Способом.
Ремонт основных средств подрядным способом подразумевает, что ремонт выполняется силами специализированной сторонней организации. При этом он может выполняться с использованием, как материалов подрядчика, так и материалов заказчика.
Еслиремонт выполняется подрядной организацией с использованием материалов заказчика, то материалы передаются подрядчику по приемо - сдаточному акту или накладной (Приложение 1), которые подписываются специально уполномоченным представителем подрядной организации, имеющим специальную доверенность. Приемка законченного капитального ремонта основных средств оформляются актом приема-сдачи. Выполненные до конца ремонтные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.
При осуществлении ремонтных работ подрядным способом в бухгалтерском учете используются следующие документы:
― приемо-сдаточный акт на передачу материалов подрядной организации;
― акт на выполненные организацией - подрядчиком ремонтных работ, подтверждающий факт проведения ремонта;
― счет-фактура, выписанный подрядной организацией на выполненные ремонтные работы, подтверждающий сумму налога на добавленную стоимость и являющийся основанием для его отнесения на балансовый счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
―платежное поручение (Приложение 8), расходный кассовый ордер (Приложение 9), авансовый отчет (Приложение 10), которое подтверждает факт оплаты услуг привлеченной подрядной организации и является основанием для принятия к вычету уплаченного НДС. [8, стр. 73]
Затем отражаются следующие операции:
— приходуются запасные части на склад организации
|
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
― учитывается сумма НДС, относящаяся к стоимости запасных частей
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
― оплачиваются запасные части поставщикам
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
— принимается к зачету сумма НДС по приобретенным запасным частям
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сбором»,
Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
— материалы передаются подрядной организации
Дебет счета 10 «Материалы» субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»,
Кредит счета 10 «Материалы».
После приема отремонтированного основного средства в бухгалтерском учете осуществляются следующие записи:
― отражена сумма предоставленных услуг по произведенному ремонту без стоимости материалов
Дебет счета 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство» и другие счета учета затрат па производство,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— отражена сумма НДС по выполненному ремонту
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика
Дебет счета 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство» и другие счета,
Кредит счета 10 «Материалы» субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
|
Подрядчик возвращает заказчику неизрасходованный остаток материалов:
— отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 10 «Материалы» субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Если ремонтные работы произведены подрядной организацией из собственных материалов, то для отражения в бухгалтерском учете используются следующие документы:
― договор на выполнение ремонтных работ;
― акт на выполненные подрядной организацией ремонтные работы, дающий факт осуществления ремонта;
― счет-фактура, выписанный подрядной организацией на выполненные работы, который подтверждает сумму налога на добавленную стоимость и является основанием для его отнесения на счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
― платежное поручение (Приложение 8), расходный кассовый ордер (Приложение 9), авансовый отчет (Приложение 10), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной подрядной организации и являющееся основанием для принятия к вычету уплаченного НДС.
В бухгалтерском учете хозяйственные операции будут иметь следующий вид:
— стоимость ремонтных работ, выполненных подрядной организацией (на основании оформленного акта)
Дебет счета 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство» и другие счета,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— НДС по произведенному ремонту на основании счета - фактуры
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
|
— оплачена подрядчику стоимость ремонтных работ
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
― принята к зачету сумма НДС по ремонтным работам
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».
При подрядном способе в учете затрат на модернизацию составляются следующие записи:
―отражена стоимость выполненных работ согласно предъявленным документам подрядчика (без НДС)
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
―учтен НДС, предъявленный подрядчиком
Дебет 19-1 «НДС при приобретении основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
―увеличена первоначальная стоимость объекта на сумму затрат по его реконструкции и модернизации
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
―предъявлен к налоговому вычету НДС (после оплаты задолженности перед подрядчиком) в месяце, следующем за месяцем включения произведенных затрат в первоначальную стоимость объекта
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»;
Кредит 19-1 «НДС при приобретении основных средств».
При выполнении работ по реконструкции и модернизации хозяйственным способом фактически произведенные затраты отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами:
―на стоимость израсходованных материалов и запасных частей
Кредит 10 «Материалы»;
―на сумму начисленной заработной платы
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
―на сумму отчислений от заработной платы и др.
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Если работы производятся специальным ремонтным подразделением, то указанные расходы первоначально учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», а по окончании работ переносятся на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит 23 «Вспомогательные производства».
Следует учитывать, что увеличение первоначальной стоимости (списание затрат со счета 08 на счет 01) должно быть оформлено актом (накладной) приемки-передачи основных средств (Приложение 1).