Распределение обязанностей сторон по проведению ремонта арендованного имущества предусматривается в договоре аренды и является основным условием. Оптимальность выбора варианта распределения обязательств между арендатором и арендодателем по проведению ремонта зависит от вида имущества переданного в аренду.
Так, арендодателям, осуществляющим сдачу имущества в аренду в соответствии с законодательством, капитальные затраты по ремонту производственных основных средств могут быть учтены при льготировании прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. [8, стр. 77]
Применение данной льготы относится:
― сдаче внаем (аренду) оборудованных и машин производственно-технического назначения;
― сдаче внаем (аренду) недвижимого имущества производственно-технического назначения;
― сдаче внаем (аренду) недвижимого имущества непроизводственного назначения;
― сдаче внаем (аренду) без выраженной специализации.
Затраты на ремонт арендованных основных средств, производимые согласно условиям договора аренды за счет средств арендатора, отражаются следующим образом:
― приобретены материальные ценности, которые будут использованы для основных средств (без учета НДС)
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
― отражена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику за материальные ценности, которые будут использованы для ремонта
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— списаны расходы организации на осуществление текущего ремонта основных средств собственными силами
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
|
44 «Расходы на продажу»,
Кредит счета 10 «Материалы»;
― списаны расходы организации на осуществление текущего ремонта основных средств, выполненного сторонней организацией (без учета НДС)
Дебет счета 26 «О6щехозяйственные расходы»
44 «Расходы на продажу»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
― отражена сумма НДС, подлежащего уплате подрядчику за осуществление текущего ремонта основных средств
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— оплачены услуги сторонней организации по ремонту арендованных основных средств (с учетом НДС)
Дебет счета 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
― оплачены поставщику материальные ценности, которые были использованы для ремонта основных средств (с учетом НДС)
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
― отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, уплаченного подрядчику за текущий ремонт арендованных основных средств и поставщику за материальные ценности, которые были использованы для ремонта основных средств
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Текущий ремонт арендованных основных средств у арендатора оформляется и учитывается в таком же порядке, как и текущий ремонт собственных основных средств, т.е. путем включения расходов в издержки производства. Текущий ремонт также может быть осуществлен хозяйственным или подрядным способом.
|
Осуществляемая модернизация арендованных основных средств учитываются арендатором аналогично, т.е. на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» как капитальные затраты на арендованные основные средства.
Если в соответствии с договором аренды последующее возмещение арендодателем произведенных улучшений не осуществляется, тогда арендатор должен начислять их в собственные основные средства в сумме фактических расходов. Если договором аренды предусмотрена последующая передача арендодателю осуществленных улучшений, то такая операция учитывается арендатором на счете 91 «Прочие доходы и расходы». [8, стр. 81]
При выполнении по условиям договора аренды арендатором текущего ремонта занимаемых площадей, стоимость которого засчитывается в счет арендной платы, бухгалтерский учет хозяйственных операций у арендодателя будет иметь следующий вид.
Арендодателем производятся следующие бухгалтерские проводки:
— начисление арендной платы в срок в размере согласно договору
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
— начислена сумма НДС, полученная от арендатора в составе арендной платы
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 68 «Расчеты по НДС»;
— расходы (включая НДС) по ремонту сданного в аренду помещения
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— отражена сумма, полученная в счет арендной платы
Дебет счета 51 «Расчетные счета»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
|
Учет хозяйственных операций у арендатора производится в подобном порядке:
― подписан акт приема-передачи основных средств. Основные средства, взятые в аренду, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре;
― начислена арендная плата;
― перечислена арендная плата арендодателю;
― учтен НДС, оплаченный арендодателю;
― НДС представлен к зачету с бюджетом на основании счета - фактуры.
В случае, когда условиями договора аренды определено, что арендодатель выполняет текущий ремонт за свой счет, то бухгалтерский учет у арендодателя выглядит следующим образом:
― приобретены материальные ценности, которые в дальнейшем будут использованы осуществления ремонта сданного в аренду помещения под офис (без учета НДС)
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
― отражена сумма НДС, подлежащего уплате поставщику за материальные ценности, которые будут в дальнейшем использованы для осуществления ремонта офисного помещения
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
― списаны расходы организации на выполнение собственными силами текущего ремонта сданного в аренду помещения под офис
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 10 «Материалы»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие счета;
―списаны расходы организации на выполнение текущего ремонта сданного в аренду помещения под офис, произведенного сторонней организацией (без учета НДС)
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
― отражена сумма НДС, подлежащего уплате подрядчику за выполнение текущего ремонта сданного в аренду помещения под офис
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
― оплачены услуги сторонней организации по ремонту сданного в аренду помещения под офис (с учетом НДС)
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
— оплачены поставщику материальные ценности, которые были использованы для выполнения ремонта офисного помещения (с учетом НДС)
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»;
― отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, уплаченного подрядчику за текущий ремонт арендованного помещения под офис и поставщику за материальные ценности, которые были использованы для ремонта офисного помещения
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».
В то же время в общепринятом порядке на основании условий заключенного договора аренды учитывается сумма арендной платы.
― отражена сумма арендой платы, начисленной за аренду офисного помещения (в т. ч. НДС)
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
— отражена сумма НДС, полученная от арендатора в составе арендной платы
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— получена арендная плата согласно условиям заключенного договора аренды (включая НДС)
Дебет счета 51 «Расчетные счета»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цель и задачи, поставленные перед курсовой работой, достигнуты. Рассмотрев данную курсовую работу можно сделать вывод о том, что в ней подробно рассмотрены понятия ремонта и модернизации, также подробно описана классификация видов ремонта объектов основных средств, методы отражения проведения ремонта и модернизации в бухгалтерском учете предприятий – отнесения затрат на проведение ремонта и модернизации на текущие затраты, создание резервов на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» или учета этих затрат с применением счета 97 «Расходы будущих периодов». В работе раскрыты способы расчета ежемесячных отчислений в резервы и расчет сметной стоимости ремонта и модернизации.
Т.е. правильность выбора того или иного метода очень важна, т.к. от этого будет зависеть себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), а в налоговом учете – уплата налогов. Таким образом бухгалтер имеет возможность выбора метода отражения таких затрат, но этот выбор должен быть оптимальным. Он должен зависеть как от вида ремонта, так и от того, кем проводится ремонт или модернизация.
В работе подробнейшим образом раскрыты подрядный и хозяйственный способы проведения ремонта и модернизации (их недостатки и достоинства), представлены типовые бухгалтерские проводки, необходимые для регистрации и оформления данных операций, а также документы, используемые организациями в практике для оформления данных операций.
Особое место занимает вопрос учета затрат на проведение ремонта арендованных объектов основных средств, в котором представлены унифицированные бухгалтерские операции как у арендодателя, так и у арендатора, производимые подрядным и хозяйственным способом; возможность предоставления льгот арендодателю в том, или ином случае.
При написании курсовой работы я руководствовалась нормативными документами с учетом последних изменений, а также новейшими журналами, которыми бухгалтера руководствуются в практике. В работе были использованы унифицированные и рекомендуемые бухгалтерские проводки.