Хозяйственным способом.
Ремонтные работы, производимые собственными силами организации, как правило, выполняются специально созданными структурными подразделениями.
При проведении капитального ремонта объектов основных средств хозяйственным способом выписывают наряды-заказы на основании ведомости дефектов в отделе главного механика в трех экземплярах.
Первый экземпляр наряда-заказа отправляется в цех производителю ремонта, второй передается в бухгалтерию организации для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа.
Согласно ведомости дефектов и наряду-заказу выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов. [8, стр. 77]
Основанием для отражения в бухгалтерском учете записей об осуществление ремонта хозяйственным способом являются следующие документы:
― калькуляция стоимости ремонтных работ;
― накладная на передачу материалов со склада на выполнение ремонтных работ;
― бухгалтерская справка о сумме оплаты труда и начислений на нее за выполненный объем ремонтных работ;
― акт на выполненные ремонтные работы, которые подтверждают факт выполнения ремонта, его объем и стоимость.
При осуществлении ремонта основных средств хозяйственным способом в бухгалтерском учете делаются записи:
— приходуются приобретенные материалы для проведения ремонта
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— НДС по приобретенным материалам на основании счета-фактуры
|
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— приобретенные материалы оплачиваются поставщику
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
Необходимо заметить, что вычет НДС по материалам, используемым для ремонта основных средств, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов (при условии выполнения остальных требований, необходимых для применения вычетов) независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт.
― сумма НДС по оплаченным поставщику материалам предъявлена к вычету
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
— отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта
Дебет счета 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство» и другие счета учета затрат на производство,
Кредит счета 10 «Материалы»;
— отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата рабочих, единый социальный налог и т.д.)
Дебет счета 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство» и другие счета учета затрат на производство,
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
69 «Расчет по социальному страхованию и обеспечению», другие счета расчетов.
При осуществлении модернизации основных средств в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
―списывается стоимость установленного нового оборудования и расходных материалов
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
|
Кредит 10 «Материалы»;
―отражена заработная плата, начисленная слесарям и наладчикам за дни модернизации основных средств
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
―отражаются отчисления от заработной платы
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
―списаны затраты на ремонт
Дебет 25 «Общехозяйственные расходы»,
Кредит 10 «Материалы»
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
После завершения ремонта на сумму затрат на модернизацию составляется Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (Приложение 1), на основании которого в бухгалтерском учете сделана запись по увеличению первоначальной стоимости технологической линии:
―увеличена стоимость основного средства
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При отражении операций по восстановлению основных средств следует учитывать, что при наличии у одного объекта нескольких частей, которые имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части учитывается при восстановлении как выбытие и приобретение самостоятельного объекта. [4, стр. 8]. Если объект основных средств состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как отдельный инвентарный объект. Списание части, подлежащей замене, оформляется Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (Приложение 5); Актом о списании автотранспортных средств (Приложение 6); Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (Приложение 7). Принятие к учету вновь установленной части объекта оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Приложение 1); Актом о приеме-передаче здания, сооружения (Приложение 2); Актом о приеме- передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (Приложение 3).
|
После завершения всего комплекса ремонтных работ, который был проведен (как сторонними силами, так и собственными), их результат оформляется актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (Приложение 4). Этот акт составляется постоянно действующей комиссией, которая оформляет прием и передачу объектов основных средств.
В нем приводятся сведения о произведенных затратах, связанных с ремонтом, полноте и качестве выполненных работ.
Отдельно в нем отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика происшедшим изменениям.
С одной стороны, акт подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации.
С другой стороны ― исполнителем работ, в качестве которого могут выступать сторонние организации и физические лица (при подрядном способе) или вспомогательные и иные подразделения организации (при хозяйственном способе). Если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах.
После того как акт подписан представителями сторон, он передается в бухгалтерию для подписания главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждения руководителем организации (лицом, на это уполномоченным).
После приемки отремонтированных объектов основных средств в их техническую документацию (паспорт, формуляр и т.п.) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта при проведении ремонта. [20, стр. 31]
Главным недостатком хозяйственного метода является искажение себестоимости продукции в отдельных месяцах. Ведь чаще всего ремонты производятся не равномерно в течение года, а в отдельные периоды времени. Поэтому в те месяцы, когда проводился ремонт, затраты предприятия, а следовательно, и себестоимость выпущенной продукции, значительно выше, чем в те месяцы, когда никаких ремонтов не производилось.
Естественно, такое колебание себестоимости продукции, работ и услуг усложняет бухгалтерский учет готовой продукции и финансовых результатов, а также управление формированием цен и прибылью. [18, стр. 9]