Глава 3. Пути преодоления деформаций политического режима




 

Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государ­ства и права. Идет процесс становления новой государственной и пра­вовой системы, соответствующих требованиям современного граждан­ского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни лю­дей и резко высветивший те негативные последствия, которые породи­ла тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубо­чайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего проче­го, только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган, должностное лицо осознали важность этой задачи.

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации.

Для реального преодоления авторитарных и бюрократических деформаций политического режима и соответственно построения демократического и правового государства в России необходимо:

• повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать ча­стью мировой цивилизации;

• построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

• обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граж­дан;

• создать стабильную политическую обстановку, решить нацио­нальный вопрос;

• создать развитую правовую систему, повысить правовую культу­ру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессио­нальную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает созда­ние системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституцион­ных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную от­ветственность государства и личности.

При этом материальная, экономическая сторона реформ стоит на первом месте. Экономическая неэффективность административно-коман­дного производства не смогла материально обеспечить отечественную систему социальной защищенности. Кризис в экономике подорвал «нерыночную» систему социальной защиты: стремительно возросли цены, появились беженцы, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, что привело к имущественному расслоению общества, росту социальной напряженности.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компен­сировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:

• платное распределение жилья с учетом качества квартир в соче­тании с бесплатной передачей его части главным образом мало­обеспеченным семьям;

• проведение разумной политики доходов, состоящей в снятии «верхних» ограничений размера заработка при условии увеличе­ния конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельно­сти, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т. п.);

• смягчение роста цен компенсациями, в первую очередь, малоиму­щим слоям населения, введение «индексации доходов», т. е. пере­счет фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия), пропорционально росту цен, расчет минимального потребительского бюджета (то, что называется чертой бедности);

• организации мер по трудовой занятости населения (открытие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, пере­квалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплата пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности рабо­ты специализированных государственных органов, занятых тру­доустройством населения, и т. д.

Становление социального государства означает переход к тому, что можно назвать современной демократией в узком смысле. Социальное государство — это не только и не столько программы помощи неиму­щим, сколько принятие государством ответственности за поддержание стабильности экономического положения граждан, что стало неизбеж­ностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе. Характер современного социального государства отражен в структуре его расходов; например, в США средства, перераспределяемые через федеральный бюджет, составляют около 24% ВНГТ, из них 55-60% расходуются на социальные нужды. Программы пенсионного обеспе­чения и медицинского страхования поглощают $250 млрд. из общей суммы $570 млрд. социального бюджета, и только 17-22% выделяемых на социальные программы средств направляются на поддержку мало­обеспеченных семей. Смысл современного социального государства состоит в стабилизации политической системы на основе расширения социально-экономических функций государства и достижения в обще­стве социального мира, заключения своего рода нового общественного договора[11].

Кроме того, экономическая составляющая реформ не будет эффективна без политико-идеологического обрамления, необходимы соответствующие политические и идеологические гарантии реформ.

Под политическими гарантиями понимается всестороннее развитие и совершен­ствование политической системы общества, всей общей системы демок­ратии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

Под идеологическими гарантиями — мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

Большое значение придается специальным юридическим (правовым) гарантиям, особенно когда речь идет о разрешении той или иной конф­ликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресечение нарушений права.

Эти гарантии включают не в последнюю очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных послед­ствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприя­тие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

Большое значение в современных условиях приобретает комплекс­ная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов для защиты конституционных прав и законных интересов граждан, субъектов Федерации, предотвращения злоупотребления государ­ственными органами своими правами, обеспечения единства правовой системы.

Отсутствие конституционного механизма ответственности должно­стных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком оче­видно для юристов, его создание напрашивается само собой. В этой связи являются прогрессивными принимаемые законодателем меры по персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений. Налицо стремление уйти от «законности» тоталитарной системы, которая строилась на извест­ной формуле: «приказ начальника — закон для подчиненных». Она и поныне, к сожалению, служит должностным лицам оправданием в принятии решений, унижающих человеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери экономического, политического, нравственно­го и социального характера.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в таком государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между лично­стью и государством, в котором реализуйся большая часть прав и сво­бод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование является фундаментом для развития чело­веческой личности. Его состояние характеризует перспективы разви­тия конкретного общества.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразо­ваний в государственной и политической жизни нашего общества, яв­ляется уровень политической и правовой культуры. Необходимо из­бавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представите­лей государственного аппарата[12].


Заключение

В качестве заключения стоит привести краткие обобщенные выводы по данной работе.

Политический режим – совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, сово­купность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «поли­тический режим» шире, чем понятие режима осуществления государ­ственной власти.

Пытаясь классифицировать политический режим, установив­шийся сегодня в Российской Федерации, с позиций приведенной выше типологии, невозможно применить по отношению к нему в полной мере ни одну из приведенных выше характеристик. Это обстоятельство позволяет классифицировать политический режим современной России как переходный, скорее всего — либераль­но-авторитарный.

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубо­чайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего проче­го, только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган, должностное лицо осознали важность этой задачи.

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации, то на которое Россия вправе рассчитывать исходя из своего исторического опыта, обращаясь к временам Екатерины II и Петра Великого, когда ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то российского государства.


Список использованной литературы

1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. – Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с. – (Серия «Учебник для вузов»).

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

3. Зорькин В.Д., Кутафин О.Е. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г. – 921 с. – С. 7.

4. Каменская Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современ­ности. М., 1994. – 564 с. - С. 52.

5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, испр. И доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

6. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003 г. – 432 с.

7. Лукьянов А. «А начинали с разрушения командно-бюрократической системы» // Российская Федерация. – 1994. – № 22-24.

8. М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2005. – 656 с.

9. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 631 с.

10. Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв.: M, 1995. – 431 с.

11. А.С. Пиголкин, Ю.А Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. – Общая теория права: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.


[1] Зорькин В.Д., Кутафин О.Е. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г. – 921 с. – С. 7.

 

 

[2] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003 г. – 432 с. – С. 11.

 

[3] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, испр. И доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с. – С. 129.

[4] Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв.: M, 1995. - С. 185.

 

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с. – С. 123.

[6] А.С. Пиголкин, Ю.А Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. – Общая теория права: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с. – С. 189.

[7] Лукьянов А. «А начинали с разрушения командно-бюрократической системы» // Российская Федерация. – 1994. – № 22-24. – С. 34.

 

 

[8] Абдуллаев М.И., Комаров С.А. – Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с. – (Серия «Учебник для вузов»). – С. 146.

[9] Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 631 с. – С. 421.

 

 

[10] М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2005. – 656 с. – С. 229.

[11] Каменская Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современ­ности. М., 1994. – 564 с. - С. 52.

[12] Абдуллаев М.И., Комаров С.А. – Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с. – (Серия «Учебник для вузов»). – С. 199.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: