторов, раз личным образом влияющих на их техническое состояние. К таким факторам относятся условия и режимы работы СЭО и ЭСА (установившиеся и переходные режимы, влияние окружающей среды - температура, влажность, вибрация и др.) и воздействия обслуживающего персонала, определяемые квалификацией и стажем работы (выбор режимов эксплуатации, проведение ТО и ремонтов).
Под действием эксплуатационных факторов за определенный период времени вследствие износа и старения элементов происходит изменение технического состояния СЭО и ЭСА.
Многообразие и вероятностный характер воздействий конструктивно-производственных и эксплуатационных факторов на СЭО и ЭСА приводят к следующему:
не представляется возможным обеспечить выпуск объектов со строго номинальными значениями параметров, и поэтому в нормативно-технической документации приводятся допускаемые предельные отклонения параметров от номинальных значений;
оказывается различным фактическое техническое состояние объектов при одинаковой продолжительности эксплуатации или наработке.
Указанные обстоятельства обусловливают взаимосвязь процесса ТЭ с процессом изменения технического состояния СЭО и ЭСА и создают необходимость определения вида технического состояния СЭО и ЭСА путем диагностирования в процессе эксплуатации.
Виды технических состояний. Соответствие или несоответствие качества объекта определенным техническим требованиям, установленным нормативно-технической документацией на этот объект характеризуется видом технического состояния. Все множество возможных технических состояний, присущих данному объекту, с помощью установленных критериев качества представляют следующими подмножествами видов технических состояний:
Ωии Ωни - исправное и неисправное;
Ωр и Ω нр - работоспособное и неработоспособное;
Ωф и Ωнф - правильного и неправильного функционирования;
Ωп - предельное состояние.
Исправное и неисправное состояния делят все множество состояний на два непересекающихся подмножества. Исправным (исправность) называется такое состояние объекта Ωи, при котором он отвечает всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Неисправным (неисправность) называется состояние объекта Ωни, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Работоспособное состояние (работоспособность) Ωр- такое состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Неработоспособное состояние (неработоспособность) Ωнр - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Техническое состояние правильного функционирования (правильное функционирование) Ωф — такое, при котором применяемый по назначению объект в целом или его составная часть выполняют в текущий момент времени предписанные им алгоритмы функционирования со значениями параметров, соответствующими установленным требованиям. Соответственно в состоянии неправильного функционирования Ωнфобъект не выполняет предписанные алгоритмы функционирования с требуемыми значениями параметров.
Различают еще предельное состояние объекта Ωп, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Переход в предельное состояние может произойти вследствие отказа или из-за неустранимого нарушения требований безопасности, снижения эффективности эксплуатации, морального старения и других факторов. Переход СЭО и ЭСА в предельное состояние приводит к временному или окончательному прекращению применения по назначению. Переход перемонтируемого оборудования в предельное состояние в результате отказа или наступления момента, после которого дальнейшее применение еще работоспособного оборудования оказывается недопустимым из-за опасности или вредности технического использования, означает окончательное прекращение применения по назначению.
Ремонтируемый объект может переходить в предельное состояние, при котором требуется ремонт (временное прекращение применения по назначению) или прекращение применения объекта по назначению (списание).
Согласно приведенным определениям все множество технических состояний Ω объекта может быть представлено в виде объединений пар множеств
Ω=Ωи Ωни=ΩР
Ωнр=ΩФ
Ωнф.
При этом понятие исправность шире, чем понятие работоспособность. Работоспособный объект может быть неисправным, но его неисправности при этом не настолько существенны, чтобы
нарушать работоспособность. Это, например, неисправности, связанные с нарушением внешнего вида. В свою очередь понятие работоспособность шире, чем понятие правильное функционирование. Так, неработоспособный объект с учетом всех режимов работы может находиться в состоянии правильного функционирования для конкретного режима работы, на который имеющиеся неисправности не оказывают влияния. Это можно записать следующим образом:
Ωи Ωр
Ωф
Ω; Ωнф
Ωнр
Ωни
Ω.
Все подмножества видов технических состояний являются пересекающимися, и внутри каждого вида может быть большое число технических состояний (рис. 1.2).
Группы технических состояний. Для уточнения технические состояния объекта могут быть разделены на конечное число групп, каждая из которых характеризуется определенными общими свойствами. Техническое состояние при проверке объекта распознается с точностью до вида, а при поиске дефекта - с точностью до группы.
![]() |
![]() |
Рис.1.2. Диаграмма видов и групп технических состояний
Согласно рис.1.2, технические состояния объекта можно условно разбить на характерные группы, определяемые соответствующими пересечениями подмножеств видов технических состояний:
И = Ωи∩Ωр∩Ωф - группа состояний исправных работоспособных и правильного функционирования;
P = Ωр∩Ωф∩Ωни - группа состояний работоспособных правильного функционирования неисправных;
Ф = Ωф ∩Ωни∩Ωнр - группа состояний правильного функционирования неисправных неработоспособных;
НФ = Ωнф∩Ωни∩Ωнр группа состояний неправильного функционирования неисправленных неработоспособных.
Следует еще выделить группу предельных состояний П, в которых применение по назначению СЭО и ЭСА недопустимо из-за устранимого или неустранимого отказа или нецелесообразно из-за морального старения и т. п.
Убеждаться в исправности (неисправности) объекта необходимо после его изготовления и ремонта, так как новый или отремонтированный объект должен удовлетворять требованиям нормативно-технической документации.
Определение работоспособного (неработоспособного) ТС объекта, т. е. выполняет ли он все заданные функции с сохранением значений требуемых параметров (признаков) в допустимых пределах, важно практически для всего процесса эксплуатации, при ТО, после транспортирования и
хранения и т. д.
Определение ТС правильного (неправильного) функционирования объекта, при котором значения параметров (признаков) в текущий момент реального времени находятся в допустимых пределах (объект правильно выполняет конкретную заданную функцию) является существенным для процесса применения по назначению.
Установление предельного ТС объекта в процессе ТЭ обычно означает необходимость прекращения дальнейшей ТЭ и списание объекта.
Техническое состояние - неисправное, неработоспособное, предельное, а также неправильного функционирования - может уточняться в ходе выявления соответствующих дефектов, относящихся к одной или нескольким частям объекта или к объекту в целом.
В процессе эксплуатации под воздействием эксплуатационных факторов объект будет переходить из одной группы ТС в другую. В зависимости от ТС объект может по-разному эксплуатироваться, т. е. меняться мероприятия технической эксплуатации.