Диалектический материализм




Содержание

 

Введение

Биография

"Учителя Маркса"

Основные направления деятельности

Вариант периодизации истории

Заключение

Список использованной литературы\

 


Введение

 

Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) - один из величайших экономистов, философов, политологов, журналистов и общественных деятелей 19 в. Карл Генрих Маркс - один из самых влиятельных и уникальных мыслителей XIX века. Его уникальность состоит в том, что уже полтора столетия его идеи используются в работе различных ученых, а также различных социальных движениях; идеи Маркса использовались в качестве государственных идеологий в некоторых странах, а сам Маркс стал объектом сакрализации (либо в положительную сторону, либо в отрицательную). Он занимает чрезвычайно важное положение в экономической истории, поэтому, на мой взгляд, изучать его вклад в данную науку просто необходимо. Актуальность изучения данной темы напрямую связана с возрастанием интереса к трудам К. Маркса в современном мире. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель данной работы - характеристика основных направлений учения Маркса и исследование возможности их применения в экономической, социальной и политической жизни XXI в. Чтобы достичь данной цели я исследую:

· Предпосылки экономических учений;

· Основные направления деятельности (диамат, классовая борьба, прибавочная стоимость и др.) и применимость их в современной жизни;

· Марксизм как живой/мертвый "организм" экономики;

"Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке".

маркс экономическая концепция гегельянство


Биография

 

К. Маркс рожден в Германии в г. Трире; он был третьим ребенком в семье Генриха и Генриетты Маркс. Генрих маркс - адвокат еврейского происхождения, сторонник идей Просвещения, обладающий либеральными взглядами. Карл, после окончания гимназии в Трире (1835), получал высшее образование на юридическом факультете Боннского университета, затем Берлинского. В это же время он примкнул к кружку гегельянцев, что оказало весомое влияние на стиль его мышления. В 1841 г. Маркс получил докторскую степень Йенского университета по философии. Изначально в его планы входило начать работу в должности доцента Боннского университета, но его буйный темперамент политического борца "рвался" наружу. Именно поэтому он работал политическим публицистом долгое время. В 1843 г. Женился на Женни фон Вест-фален, с которой переживал огромные трудности: постоянное безденежье, смерть трех детей, скитания (последняя его "остановка" - Англия, где он и скончался в 1883 г).

"Учителя Маркса"

 

Предпосылки учения Маркса - это ничто иное, как смесь гегельянства и английских экономических концепций. Так, в идеях Фейербаха и диалектике Гегеля он находил идеал философской мысли; углубляя и развивая это научное достояние, он создал исторический материализм, который впоследствии использовал при написании большинства своих работ (по характеристике Энгельса). Как философ Карл имеет недостатки: он слишком практичен и излишне прикован к проблемам своего времени, он признавал прогресс универсальным законом.

Второй "компонент" знаний Маркса, как упоминалось выше, английская политическая экономия, которая дала толчок развитию теории трудовой стоимости. Уже давно были выдвинуты мысли, что стоимость товаров равна времени, затраченному на их производство; также говорилось о прибавочной стоимости, но никто так и не смог объяснить, откуда же она берется и куда "исчезает". Именно английская школа в лице Смита и Риккардо задала правильный тон исследования Маркса, который развил их мысли.

Основные направления деятельности

Диалектический материализм

Данное понятие в 1887 г. Применил И. Дицген, переписывающийся с Марксом; сам ученый данного понятия не использовал. В марксистскую литературу это определение ввел Г.В. Плеханов, также его использовал и В.И. Ленин. Основоположник же марксизма, "переделал" диалектику на фон материализма, что означает: мир живет, развивается и двигается вне человеческой головы; человек может влиять на мир, воспроизводя его в своем сознании.

К. Поппер являлся ярым критиков диамата, утверждал, что несуразно распространять его на математику и другие естественные науки. Ленин же, наоборот, в своих трудах опровергал критику как диамата, так и всего марксизма в целом. Так, в СССР, в ВУЗах, в рамках марксистко-ленинской философии, диамат был обязательным и на гуманитарных, и на естественных направлениях. После 1991 г. - распада СССР, диамат потерял былую поддержку и интерес государства, именно поэтому данный предмет "канул в лету".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: