Попробуем проследить как этот корень в смысловом отношении проявляется в различных европейских языках.




 

Английский: roast - варить, жарить, обжигать; russet бурый, рыжий; roster -военный порядок; rousing - возбуждающий, сильный, жестокий; red - красный.

Немецкий: rosten - жарить, сушить, обжигать; rustung - вооружение; rostigkeit - бодрость, здоровье; rot - красный.

Французский: rotir - жарить, жечь, палить; rosser - бить, колотить, отдубасить; rouge - красный, злой; rush - стремление, натиск, напор.

Испанский: rostir - жарить, греть; rosguero - задира; rusiente - раскаленный; rostro a rostro - лицом к лицу; rugir - рычать, воинственно кричать (сравнимо с русским "рыцарь" - рыкарь, рыкать).

 

Как видим, посредством арийского корня ros (рус) в древнем названии нашей страны заложено активное природное и культурное начало, имеющее многотысячелетнюю историю. Ярким продолжением этой мысли является усиление сути Руси таким словосочетанием, как Червонная Русь.

 

Это имя относилось к территории, на которой в конце XI века сложилось мощное Галицкое княжество. Оно возникло на западнорусских землях хорватов (центр Перемышль) и дублеров, впоследствии бужан или волынян (центры - Владимир Волынский и Червень). Земли эти лежали на северо-западных склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет.

 

Название бывшего галицкого города Червень (Червенъ), точное местоположение которого неизвестно, появляется в древнерусских летописях под 981 год. Форма этого имени связана с такими древнерусскими словами, как красный, ярко-красный, алый, багряный, червленный. Она одного корня с названием первого месяца лета в украинском языке - червень (июнь). Как видим, символика красного цвета отображена не только в самом слове Русь, названии юго-западной территории, но и в имени города Червень.

 

Таким образом, красным цветом помечены южные цветопсихологические границы интересов России. Это Черное (Русское) море и территория бывшей Галицкой(Червонной) Руси.

 

В ведической традиции красный цвет соответствует первой чакре человеческого тела - чакре земли - Муладхаре, о которой уже шла речь.

 

Культ желтого (золотого) цвета является отражением солярной идеи арийцев, так же как и колесо (обруч, пояс, перстень, нимб и т. п.), связанной с солнцепоклонничеством. Для древних славян золото - символ зрелости хлебов, поскольку солома имеет отождествление с Солнцем. Оно же символ божественного озарения, ореол святости, княжеское и царское начало.

 

В ведической традиции золотой цвет соответствует области солнечного сплетения - чакре Манипура.

 

Белый цвет в языческой символике славян связывается с дневным небом, божественностью, святостью, чистотой, высшей мудростью, мечтой и прожитой жизнью. В русском фольклоре смерть телесная всегда белая, как еще иногда дополняют: "в белых тапочках". Отсюда и цвет одежд, К примеру, русские моряки перед смертельным боем одевали форму белого цвета. Врачи, соприкасающиеся со смертью, одеты в белые халаты.

 

Под белым цветом подразумевается очистительный огонь. Венцом радости и очищения считают веды корону белого цвета. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. Береза изображена как дерево духов тоже по принципу цвета. Белый цвет обозначает и целое, как опыт уходящий в прошлое (к целому космическому или божественному).

 

Белый цвет запределен. Как и черный цвет, белый в чистом виде в природе не существует. Поэтому, исходя из цветового спектра, черный назовем темно-красным, а белый - светло-фиолетовым. Эпитет "белый" в русском фольклорном значении представляется, как "прекрасный", а возможно и "предкрасный", учитывая феномен новорождения (или реинкарнации).

 

Завершающий цветовой спектр фиолетовый цвет имеет сродство как с предыдущим синим, так и с последующим (через посредство запредельных белого и черного) красным. Вот причина существования слова предкрасный". Значит "белый".

 

В ведической традиции белый цвет соответствует Сахасраре чакре, расположенной на вершине черепа. Выше нее находится зонтик из тысячелепесткового лотоса всех цветов радуги. К этой чакре, как к своему супругу поднимается энергия Кундалини. Через раскрытие этой чакры йог достигает осознания своей духовной природы. Это граница материального и духовного. Русь была святой еще до обращения ее в христианство.

 

История этого названия своими корнями уходит в глубокую древность. Г.А. Ильинский (1928 г.) в значении слова "белый" обнаружил смысл "находящийся севернее" (ср. противопоставление севера и юга в паре Белая Русь - Червонная Русь).

 

Смысл белого цвета находим в прародине славян, а именно территории северного полюса, откуда ушли их прапредки арии в связи с изменением климатических условий. "Индусская традиция до сих пор помнит о "cveta dvipa" - "Белым Острове или Континенте", лежащем на севере от Индии, пишет русский метафизик и традиционалист А.Г. Дугин. Чаще всего cveta dvipa означал символический остров Варахи, находящийся на Северном полюсе - месте изначального местожительства древних прапредков индусов".

 

Любопытно заметить, отмечает автор, что, по-видимому, задолго до прихода на территорию южнорусских степей (от Черного моря до юга Урала) прапредков индусов (которые позже мигрировали в "актуальную Индию"), эти земли уже были заселены людьми. Свою территорию они называли "Жилищем Богов - Великая Швеция" или "Холодная Швеция".

 

Значительно позже вместе с германскими племенами некоторые из них переместились в Скандинавию, ставшую "Жилищем Людей - Малой Швецией". Именно через эту "Великую Швецию" протекали реки древних ариев - Дон (Танаксвиль или Ванаксвиль) и Днепр (Данапру или по-гречески "Борисфен"). Само же слово "Швеция" - Sveden, Suetia -, по мнению автора, скорее всего означало "светлый", "белый", "световой". Но именно этот индоевропейский корень зуе1 или Ьуе1 и логически и этимологически близок русскому слову "святой".

 

То, что предки индусов - носители ведической традиции в ее ранней форме -определенный период времени жили на территории юга сегодняшней России, подтверждают все современные археологические раскопки. Таким образом, "светлая", "белая", "святая" страна в древнеиндийские времена связывалась с Русскими Землями.

 

Обратимся теперь к славянскому богу, безраздельному хозяину царства небесного огня - Сварогу. С его именем связана следующая этимологическая цепочка слов: Солнце, свет, световой, светлый, белый, святой, свет - батюшка, Световид, Святогор, Светлояр, святки, сфера, вера, светило... Их смысл здесь созвучно сливается. Все эти слова из одного родового гнезда, они русские, а не византийские.

 

Древние славяне славили Род свой, оттого и звались "славящими" или славянами.

 

Поэтому бог Род (перевоплощающийся из Сварога) относился ими к "белому свету". Славяне не только почитали бога света, но и числили себя его родственниками (русый - значит светлый). Соседние же племена называли славян внуками Даждь-бога (один из солнечных богов).

 

Символ белого цвета чрезвычайно близок русскому национальному мышлению. Не случайны поэтому такие характеристики Русской Земли, как "Белая Русь" или "Святая Русь". Выдающийся украинский и русский филолог А.А. Потебня (1835 - 1891 гг.) предположил, что выражение "Белая Русь" первоначально означало "вольная, свободная, неподчиненная".

 

В самом деле, в русских говорах прилагательное "белый" широко употребляется в этом смысле. Белый или обеленный - "свободный от подати" (ср. белая земля, белое место, "церковная земля"); белые крестьяне "свободные от всех податей и повинностей". Белыми называл народ свою веру, царя и отечество (ср. также пословице "на Белой Руси не без добрых людей"). Белый свет и белсвет - это "вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны, весь свет, мир, вся земля наша и все люди".

 

В разные эпохи выражение "Белая Русь" меняло свое содержание. Впервые исторически оно было засвидетельствовано в XIV в., хотя предполагается, что оно было известно значительно раньше. В XV в. этим выражением все чаще называли северо-восточную Русь. Возможно, что оно обозначало "вольную, великую или светлую" державу, в то время как противоположное ему выражение "Черная Русь" (т. е. Литовская Русь) означал "подчиненная, меньшая страна" (Соловьев, 1947 г.). На такое представление могло повлиять изменение в политической ситуации: в 1480 году Московская Русь освободилась из-под власти татарского хана и слово "белый" стало употребляться в значении "вольный" и т. д..

 

Это подтверждается еще и тем, что до принятия католической веры. Литовская Русь была Белой, а Московская - Святой (Стельмашук, Лебедев, 1998 г.). Литовская Белая Русь, которая не была завоевана ни татарами, ни поляками, из-за национальной измены своей правящей элиты, усвоившей западные ценности в виде католицизма, польского языка и шляхетской вольности, превратилась в нищую, закабаленную польскую провинцию.

 

В начале XVII в. в Москве понимали под Белой Русью не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI в. называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

 

В XIX - начале XX веков почти все дворянство и интеллигенция Белоруссии были ополячены. Более того, меньшая, но не маленькая часть простых белорусов приняли католичество и считали себя поляками (или "литвинами"), хотя обычно и не знали польского языка.

 

В начале XX в. православные белорусы называли себя русскими, а католики - поляками. Слово "белорус" тогда означало жителя северозападных губерний Российской Империи (куда включали Смоленщину, зато не учитывали относящуюся к Литве Гродненскую губернию) и означало территорию, а не этническую принадлежность человека.

 

Объединение Великой, Белой и Малой Руси в одно государство - Российскую Империю, а затем в СССР - покончило с попытками окатоличивания и полонизации их северо-западных народов. Это привело к быстрому росту промышленности, способствовало защите общего Отечества в периоды Первой и Второй мировых войн.

 

К сожалению, "перестроечные" события конца XX в. в СССР, повлекшие за собой разрушение страны, показали, что более прозападно настроенная Литва не осталась в составе Российской федерации, а белорусский народ приложил все усилия для сохранения единства с Россией.

 

В этом смысле территория республики Беларусь является ключевой территорией в деле защиты не только русских и белорусов, но и многих других народов от очередной современной активизации западнического влияния (теперь уже относящегося к интересам США) и предупреждения развязывания Третьей мировой войны.

 

Вспомним, "когда началась перестройка, переросшая затем в "радикальные реформы", - пишет Г.В. Стельмашук и С.В. Лебедев, - в Белоруссии оказалась весьма малочисленная социальная база реформаторов, учитывая незначительность местной коррумпированной партократии, криминалитета и "корензированной" национал-интеллигенции.

 

Прибавим к этому историческую память белорусов и станет понятным "феномен Лукашенко".... Курс президента пользуется поддержкой в народе, о чем свидетельствует отсутствие серьезной и массовой политической оппозиции. Даже на митингах и демонстрациях в Минске в 1997 году среди арестованных манифестантов оказалось на удивление много литовских саюдистов, западно-украинских самостийников и даже поляков из "Солидарности". Похоже, белорусские националисты испытывают нехватку национальных кадров".

 

Особенности употребления выражения Белая Русь, а также русского нарицательного слова "белый" заставили исследователей предположить, что оно, возможно, совмещало некогда множество значений. То значение, с которым слово дожило до нас, именно значение цвета, есть продукт позднейшей смысловой дифференциации (Державин, 1944г.).

 

Таким образом белым цветом помечены северные цветопсихологические границы интересов России. Это Белое море и северо-западные территории Европы.

 

Если теперь соединить два крайних "цвета" - белый (предкрасный) и черный (червонный), то полученная система может быть переведена в символическую диаду: "Белое - Красное (Черное)", "Светлое - Темное" или "Святая Русь". Поэтому не случайно именно эти цвета легли в основу русских: национального орнамента, княжеской геральдики, костюмов, росписей, географических названий...

 

Под сочетанием белого и красного цветов подразумевается также соответственно день и ночь, лето и зима, Белая и Черная эпохи, Белобог и Чернобог. Это все цветопсихологические северные и южные границы интересов России. Не случайны, по-видимому, и названия северной и южной границ Русской Земли - Белое и Черное моря.

 

Подводя итог вышесказанному отметим, что предки славян и индусов, древние арии, не только знали глубинную суть цветовой символики соответствовать природе, но и на бессознательном уровне передали ее своим потомкам. Ее расположение в фольклоре и письменном эпосе характеризует структуру мышления индоевропейцев и в частности русского народа. Это мы могли наблюдать на примере исследования словосочетания "Святая Русь".

 

Охрана цветопсихологических границ интересов, как в терминологическом, так и в территориальном смыслах, является одной из важнейших составляющих геполитической безопасности как самой России (Великой, Белой и Малой Руси), так и стран СНГ.

 

Их смещение в ту или иную сторону, а равно и отмена, чреваты неосознаваемым ростом общественной напряженности с целью восстановления утраченного равновесия. Это не раз зафиксировано в истории.

 

ГОРСКИЙ А.В. 2007 год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: