Обоснование проекта. По данным ВОЗ, продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на 60% определяет его образ жизни и система питания, на 15% - наследственность, еще 15% - экология и условия внешней среды, и лишь на 10% услуги здравоохранения. При этом, индивидуальное здоровье зависит от наследственности - около 20%, от индивидуального образа жизни - 50%, от медицины - 10%, от окружающей среды - 20%. В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису. Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов.
По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье. Факты также говорят о том, что подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Ускоренное развитие живого организма заменяется замедленным, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза. Поэтому, чем раньше у подростка сформируется мотивация, - осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
И здесь важнейшей целью образования является формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
Для решения проблемы формирования здорового образа жизни школьников предложено создать в МОУ СОШ № 163 г. Зеленогорска Проект спортивно-оздоровительной направленности «Мы за здоровый образ жизни».
Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
Миссия предлагаемого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья и здорового образа жизни, через формирование такого понятия у самих учителей и родителей школьников
Цель проекта - пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого обучающегося. Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.
Задачи:
пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
организовать систематическую физкультурно-соревновательную активность детей во внеурочное время.
Проект предлагает решить проблему:
низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения;
повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ с учетом потребностей учащихся и научно обоснованных рекомендаций специалистов;
формирования у педагогических работников и родителей школьников понятия ценности здоровья, повышения их компетенций в области здоровьесбережения, а так же преобразование имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.
Проект реализуется посредством участия в разных мероприятиях, проводимых в школе и на территории (таблица 1).
Таблица 1 - Примерный план мероприятий реализации социального проекта «Мы за здоровый образ жизни»
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Разработка программы | август | администрация |
Диагностика состояния здоровья учеников | 1 раз в год | адм. кл. рук. |
Ежегодный профилактический осмотр учеников, учителей | 1 раз в год | администрация |
Ежедневное горячее питание учеников, учителей | постоянно | адм., род. ком.т |
Зарядка | постоянно | уч. физ-ры |
Физкультминутки | постоянно | учителя предмет. |
Оздоровительный лагерь | Март, июнь | администрация |
Витаминизация питания | зима, весна | администрация |
Спортивные секции (школьные) | постоянно | учитель физ-ры |
Кружковая работа | постоянно | учитель физ-ры |
Дни здоровья | 2 раза в год | уч. обж, физ-ры, кл.руководители |
Поддержка санитарно-гигиенического режима, контроль за его соблюдением | постоянно | профком, админ, зав каб |
Комфортная психологическая среда | постоянно | учителя предмет, админ, профком |
Педсовет: «Здоровье школьника» | ноябрь | админ., кл. рук |
Родительское собрание «Здоровье и ЗОЖ - залог психологического и физического развития школьника» | ноябрь | |
Беседа медработника: «Профилактика и коррекция нарушения зрения» | декабрь | медработник |
Беседа медработника: «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | сентябрь | медработник |
Соблюдение гигиенических нормативов учителями-предметниками. | пост | учителя, админ |
Подвижные игры на переменах. | пост | деж. учитель |
Конференция учащихся «Профилактика вредных привычек» | октябрь | уч. физ-ры |
Инструктаж для родителей по формированию правильной осанки у детей, закаливанию и укреплению их здоровья. | 1 раз в год | кл. рук. |
Участие в общешкольной акции «Скажем нет табачному дыму!» «Мы за здоровый образ жизни» (выпуск буклета) | декабрь - май | |
Спортивные соревнования | по плану | уч. физ-ры обж |
Участие в районных соревнованиях | по плану | администрация |
Общешкольный туристический слет | июнь | администрация |
Месячник спортивно-оздоровительной работы | февраль | учитель физ-ры |
Совещание МО «Нормализация учебной нагрузки, режим дня» | 1 раз в год | зам. дир. по УВР |
Индивидуальный подход к обучающимся, освобожденным от занятий физкультурой по медицинском показателям | постоянно | учителя, кл. рук. |
Классные часы: «Правильное питание», «Твой режим дня», «Память и внимание», «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» и др. | в течение года | кл. рук. |
Освоение учителями здоровьесберегающих технологий | постоянно | учителя |
Соответствие расписания уроков требованиям СанПина | В течение года | Зам дир. по УВР |
Приобретение мебели, отвечающей гигиеническим требованиям. | 1 раз в год | администрация |
Товарищеские встречи м/у спортивными командами школ района по футболу и баскетболу | По согласованию | администрация учитель физ-ры |
Приобретение спортинвентаря. | 1 раза в год | администрация |
Обновление пришкольного спортивного городка | В течение года | администрация, |
Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный. На подготовительном этапе разрабатывается общий план работы школы, план работы каждого класса. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации. На организационном этапе - формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся. Практический этап включает мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и недостатки. На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся. Проводится публичная презентация полученных результатов проекта.
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем - в выборе жизненного пути. Быть здоровым - это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе. Здоровый человек - здоровое общество. На примере данного проекта мы хотим показать, что все зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Мы хотим сформировать в каждом позитивный образ жизни, чтобы каждый пришел к мысли: «Здоровым быть - модно!»
Механизм оценки результатов. Оценка проекта осуществляется посредством опроса учащихся, которое проводится в конце учебного года. Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями-предметниками, руководителем проекта, родителями, учащимися.
Ожидаемые результаты проекта. Современный подросток - это человек: физически развитый; не имеющий вредных привычек; владеющий приемами и способами оздоровления своего организма; имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни; отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам.
Заключение
В первой части работы проведено теоретическое исследование проблем: социального проектирования и образа жизни как объекта социального проектирования.
Рассмотрены понятия, сущность и технология социального проектирования. Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом.
Социальное проектирование используется в социальной практике как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем, в основе которых лежат жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: во-первых, при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных мероприятий учитывать личностные предпосылки социального развития общества (соотносить социальные последствия с благосостоянием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами - с другой); во-вторых, исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в жизненные проблемные ситуации.
При этом выявлено, что образ жизни - категория социальная. По определению ВОЗ, способ жизни - способ существования, основанный на взаимодействии между условиями и конкретными моделями поведения человека. Ю.П. Лисицын в образе жизни как социальной категории, выделяет четыре: уровень жизни (экономическая категория); качество жизни (социальная категория); уклад жизни (социально-экономических категория); стиль жизни (социально-психологична категория).
Социальное проектирование образа жизни предполагает всесторонний учет интересов и потребностей человека, что находит отражение в планируемом образе жизни. Последний может не совпадать с реально существующим образом жизни, но в то же время призван выражать в идеальном виде тенденции его изменения. В конечном итоге, при проектировании важно, с одной стороны, как можно более полно учитывать желания и устремления людей, а с другой - соотносить их с реальным состоянием дел и с идеальными целями.
В результате сделаны следующие выводы:
социальное проектирование в целом предназначено для конструирования не только отдельных, конкретных сторон общественной жизни, но также имеет своей целью комплексное моделирование всей системы социальных взаимоотношений;
образ жизни составляет важное звено всей жизнедеятельности человека и может проектироваться по основным его блокам;
в процессе проектирования образа жизни должны максимально учитываться проблемы развития человека как субъекта многообразной социокультурной деятельности;
только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений.
Во второй части, на основе общих принципов проектирования мы показали возможности социального проектирования узловой сферы социума - образа жизни, предложив социальный проект формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве МОУ СОШ № 163 г. Зеленогорска.
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем - в выборе жизненного пути. здоровым - это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. Здоровый человек - здоровое общество.
На примере данного проекта мы показали, что все зависит от человека, от его образа и стиля жизни.
В перспективе можно выработать идеальную модель образа жизни, к которой будут стремиться обучающиеся конкретного образовательного учреждения, и что одновременно будет являться показателем развитости и цивилизованности российского общества в целом.
Список литературы
1.Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. - М.: Пед. об-во России, 2001. - 389 с.
.Коган Л.Н. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы / Л.Н. Коган, С.Г. Панова // Проблемы социального прогнозирования. - Вып. VI. - Красноярск, 1980. - 87 с.
.Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 416 с. С. 6-68.
.Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие / Р.В. Леньков. - М.: ЦСП и М, 2013. - 192 с.
. Лисицын Ю.П. Здоровье человека - социальная ценность / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно.- М.: Мысль, 1989. - 270 с.
.Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие / В.А. Луков. - М.: Флинта, 2010. - 240 с.
.Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Отв. ред.: Т.М. Караханова. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. - 68 с.
.Погукаева Н.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / Н.В. Погукаев. - Томск: ТПУ, 2013. - 84 с.
.Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Аcademia, 2002. - 218 с.
.Стенина Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики / Т.Л. Стенина. - Ульяновск: УлГТУ,2011. - 129 с.
.Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни. Материалы I Международной научно-практической конференции / Отв. Е.А. Жданова. - Уфа: УГУЭС, 2014. - 609 с.