Система управления «портом-арендодателем»




Выделение портов данной категории прямо связано с осуществлением приватизации (денационализации) портов что наблюдается во многих странах на протяжении трех десятилетий. В этом направлении уже отработаны следующие подходы:

1. «Классическая» приватизация, в случае которой портовая администрация, оставаясь землевладельцем, предоставляет частным компаниям участки для создания портовых объектов на условиях аренды сроком на 20-25 лет; реализована в ряде крупных портов мира (Роттердам, Антверпен, Гамбург, Нью-Йорк), некоторых портах Франции и других промышленно развитых стран.

2. Полная приватизация, при которой земельные участки порта и все его функции передаются частным компаниям, имеющим право привлекать для их выполнения третью сторону; нашла применение в большинстве портов, входящих в Ассоциацию британских портов (Манчестер, Ливерпуль, Феликстоун и др.).

3. «Разделение видов деятельности», осуществляется путем создания в порту одной или нескольких компаний, объединенных в ассоциацию или корпорацию. В обоих случаях (одна ассоциация/корпорация, несколько ассоциаций /корпораций) компаниям должно принадлежать 50% акций при условии, что остальные 50% акций распределяются (контролируются) местными муниципальными властями. Этот подход реализован в портах Новой Зеландии.

Мировой опыт свидетельствует, что проблема приватизации портов остается дискуссионной. Накопленные здесь данные по портам разных стран отличаются полярностью в оценках. Так, по мнению специалистов Англии, приватизация портов этой страны ведет к положительным последствиям (рост прибыли не менее чем на 50%). По мнению же экспертов Франции, указанный скачок прибыли является ситуационным и стабильным быть не может. В итоге приватизация портов массовым явлением не стала, а, если и проводится, то с большими предосторожностями(к примеру, корпоратизированные порты Новой Зеландии остаются в государственной собственности).

В каждом их охарактеризованных случаев полномочия администрации порта-арендодателя носят ограниченный характер и сводятся к принятию решений по вопросам землепользования, выделения территории для портовых объектов, а также возведения и использования портовых сооружений общего назначения. Вопросы же создания и эксплуатации объектов и оборудования, необходимых для обслуживания судов, хранения грузов, а также вопросы оказания других услуг по обеспечению грузооборота и судооборота портовая администрация передает конкретным компаниям-операторам, представляющим как государственный, так и частный сектор.

 

В случае приватизации «классической» и по схеме «разделение видов деятельности» порты предоставляют в распоряжение операторов определенные объекты на основе договоров (контрактов), в которых оговариваются права и обязанности операторов перед государством(в лице порта) и условия использования портовых объектов. В итоге получается, что портовая администрация действует как собственник портового имущества, сдает в краткосрочную ил долгосрочную аренду участки земли, либо предоставляет концессии на их использование, а также осуществляет другие виды деятельности.

Все морские порты Украины пока остаются в государственной собственности. Все они, за исключением Одесского порта, имеют статус порта-оператора. Вместе с тем в наших портах, хотя и медленно, но развиваются процессы организационного реформирования по образцу западных портов.

 

Одесский порт первым в Украине встал на путь реорганизации производства и управления с ориентацией на западные стандарты и модели портов-поставщиков оборудования. Это случилось уже в 1992 году.

На протяжении последующих лет в порту была внедрена совместная деятельность с партнёрами, чаще всего грузовладельцами, а 5 лет назад в порту был внедрён арендный подход с предоставлением движимого и недвижимого имущества арендатором в лице частных стивидорных компаний.

В данное время в порту функционируют компании, перечень которых приведён в следующей таблице:

 
№ п/п Наименование стивидорных компании и портовых подразделений Номера причалов Наименование Виды договора
  «ГПК-Украина» (Гамбург порт корпорейшн) 1,2 контейнеры Договор управления имуществом порта
  «Металзюкрейн» 7,8 генеральные грузы, навалочные, контейнера Договор аренды имущества порта  
  «Новолог» 9-13 генеральные грузы, чугун Договор аренды имущества порта
  «Новотех-Терминал» 21,25,26 генеральные грузы, чугун Договор аренды имущества порта
  «Бруклин-Киев» 29-33 генеральные грузы, зерно, уголь, руда Договор аренды имущества порта
  УНСК (Украинская национальная стивидорная компания)   генеральные грузы, пилолес Договор аренды имущества порта
  «Олимпекс-Купе» 3, 4 генеральные грузы, руда Договор аренды имущества порта
  ППК-1 1 (производственный перегрузочный комплекс) 5 (3, 4) генеральные грузы Подразделение порта
  «Транссервис»   товары народного потребления Аренда портальных кранов
  Морвокзал 15,16,18, товары народного потребления Предприятие порта
  Портовый холодильник   скоропортящиеся грузы Договор управления имуществом холодильника
  «Синтез-Ойл» 1н, 2н, 4н, 5н,6н (н- нефтегавань) нефтегрузы, сжиженный газ Совместная деятельность
  «Приста-Ойл»   5,6 < масло (пальмовое и др.) Аренда площади под инвестиционный проект
  Нефтерайон 1н, 2н, 4н, 5н, 6н нефтегрузы Предприятие порта
  ОППК (О - опытный)   пищевые масла Совместная деятельность

При охарактеризованной производственной структуре порта, управление портовым производством организовано по двухуровневой схеме. На верхнем уровне осуществляется координация в масштабах порта, обеспечивает эту функцию управление портом. На нижнем уровне организуется управление каждым структурным подразделением (стивидорной компанией, предприятием, ГТПК).

При этом управлением порта обеспечивается осуществление функций,

связанных с организацией приёма и обслуживания судов. Стивидорные компании обеспечивают процесс грузоперевалки.

Управление порта взаимодействует непосредственно с судовладельцами (напрямую или через агентские компании), а стивидорные компании - с грузовладельцами (напрямую или через экспедиторские компании).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: