Выделение портов данной категории прямо связано с осуществлением приватизации (денационализации) портов что наблюдается во многих странах на протяжении трех десятилетий. В этом направлении уже отработаны следующие подходы:
1. «Классическая» приватизация, в случае которой портовая администрация, оставаясь землевладельцем, предоставляет частным компаниям участки для создания портовых объектов на условиях аренды сроком на 20-25 лет; реализована в ряде крупных портов мира (Роттердам, Антверпен, Гамбург, Нью-Йорк), некоторых портах Франции и других промышленно развитых стран.
2. Полная приватизация, при которой земельные участки порта и все его функции передаются частным компаниям, имеющим право привлекать для их выполнения третью сторону; нашла применение в большинстве портов, входящих в Ассоциацию британских портов (Манчестер, Ливерпуль, Феликстоун и др.).
3. «Разделение видов деятельности», осуществляется путем создания в порту одной или нескольких компаний, объединенных в ассоциацию или корпорацию. В обоих случаях (одна ассоциация/корпорация, несколько ассоциаций /корпораций) компаниям должно принадлежать 50% акций при условии, что остальные 50% акций распределяются (контролируются) местными муниципальными властями. Этот подход реализован в портах Новой Зеландии.
Мировой опыт свидетельствует, что проблема приватизации портов остается дискуссионной. Накопленные здесь данные по портам разных стран отличаются полярностью в оценках. Так, по мнению специалистов Англии, приватизация портов этой страны ведет к положительным последствиям (рост прибыли не менее чем на 50%). По мнению же экспертов Франции, указанный скачок прибыли является ситуационным и стабильным быть не может. В итоге приватизация портов массовым явлением не стала, а, если и проводится, то с большими предосторожностями(к примеру, корпоратизированные порты Новой Зеландии остаются в государственной собственности).
|
В каждом их охарактеризованных случаев полномочия администрации порта-арендодателя носят ограниченный характер и сводятся к принятию решений по вопросам землепользования, выделения территории для портовых объектов, а также возведения и использования портовых сооружений общего назначения. Вопросы же создания и эксплуатации объектов и оборудования, необходимых для обслуживания судов, хранения грузов, а также вопросы оказания других услуг по обеспечению грузооборота и судооборота портовая администрация передает конкретным компаниям-операторам, представляющим как государственный, так и частный сектор.
В случае приватизации «классической» и по схеме «разделение видов деятельности» порты предоставляют в распоряжение операторов определенные объекты на основе договоров (контрактов), в которых оговариваются права и обязанности операторов перед государством(в лице порта) и условия использования портовых объектов. В итоге получается, что портовая администрация действует как собственник портового имущества, сдает в краткосрочную ил долгосрочную аренду участки земли, либо предоставляет концессии на их использование, а также осуществляет другие виды деятельности.
Все морские порты Украины пока остаются в государственной собственности. Все они, за исключением Одесского порта, имеют статус порта-оператора. Вместе с тем в наших портах, хотя и медленно, но развиваются процессы организационного реформирования по образцу западных портов.
|
Одесский порт первым в Украине встал на путь реорганизации производства и управления с ориентацией на западные стандарты и модели портов-поставщиков оборудования. Это случилось уже в 1992 году.
На протяжении последующих лет в порту была внедрена совместная деятельность с партнёрами, чаще всего грузовладельцами, а 5 лет назад в порту был внедрён арендный подход с предоставлением движимого и недвижимого имущества арендатором в лице частных стивидорных компаний.
В данное время в порту функционируют компании, перечень которых приведён в следующей таблице:
№ п/п | Наименование стивидорных компании и портовых подразделений | Номера причалов | Наименование | Виды договора |
«ГПК-Украина» (Гамбург порт корпорейшн) | 1,2 | контейнеры | Договор управления имуществом порта | |
«Металзюкрейн» | 7,8 | генеральные грузы, навалочные, контейнера | Договор аренды имущества порта | |
«Новолог» | 9-13 | генеральные грузы, чугун | Договор аренды имущества порта | |
«Новотех-Терминал» | 21,25,26 | генеральные грузы, чугун | Договор аренды имущества порта | |
«Бруклин-Киев» | 29-33 | генеральные грузы, зерно, уголь, руда | Договор аренды имущества порта | |
УНСК (Украинская национальная стивидорная компания) | генеральные грузы, пилолес | Договор аренды имущества порта | ||
«Олимпекс-Купе» | 3, 4 | генеральные грузы, руда | Договор аренды имущества порта | |
ППК-1 1 (производственный перегрузочный комплекс) | 5 (3, 4) | генеральные грузы | Подразделение порта | |
«Транссервис» | товары народного потребления | Аренда портальных кранов | ||
Морвокзал | 15,16,18, | товары народного потребления | Предприятие порта | |
Портовый холодильник | скоропортящиеся грузы | Договор управления имуществом холодильника | ||
«Синтез-Ойл» | 1н, 2н, 4н, 5н,6н (н- нефтегавань) | нефтегрузы, сжиженный газ | Совместная деятельность | |
«Приста-Ойл» | 5,6 < | масло (пальмовое и др.) | Аренда площади под инвестиционный проект | |
Нефтерайон | 1н, 2н, 4н, 5н, 6н | нефтегрузы | Предприятие порта | |
ОППК (О - опытный) | пищевые масла | Совместная деятельность |
При охарактеризованной производственной структуре порта, управление портовым производством организовано по двухуровневой схеме. На верхнем уровне осуществляется координация в масштабах порта, обеспечивает эту функцию управление портом. На нижнем уровне организуется управление каждым структурным подразделением (стивидорной компанией, предприятием, ГТПК).
|
При этом управлением порта обеспечивается осуществление функций,
связанных с организацией приёма и обслуживания судов. Стивидорные компании обеспечивают процесс грузоперевалки.
Управление порта взаимодействует непосредственно с судовладельцами (напрямую или через агентские компании), а стивидорные компании - с грузовладельцами (напрямую или через экспедиторские компании).