Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России




Содержание

1. Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России

2. Зарубежный опыт социального партнерства

3. Основные модели социального партнерства в европейских странах

3.1 Модель ограниченной роли государства

3.2 Модель активного участия государства в планировании и реализации программ начального и среднего профессионального образования

3.3 Модель государственного регулирования в деятельности частных компаний и организаций, занимающихся профессиональным образованием и обучением

Литература


Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России

 

Профессиональное образование в России имеет более чем трехсотлетнюю историю. Оно прошло свой путь от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтехшкол, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура [1]. Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.

В 2007 г. национальный проект "Образование" пополнился новым направлением - ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет: для сферы образования - создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей - повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений данного уровня. Предполагается, что инновационные учреждения НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами, "точками роста" всей системы профессионального образования.

Учитывая, что 75% вакансий, заявленных предприятиями в органы государственной службы занятости, составляют рабочие профессии, можно предположить достаточно высокий уровень востребованности на рынке труда выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

В последние годы в России активно развивается система высшего образования: ежегодно растет число студентов, создаются новые, в основном негосударственные, вузы. В том же направлении, хотя и в значительно меньшей степени, происходят изменения в сфере среднего профессионального образования. При этом совершенно противоположные тенденции наблюдаются в системе начального профессионального образования, где за период 1993-2007 гг. численность учебных заведений сократилась на 11%, количество учащихся - на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих - на 41%. Сегодня отечественные предприятия заявляют о нехватке именно квалифицированных рабочих кадров, подготовку которых обеспечивает система начального профессионального образования.

Комплексная, глубокая модернизация профессионального образования - обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем:

· слабая мотивация в выборе профессии и отсутствие готовности после окончания колледжа работать в общеобразовательных учреждениях;

· жесткая конкуренция на рынке образовательных услуг;

· отсутствие механизмов распределения выпускников;

· социальная незащищенность молодых специалистов.

Одним из условий решения данных проблем является создание института социального партнерства в профессиональном образовании. Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Социальное партнерство - важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности.

Необходимость социального партнерства в профессиональном образовании вызвано прежде всего непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Если государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране и регионах (цели, задачи, стандарты) и предоставление для этого необходимых ресурсов, то вряд ли оно может охватить всю сложность задач, потребностей, условий конкретных сообществ. Это касается местных особенностей в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп риска, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, семейных условий жизни и т.д. Многообразие различий и привели во многих странах к гораздо большей свободе образования и вовлечению институтов гражданского общества в деятельность образовательных учреждений [2].

В России предполагалось, что в сфере образования (прежде всего профессионального) удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики "шефства". Со второй половины 1990-х в регионах страны по инициативе исполнительной власти создавались консультативные советы и координационные комитеты, но ситуацию к лучшему они не изменили. В образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию и экспансии оказывались сильнее чувства социальной ответственности [3].

В российском профобразовании до сих пор сохраняются крупные и весьма болезненные перекосы - дефицит объемов подготовки рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада численности обучающихся в учреждениях среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности.

В логике развития партнерских связей между профессиональным образованием и социальными партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию учащихся, управлению их карьерным ростом.

Данная система отношений учебного заведения и различных социальных субъектов ориентирована на достижение общих интересов: подготовку творчески и профессионально грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к условиям конкретного рынка специалистов. Для успешной организации партнерства необходимы взаимная заинтересованность, соответствующая нормативная база, адекватная система взаимодействий и управления, точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон.

Постановкой цели обусловлена необходимость решения следующих задач:

В рамках социального партнерства осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на эффективное развитие и совершенствование профессионального образования.

Создание нормативно-правового обеспечения социального партнерства как одного из инструментов формирования рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг.

Выстраивание индивидуальной траектории образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей обучающихся.

Обеспечение многофункциональности учреждения профессионального образования.

Повышение социальной защищенности студентов и учащихся, создание структур содействия трудоустройству молодых специалистов.

социальное партнерство профессиональное образование

В современной России вряд ли какой-либо регион может похвастаться четко действующим, отлаженным социальным партнерством в сфере профессионального образования. О достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Здесь, как это было и за рубежом, становление социального партнерства в образовании также займет не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: