Модель ограниченной роли государства




 

Ярким примером данной модели, как уже отмечалось выше, является Великобритания, где большое влияние на государственную образовательную политику в области НПО и СПО оказывает бизнес, которому лучше всего известны потребности рынка труда. Кроме того, велика роль местных органов в определении содержания образовательных программ, прежде всего посредством обозначения уровня квалификационных стандартов. Исходя из этого, выстраивается следующая схема участников социального партнерства (рис.1):

 

Рисунок 1 - Схема участников социального партнерства в Великобритании [8].

 

Социальное партнерство в области НПО и СПО в Великобритании осуществляется преимущественно местными органами власти, обучающими организациями и организациями, представляющими интересы предприятий. Бизнес-сообщество принимает участие в установлении объема и качества начального и среднего профессионального образования, государство определяет только уровни квалификационных стандартов, однако здесь следует отметить, что Правительство осуществляет мощный контроль за качеством образования.

В рамках существования данной модели могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме "профессиональных комитетов" и "отраслевых комитетов", "комитетов по профессиональному обучению" с равным представительством обеих сторон.

В частности, за последнее время были созданы отраслевые квалификационные советы, в которых объединяются усилия работодателей в рамках отраслей и их консолидация на национальном уровне. В дальнейшем советы объединяются в сеть, получившую название квалификационная сеть для бизнеса, чья деятельность регулируется Агентством по формированию квалификаций для отраслей.

Главной задачей советов является обеспечение промышленности квалификационными работниками высокого уровня, необходимыми для повышения конкурентоспособности экономики и реализации профессиональных устремлений граждан. Отраслевые советы, в свою очередь, должны оказывать влияние на государство и сферу образования, для того чтобы все отрасли получили доступ к необходимым квалификациям.

На настоящий момент в Великобритании создано и лицензировано более 20 советов, в ведении которых находится около двух третей всей трудовой сферы Великобритании [7].

Советы представляют интересы и потребности своих отраслей, в то время как функции агентства состоят в регулировании, развитии и продвижении сети.

К настоящему моменту сложилось три модели советов:

организации, практически совпадающие с ранее существовавшими отраслевыми организациями;

организации, сформировавшиеся на базе слияния национальных советов по обучению, которые взяли на себя более широкие обязательства в соответствующей отрасли (основная группа);

совершенно новые организации.

На современном этапе сформулирована задача заключения так называемых отраслевых соглашений по квалификациям. Эти соглашения должны стать механизмом сотрудничества между работодателями и государством в области развития квалификаций, необходимых для отраслей путем повышения роли работодателей в определении потребностей в обучении и формировании вариативных траекторий обучения.

Планы деятельности советов предусматривают различные мероприятия как на стратегическом уровне, так и в формате конкретных проектов и мероприятий на местах. В целом их можно сгруппировать следующим образом:

разработка национальных стандартов профессий и совершенствование национальной системы квалификаций;

анализ существующих возможностей обучения и предоставление информации о наличии возможностей обучения;

развитие услуг в области сопровождения профессиональной карьеры/обучения.

Таким образом, в Великобритании происходит постоянный поиск путей и способов совершенствования социального партнерства в сфере НПО и СПО. Новые подходы свидетельствуют о преодолении регионального принципа и перехода на отраслевой принцип и об участии государства в процессах повышения качества умений в интересах экономики и граждан в целом.

Опыт создания и функционирования отраслевых советов представляет определенный интерес для развития российского cоциального партнерства. Аналоги отраслевых советов начинают развиваться на федеральном и региональном уровнях российского государственного управления. Данные организации активно, совместно с местными властями, разрабатывают программы обучения, в первую очередь ориентированные на конкретные предприятия, принимают участие в аттестации образовательных учреждений, вырабатывают формы сотрудничества, привлекают к преподаванию специалистов, в том числе иностранных.

3.2 Модель активного участия государства в планировании и реализации программ начального и среднего профессионального образования

 

Типичный пример применения данной модели - практика управления образовательными программами во Франции. В этой стране государственный контроль наиболее ярко проявляется в административном управлении начальным профессиональным образованием. В нем участие бизнеса и организаций гражданского общества ограничивается работой в трехсторонних консультативных органах, действующих при национальных, региональных и местных органах власти. Однако в последнее время наблюдается активизация социального партнерства, что, в частности, нашло отражение в возрождении программы "Ученичество", представляющей собой пример сложной системы, координирующей деятельность государственных институтов регулирования образовательной сферы и структур бизнеса. Смысл данной программы в разделении процесса образования на традиционное обучение в профессиональных школах и практически ориентированную подготовку на промышленных предприятиях. Содержание образовательной программы является итогом совместных решений государственных, профессиональных и бизнес-организаций, а ее реализацией занимаются рыночные институты, например, промышленные предприятия.

Не отказываясь полностью от регулирования процесса профессионального образования и обучения, французские центральные государственные органы делегируют все больше полномочий региональным структурам и активно привлекают к разработке и реализации образовательной политики социальных партнеров в виде профессиональных ассоциаций, торгово-промышленных палат, профсоюзов и т.д. В целом можно отметить переход во Франции от модели жесткого государственного регулирования к модели социального партнерства, предполагающей создание многочисленных многосторонних комиссий, имеющих не только консультативные, но и властные полномочия.

На национальном уровне во Франции ключевую роль играют две структуры, работа которых строится на основе принципов социального партнерства.

. Действует постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением, состоящая из представителей работодателей, профсоюзов и 12 министерств. Она является консультативным органом при разработке основных вопросов национальной политики в области профессионального образования. Постоянная комиссия руководит 26 выборными региональными советами профессионального обучения, в каждый из которых входят: префект региона, президент Регионального совета, по пять представителей от работодателей и профсоюзов, один - из Федерации национальных союзов работников образования, один - от государственных учебных заведений, один - от торгово-промышленной палаты и два представителя от общественных организаций.

. Функционирует координационный комитет региональных программ ученичества и профессионального обучения, состоящий из представителей государственных органов, бизнеса, профсоюзов и региональных советов. Задача комитета - координировать разработку политики на региональном уровне.

Кроме того, существует двадцать одна консультативная профессиональная комиссия, занимающаяся разработкой квалификационных требований для государственных профессиональных дипломов. Каждая из этих комиссий соответствует крупному сектору экономики. Одновременно в каждом министерстве для обеспечения связи профессионального образования с рынком труда созданы специальные комиссии по труду. Социальные партнеры активно участвуют в разработке новых видов сертификатов, а также национальных дипломов. При разработке национальных дипломов Министерство образования консультируется с отраслевыми профессиональными комитетами, состоящими из представителей министерств, представителей родителей и социальных партнеров и представителей соответствующей отрасли. Участие этих комитетов обеспечивает качественные критерии оценки профессиональной квалификации. Любой член комитета может внести предложения по обновлению дипломов и учреждению новых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: