СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА




В последние годы Федеральная таможенная служба определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов РФ. В рамках меро­приятий по модернизации системы таможенного контроля после вы­пуска товаров осуществлена централизация функций контроля после выпуска товаров в специализированных подразделениях таможенно­го контроля после выпуска товаров. Было исключено дублирование функций таможенного контроля после выпуска товаров различными подразделениями таможенного органа. В этой связи отделы по тамо­женному контролю после выпуска товаров, созданные на базе отделов таможенной инспекции, были наделены функциями по принятию ре­шений в сфере таможенного дела после выпуска товаров.

Развитие таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенного дела в Россий­ской Федерации и обусловлено необходимостью:

• смещения акцентов таможенного контроля на этап «после вы­пуска товаров»;

• создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных по­шлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и способствующих проведению эффек­тивного таможенного контроля, в том числе при обороте това­ров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.

Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, утвержденная ФТС России, направлена на реализацию плана мероприятий «Совершенствование таможенного администри­рования». Ее целью является повышение эффективности системы та­моженного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации.

Таможенный контроль после выпуска товаров способствует упро­щению и ускорению совершения таможенных операций при тамо­женном декларировании и выпуске товаров, содействует обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также мини­мизирует риски, связанные с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.1

По данным ФТС России, в I полугодии 2012 г. подразделениями та­моженного контроля после выпуска товаров проведено 3011 провероч­ных мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе 2003 мероприятия в форме камеральной таможенной проверки и 235 в форме выездной таможенной проверки.

Проведению данных проверок предшествовала аналитическая и подготовительная работа, в ходе которой были определены места хра­нения и непосредственной реализации данных товаров организация­ми и индивидуальными предпринимателями, занимающимися как розничной, так и оптовой торговлей планшетных компьютеров. В ходе проведения выездных таможенных проверок у проверяемых лиц запра­шивались документы на реализуемые товары импортного производства, подтверждающие их таможенное оформление и законность ввоза на та­моженную территорию Таможенного союза.

Следует отметить, что проведенный комплекс мероприятий в боль­шей степени носил профилактический характер. В целях реализации функций, возложенных на таможенные органы по выявлению, пресе­чению и предупреждению незаконного ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза работа в данном направлении будет продолжаться.

Активная работа в рассматриваемом направлении проводится и в ре­гиональных таможенных управлениях. Так, в Уральском таможенном управлении была утверждена технология планирования, организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Меры по минимизации рисков перенесены на этап после выпуска и основаны на оценке степени потенциальных рисков.

В 2012 г. были проведены камеральные таможенные проверки в от­ношении пяти участников эксперимента. Средняя продолжительность каждой таможенной проверки составила от трех до пяти недель. При проведении проверок таможенный контроль осуществлялся не по от­дельным товарным партиям, а в целом по внешнеторговому контракту. Исследовались документы, сведения бухгалтерского и производствен­ного учета, а в ряде случаев были запрошены документы и сведения от перевозчиков, экспедиторов, страховых организаций. Фактов недо­стоверного декларирования выявлено не было.

Практическое применение в Уральском таможенном управлении технологии планирования и организации таможенного контроля, осно­ванной на определении категории лиц, в отношении которых меры по минимизации рисков могут применяться после выпуска товаров, свиде­тельствует о возможности оптимизации затрат на проведение таможенного контроля. В перспективе это приведет к автоматизации процессов проверки деклараций на товары и проведения контроля после выпуска.'

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Фе­дерации до 2020 г. доля таможенных проверок, направленных на про­филактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической дея­тельности, в общем количестве таможенных проверок должна вырасти с 15,3 % в 2012 г. до 70 % к 2020 г.

Также планируется повысить результативность проверок, проводи­мых на основе информации о наличии признаков нарушения таможен­ного законодательства Таможенного союза и законодательства Россий­ской Федерации о таможенном деле с 72 % в 2012 г. до 85 % к 2020 г.

Анализ деятельности ФТС России в области организации и прове­дения таможенного контроля после выпуска товаров свидетельствует о ряде проблемных вопросов, возникающих по данному направлению деятельности таможенных органов. Выделим наиболее существенные из них.

1. В условиях снижения объемов таможенных платежей специали­стами прогнозируется изменение основной направленности деятель­ности таможенных органов в сторону контроля запретов и ограниче­ний, контроля соблюдения прав интеллектуальной собственности. В условиях повышения интенсивности внешнеэкономической дея­тельности при снижении поступлений таможенных платежей, основ­ной акцент в области таможенного контроля должен быть перенесен на этап «после выпуска товаров». При этом единственным препят­ствием для внедрения эффективной системы таможенного контроля после выпуска товаров является отсутствие налаженной системы меж­ведомственного информационного взаимодействия между контроли­рующими органами. Внедрению такой системы препятствует ряд про­блем, которые не могут быть решены одной таможенной службой. Это прежде всего недостаточная техническая оснащенность ряда государ­ственных контролирующих органов, что не позволяет в полной мере отказаться от бумажных технологий при реализации своих функций.

2. В условиях развития таможенного контроля после выпуска това­ров важное значение приобретают вопросы взаимодействия таможен­ных органов с налоговыми и иными контролирующими органами.

Взаимодействие ГУТКПВТ с Генеральной прокуратурой, ФСБ Рос­сии, ФНС России ведется в рамках межведомственного общения для получения, проверки и анализа информации, указывающей на при­знаки нарушения законодательства ТС и таможенного законодатель­ства РФ.

Совместная работа по выявлению и пресечению нарушений в тамо­женной и налоговой сферах строится на основе Соглашения о сотруд­ничестве ФТС России и ФНС России. Согласно данному Соглашению ведомства осуществляют взаимодействие и координацию деятельно­сти по следующим основным направлениям:

• обмен информацией для целей контроля за соблюдением тамо­женного законодательства ТС, законодательства РФ о таможен­ном деле, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;

• разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного зако­нодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле, ва­лютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и направленных на предупреждение, выявление и пресе­чение преступлений и правонарушений в налоговой, таможен­ной и иных сферах, представляющих взаимный интерес;

• обеспечение контроля за деятельностью участников ВЭД путем оперативного информационного обмена и координации прове­дения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с то­варами, ввозимыми в РФ;

• разработка совместных ведомственных правовых актов по прове­дению проверок организаций — участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последую­щим операциям с товарами, ввозимыми в РФ;

• унификация информации, используемой при проведении ме­роприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;

• разработка новых информационных технологий, направленных
на интеграцию информационных ресурсов.

Также ФТС России совместно с ФНС России были разработаны ти­повое положение о Координационном совете и положение об организа­ции взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий. Их применение по­зволит охватить более широкий круг вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемых.

Только в первом полугодии 2012 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, во взаимодействии с иными госу­дарственными контролирующими и правоохранительными органами, было проведено более 200 мероприятий. По их результатам доначис­лено таможенных платежей, штрафов на сумму свыше 100 млн рублей. По результатам переданных материалов правоохранительными и ины­ми контролирующими органами было возбуждено 153 дела об админи­стративных правонарушениях и девять уголовных дел.

Данное взаимодействие актуально не только на уровне ФТС России, но и на уровне региональных таможенных управлений. Так, по дан­ным Центрального таможенного управления (ЦТУ) в зоне ответствен­ности ЦТУ в 2012 г. показатели работы подразделений таможенного контроля после выпуска увеличились почти в три раза, в том числе и благодаря усилению взаимодействия с налоговыми органами.

Также имеет место практика, когда на основании информации, на­правляемой таможенными органами по результатам камеральных та­моженных проверок, налоговые органы отказывают участникам ВЭД в возмещении НДС.2

3. Согласно статье 100 ТК ТС таможенные органы проводят кон­троль при обороте товаров, ввезенных на территорию ТС, для провер­ки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров. В соот­ветствии с указанной статьей таможенные органы должны проводить контроль лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю това­рами. На практике сделать это довольно трудно. Для обеспечения эф­фективности таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на территорию ТС, необходим механизм идентификации импортных товаров, ввезенных на территорию ТС, необходим механизм иденти­фикации импортных товаров с товарами, задекларированными тамо­женными органами ТС. Такая идентификация обеспечена, если това­ры обладают индивидуальными признаками (такими, например, как идентификационный номер автомобиля, IMEI-код мобильного теле­фона) и их можно идентифицировать с описанием в графе 31 деклара­ции на товары либо если используется маркировка товаров.

4. Особой проблемой в области реализации таможенного контроля после выпуска товаров является взыскание по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров денежных средств с организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок». Деньги на банковских счетах у таких организаций отсутствуют. В свят с чем доначисления таможенных пошлин, налогов приводят к возникновению задолженности при одновременной невозможности признания ее безнадежной к взысканию, поскольку организация с юридической точки зрения не ликвидирована, так как не проведена процедура банкротства.

Статистика нарушений законодательства фирмами-однодневными свидетельствует о необходимости совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.2

5. В качестве одной из проблем реализации таможенного коп (роля после выпуска товаров следует назвать соотношение данного направ­ления таможенного контроля с правоохранительными функциями та­моженных органов.

Ряд авторов полагают, что проблемы контроля после выпуска обу­словлены отсутствием как четкой регламентации сфер применения ведомственного контроля, таможенного контроля и действий к рам­ках расследования административного правонарушения, так и правил «перехода» из одной сферы в другую.3

По результатам проверочных мероприятий после выпуска товаров таможенными органами выявляются признаки таких правонарушений как недекларирование товаров, недостоверное декларирование това­ров, несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, непредставление в установленный срок документов и сведений, нарушение валютного законодательства, пра­вонарушения в области интеллектуальной собственности и др. В це­лях повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров необходимо на нормативно-правовом и организационном уровне выстроить алгоритм взаимодействия подразделений ТКПВТ с правоохранительными блоками таможенных органов.

В настоящий период ФТС России предпринимаются меры по реше­нию перечисленных и иных проблем в области организации и осуществления таможенного контроля после выпуска товаров. Эффективность данного аспекта таможенного контроля связана с основными критери­ями оценки работы таможенных органов РФ и влияет на результатив­ность деятельности таможенной службы в целом. Согласно статье 18 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Фе­дерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и администра­тивным правонарушениям.

Результативность таможенного контроля после выпуска товаров влияет на скорость совершения таможенных операций, его развитие отражается в повышении комфортности таможенной очистки, опти­мизации взаимоотношений между таможней и бизнес-структурами. В то же время благодаря проверочным мероприятиям после выпуска товаров растет собираемость таможенных платежей, в бюджет госу­дарства поступают доначисленные таможенными органами платежи. Наконец, контроль после выпуска товаров позволяет вывить и пресечь административные правонарушения и преступления в области тамо­женного дела. Таким образом, оценка работы таможенных органов на­прямую зависит от качества проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

В качестве перспективных направлений развития системы таможен­ного контроля после выпуска товаров следует выделить следующие.

1. Унификация законодательства государств — членов ТС. Рассмо­тренные в предыдущем параграфе специфические особенности про­ведения таможенного таможенного контроля после выпуска товаров в России, Белоруссии и Казахстане требуют унификации в рамках единого экономического пространства. Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров напрямую зависит от системы еди­ных требований в области таможенного, налогового и иных отрас­лей законодательства. Участники ВЭД на территории Евразийского экономического пространства должны играть по единым правилам, должны быть в равных условиях по отношению к таможенным орга­нам стран — членов ТС.

2. Развитие системы дифференциации. Руководством ФТС России высказывается позиция, заключающаяся в максимальном расшире­нии списка «белых» предприятий. В отношении законопослушных участников ВЭД задача таможенных органов — сделать условия эко­номической деятельности компаний как можно более комфортными. Поэтому развитие процессов категорирования участников ВЭД, ко­торое в настоящий период осуществляется в порядке эксперимента, будет продолжаться. Эффективная система таможенного контроля после выпуска товаров должна создать такие условия в области внеш­неторговой деятельности, когда быть законопослушным участником ВЭД, предпринимателем с положительной таможенной историей бу­дет выгодно. К предприятиям, не соответствующим критериям добро­совестности, по-прежнему будут применяться формы таможенного контроля до выпуска товаров. Таможенные органы должны продол­жать держать на контроле недобропорядочных участников внешнеэ­кономической деятельности, создавая при этом для «белого» сектора как можно более благоприятные условия. Уменьшение таможенного контроля посредством смещения его на этап после выпуска товаров позволит сэкономить ресурсы законопослушным и стабильно рабо­тающим компаниям.

3. Совершенствование всех уровней взаимодействия. Значительное внимание при реализации Концепции развития таможенного контро­ля после выпуска товаров до 2016 г. будет уделено совершенствованию механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодей­ствия при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, развитию международного сотрудничества в части обеспечения таможенного контроля после выпуска, повышению ка­дрового потенциала подразделений таможенного контроля после вы­пуска таможенных органов.

Следует выделить три уровня взаимодействия, осуществляемого та­моженными органами: внутриведомственное (система взаимоотноше­ний между таможенными органами РФ и их структурными подразде­лениями), межведомственное (взаимодействие между ФТС России и иными контролирующими органами) и международное (оно включает в себя сотрудничество между таможенными администрациями различ­ных государств и взаимодействие с международными организациями). Примером последнего является сотрудничество ФТС России с ФАТФ. Коллегия ФТС России рассмотрела вопросы участия таможенных подразделений в системе мер по борьбе с отмыванием преступных до­ходов в рамках работы ФАТФ. ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с легализацией (отмыванием) денег) — это межправитель­ственная организация, которая занимается выработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия легализации (от­мыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Российская Федерация в июне 2003 г. была принята полноправным членом в эту международную организацию. Таможенные подразде­ления с 2008 г. предприняли шаги по формированию национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма.1

4. Развитие информационных технологий. Одна из основных задач, на решение которых направлена реализация Концепции развития та­моженного контроля после выпуска товаров до 2016 г. — автоматиза­ция процессов, обеспечивающая возможность проведения контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после их выпуска, и реализующая возможность получения необходимой информации из ресурсов Цен­тральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЦБД ЕАИС ТО) и ресурсов, находя­щихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Согласно плану мероприятий («дорожная карта») «Совершенство­вание таможенного администрирования» предлагается усовершенство­вать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновремен­ным повышением эффективности таможенного контроля за счет при­менения современных информационных технологий и смещения ак­центов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Реализация данных направлений позволит унифицировать и опти­мизировать порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в ТС. Об актуальности данного аспекта таможенного контро­ля свидетельствует тот факт, что развитие таможенного контроля после выпуска товаров как актуальное и приоритетное направление в деятель­ности таможенных органов упоминается в таких важных документах программного характера, как Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., план мероприятий («дорожная кар­та») «Совершенствование таможенного администрирования» и др.

В качестве направлений совершенствование форм и методов тамо­женного контроля «дорожная карта» называет сокращение издержек бизнеса за счет сокращения сроков выпуска товаров, смещение акцен­тов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых участ­никами внешнеэкономической деятельности, деятельность которых ха­рактеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, на этап после выпуска товаров, ограничение субъективного фактора при осуществлении таможенного контроля.

Важность рассматриваемого аспекта таможенного контроля обусло­вила разработку и утверждение специального документа - Концеп­ции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. Она предусматривает подготовку годовых планов мероприятий по ее реализации, а также анализ данных о достижении целевых ориенти­ров с учетом контрольных и аналитических показателей эффектив­ности деятельности таможенных органов. Выполнение поставленных в данной Концепции задач способствует ускорению совершения тамо­женных операций, оптимизации взаимоотношений между таможней и бизнесом, а также созданию благоприятных условий для законопо­слушных участников ВЭД.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели развития системы таможенного контроля после выпуска товаров?

2. Охарактеризуйте результаты деятельности ФТС России по направле­нию таможенного контроля после выпуска товаров?

3. Какие административные правонарушения и преступления возбужда­ются таможенными органами в рамках реализации проверочных меро­приятий после выпуска товаров?

4. Какая работа в рамках совершенствования таможенного контроля по­сле выпуска товаров проводится в РТУ?

5. Назовите проблемные аспекты осуществления таможенного контроля после выпуска товаров?

6. Что вы знаете о взаимодействии ФТС России с Федеральной налоговой службой в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров?

7. Как соотносится развитие таможенного контроля после выпуска това­ров с критериями оценки работы таможенных органов?

8. Назовите перспективные направления развития таможенного контро­ля после выпуска товаров в современный период?

9. Охарактеризуйте различные уровни взаимодействия таможенных орга­нов РФ с иными контролирующими органами в рамках таможенного контроля после выпуска товаров?

10. Какое место занимает таможенный контроль после выпуска товаров в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.?

11. Дайте характеристику Концепции развития таможенного контроля по­сле выпуска товаров до 2016 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: