В последние годы Федеральная таможенная служба определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов РФ. В рамках мероприятий по модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров осуществлена централизация функций контроля после выпуска товаров в специализированных подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров. Было исключено дублирование функций таможенного контроля после выпуска товаров различными подразделениями таможенного органа. В этой связи отделы по таможенному контролю после выпуска товаров, созданные на базе отделов таможенной инспекции, были наделены функциями по принятию решений в сфере таможенного дела после выпуска товаров.
Развитие таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенного дела в Российской Федерации и обусловлено необходимостью:
• смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров»;
• создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.
Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, утвержденная ФТС России, направлена на реализацию плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования». Ее целью является повышение эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации.
|
Таможенный контроль после выпуска товаров способствует упрощению и ускорению совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, содействует обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также минимизирует риски, связанные с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.1
По данным ФТС России, в I полугодии 2012 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 3011 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе 2003 мероприятия в форме камеральной таможенной проверки и 235 в форме выездной таможенной проверки.
Проведению данных проверок предшествовала аналитическая и подготовительная работа, в ходе которой были определены места хранения и непосредственной реализации данных товаров организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися как розничной, так и оптовой торговлей планшетных компьютеров. В ходе проведения выездных таможенных проверок у проверяемых лиц запрашивались документы на реализуемые товары импортного производства, подтверждающие их таможенное оформление и законность ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Следует отметить, что проведенный комплекс мероприятий в большей степени носил профилактический характер. В целях реализации функций, возложенных на таможенные органы по выявлению, пресечению и предупреждению незаконного ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза работа в данном направлении будет продолжаться.
|
Активная работа в рассматриваемом направлении проводится и в региональных таможенных управлениях. Так, в Уральском таможенном управлении была утверждена технология планирования, организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Меры по минимизации рисков перенесены на этап после выпуска и основаны на оценке степени потенциальных рисков.
В 2012 г. были проведены камеральные таможенные проверки в отношении пяти участников эксперимента. Средняя продолжительность каждой таможенной проверки составила от трех до пяти недель. При проведении проверок таможенный контроль осуществлялся не по отдельным товарным партиям, а в целом по внешнеторговому контракту. Исследовались документы, сведения бухгалтерского и производственного учета, а в ряде случаев были запрошены документы и сведения от перевозчиков, экспедиторов, страховых организаций. Фактов недостоверного декларирования выявлено не было.
Практическое применение в Уральском таможенном управлении технологии планирования и организации таможенного контроля, основанной на определении категории лиц, в отношении которых меры по минимизации рисков могут применяться после выпуска товаров, свидетельствует о возможности оптимизации затрат на проведение таможенного контроля. В перспективе это приведет к автоматизации процессов проверки деклараций на товары и проведения контроля после выпуска.'
|
Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в общем количестве таможенных проверок должна вырасти с 15,3 % в 2012 г. до 70 % к 2020 г.
Также планируется повысить результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле с 72 % в 2012 г. до 85 % к 2020 г.
Анализ деятельности ФТС России в области организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров свидетельствует о ряде проблемных вопросов, возникающих по данному направлению деятельности таможенных органов. Выделим наиболее существенные из них.
1. В условиях снижения объемов таможенных платежей специалистами прогнозируется изменение основной направленности деятельности таможенных органов в сторону контроля запретов и ограничений, контроля соблюдения прав интеллектуальной собственности. В условиях повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности при снижении поступлений таможенных платежей, основной акцент в области таможенного контроля должен быть перенесен на этап «после выпуска товаров». При этом единственным препятствием для внедрения эффективной системы таможенного контроля после выпуска товаров является отсутствие налаженной системы межведомственного информационного взаимодействия между контролирующими органами. Внедрению такой системы препятствует ряд проблем, которые не могут быть решены одной таможенной службой. Это прежде всего недостаточная техническая оснащенность ряда государственных контролирующих органов, что не позволяет в полной мере отказаться от бумажных технологий при реализации своих функций.
2. В условиях развития таможенного контроля после выпуска товаров важное значение приобретают вопросы взаимодействия таможенных органов с налоговыми и иными контролирующими органами.
Взаимодействие ГУТКПВТ с Генеральной прокуратурой, ФСБ России, ФНС России ведется в рамках межведомственного общения для получения, проверки и анализа информации, указывающей на признаки нарушения законодательства ТС и таможенного законодательства РФ.
Совместная работа по выявлению и пресечению нарушений в таможенной и налоговой сферах строится на основе Соглашения о сотрудничестве ФТС России и ФНС России. Согласно данному Соглашению ведомства осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:
• обмен информацией для целей контроля за соблюдением таможенного законодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;
• разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой, таможенной и иных сферах, представляющих взаимный интерес;
• обеспечение контроля за деятельностью участников ВЭД путем оперативного информационного обмена и координации проведения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в РФ;
• разработка совместных ведомственных правовых актов по проведению проверок организаций — участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в РФ;
• унификация информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;
• разработка новых информационных технологий, направленных
на интеграцию информационных ресурсов.
Также ФТС России совместно с ФНС России были разработаны типовое положение о Координационном совете и положение об организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий. Их применение позволит охватить более широкий круг вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемых.
Только в первом полугодии 2012 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, во взаимодействии с иными государственными контролирующими и правоохранительными органами, было проведено более 200 мероприятий. По их результатам доначислено таможенных платежей, штрафов на сумму свыше 100 млн рублей. По результатам переданных материалов правоохранительными и иными контролирующими органами было возбуждено 153 дела об административных правонарушениях и девять уголовных дел.
Данное взаимодействие актуально не только на уровне ФТС России, но и на уровне региональных таможенных управлений. Так, по данным Центрального таможенного управления (ЦТУ) в зоне ответственности ЦТУ в 2012 г. показатели работы подразделений таможенного контроля после выпуска увеличились почти в три раза, в том числе и благодаря усилению взаимодействия с налоговыми органами.
Также имеет место практика, когда на основании информации, направляемой таможенными органами по результатам камеральных таможенных проверок, налоговые органы отказывают участникам ВЭД в возмещении НДС.2
3. Согласно статье 100 ТК ТС таможенные органы проводят контроль при обороте товаров, ввезенных на территорию ТС, для проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров. В соответствии с указанной статьей таможенные органы должны проводить контроль лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами. На практике сделать это довольно трудно. Для обеспечения эффективности таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на территорию ТС, необходим механизм идентификации импортных товаров, ввезенных на территорию ТС, необходим механизм идентификации импортных товаров с товарами, задекларированными таможенными органами ТС. Такая идентификация обеспечена, если товары обладают индивидуальными признаками (такими, например, как идентификационный номер автомобиля, IMEI-код мобильного телефона) и их можно идентифицировать с описанием в графе 31 декларации на товары либо если используется маркировка товаров.
4. Особой проблемой в области реализации таможенного контроля после выпуска товаров является взыскание по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров денежных средств с организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок». Деньги на банковских счетах у таких организаций отсутствуют. В свят с чем доначисления таможенных пошлин, налогов приводят к возникновению задолженности при одновременной невозможности признания ее безнадежной к взысканию, поскольку организация с юридической точки зрения не ликвидирована, так как не проведена процедура банкротства.
Статистика нарушений законодательства фирмами-однодневными свидетельствует о необходимости совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.2
5. В качестве одной из проблем реализации таможенного коп (роля после выпуска товаров следует назвать соотношение данного направления таможенного контроля с правоохранительными функциями таможенных органов.
Ряд авторов полагают, что проблемы контроля после выпуска обусловлены отсутствием как четкой регламентации сфер применения ведомственного контроля, таможенного контроля и действий к рамках расследования административного правонарушения, так и правил «перехода» из одной сферы в другую.3
По результатам проверочных мероприятий после выпуска товаров таможенными органами выявляются признаки таких правонарушений как недекларирование товаров, недостоверное декларирование товаров, несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, непредставление в установленный срок документов и сведений, нарушение валютного законодательства, правонарушения в области интеллектуальной собственности и др. В целях повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров необходимо на нормативно-правовом и организационном уровне выстроить алгоритм взаимодействия подразделений ТКПВТ с правоохранительными блоками таможенных органов.
В настоящий период ФТС России предпринимаются меры по решению перечисленных и иных проблем в области организации и осуществления таможенного контроля после выпуска товаров. Эффективность данного аспекта таможенного контроля связана с основными критериями оценки работы таможенных органов РФ и влияет на результативность деятельности таможенной службы в целом. Согласно статье 18 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Результативность таможенного контроля после выпуска товаров влияет на скорость совершения таможенных операций, его развитие отражается в повышении комфортности таможенной очистки, оптимизации взаимоотношений между таможней и бизнес-структурами. В то же время благодаря проверочным мероприятиям после выпуска товаров растет собираемость таможенных платежей, в бюджет государства поступают доначисленные таможенными органами платежи. Наконец, контроль после выпуска товаров позволяет вывить и пресечь административные правонарушения и преступления в области таможенного дела. Таким образом, оценка работы таможенных органов напрямую зависит от качества проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
В качестве перспективных направлений развития системы таможенного контроля после выпуска товаров следует выделить следующие.
1. Унификация законодательства государств — членов ТС. Рассмотренные в предыдущем параграфе специфические особенности проведения таможенного таможенного контроля после выпуска товаров в России, Белоруссии и Казахстане требуют унификации в рамках единого экономического пространства. Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров напрямую зависит от системы единых требований в области таможенного, налогового и иных отраслей законодательства. Участники ВЭД на территории Евразийского экономического пространства должны играть по единым правилам, должны быть в равных условиях по отношению к таможенным органам стран — членов ТС.
2. Развитие системы дифференциации. Руководством ФТС России высказывается позиция, заключающаяся в максимальном расширении списка «белых» предприятий. В отношении законопослушных участников ВЭД задача таможенных органов — сделать условия экономической деятельности компаний как можно более комфортными. Поэтому развитие процессов категорирования участников ВЭД, которое в настоящий период осуществляется в порядке эксперимента, будет продолжаться. Эффективная система таможенного контроля после выпуска товаров должна создать такие условия в области внешнеторговой деятельности, когда быть законопослушным участником ВЭД, предпринимателем с положительной таможенной историей будет выгодно. К предприятиям, не соответствующим критериям добросовестности, по-прежнему будут применяться формы таможенного контроля до выпуска товаров. Таможенные органы должны продолжать держать на контроле недобропорядочных участников внешнеэкономической деятельности, создавая при этом для «белого» сектора как можно более благоприятные условия. Уменьшение таможенного контроля посредством смещения его на этап после выпуска товаров позволит сэкономить ресурсы законопослушным и стабильно работающим компаниям.
3. Совершенствование всех уровней взаимодействия. Значительное внимание при реализации Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. будет уделено совершенствованию механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, развитию международного сотрудничества в части обеспечения таможенного контроля после выпуска, повышению кадрового потенциала подразделений таможенного контроля после выпуска таможенных органов.
Следует выделить три уровня взаимодействия, осуществляемого таможенными органами: внутриведомственное (система взаимоотношений между таможенными органами РФ и их структурными подразделениями), межведомственное (взаимодействие между ФТС России и иными контролирующими органами) и международное (оно включает в себя сотрудничество между таможенными администрациями различных государств и взаимодействие с международными организациями). Примером последнего является сотрудничество ФТС России с ФАТФ. Коллегия ФТС России рассмотрела вопросы участия таможенных подразделений в системе мер по борьбе с отмыванием преступных доходов в рамках работы ФАТФ. ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с легализацией (отмыванием) денег) — это межправительственная организация, которая занимается выработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Российская Федерация в июне 2003 г. была принята полноправным членом в эту международную организацию. Таможенные подразделения с 2008 г. предприняли шаги по формированию национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.1
4. Развитие информационных технологий. Одна из основных задач, на решение которых направлена реализация Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. — автоматизация процессов, обеспечивающая возможность проведения контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после их выпуска, и реализующая возможность получения необходимой информации из ресурсов Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЦБД ЕАИС ТО) и ресурсов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Согласно плану мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Реализация данных направлений позволит унифицировать и оптимизировать порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в ТС. Об актуальности данного аспекта таможенного контроля свидетельствует тот факт, что развитие таможенного контроля после выпуска товаров как актуальное и приоритетное направление в деятельности таможенных органов упоминается в таких важных документах программного характера, как Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» и др.
В качестве направлений совершенствование форм и методов таможенного контроля «дорожная карта» называет сокращение издержек бизнеса за счет сокращения сроков выпуска товаров, смещение акцентов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, на этап после выпуска товаров, ограничение субъективного фактора при осуществлении таможенного контроля.
Важность рассматриваемого аспекта таможенного контроля обусловила разработку и утверждение специального документа - Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. Она предусматривает подготовку годовых планов мероприятий по ее реализации, а также анализ данных о достижении целевых ориентиров с учетом контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности таможенных органов. Выполнение поставленных в данной Концепции задач способствует ускорению совершения таможенных операций, оптимизации взаимоотношений между таможней и бизнесом, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные цели развития системы таможенного контроля после выпуска товаров?
2. Охарактеризуйте результаты деятельности ФТС России по направлению таможенного контроля после выпуска товаров?
3. Какие административные правонарушения и преступления возбуждаются таможенными органами в рамках реализации проверочных мероприятий после выпуска товаров?
4. Какая работа в рамках совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров проводится в РТУ?
5. Назовите проблемные аспекты осуществления таможенного контроля после выпуска товаров?
6. Что вы знаете о взаимодействии ФТС России с Федеральной налоговой службой в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров?
7. Как соотносится развитие таможенного контроля после выпуска товаров с критериями оценки работы таможенных органов?
8. Назовите перспективные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в современный период?
9. Охарактеризуйте различные уровни взаимодействия таможенных органов РФ с иными контролирующими органами в рамках таможенного контроля после выпуска товаров?
10. Какое место занимает таможенный контроль после выпуска товаров в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.?
11. Дайте характеристику Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г.