Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 7 глава




Методические указания. Следить, чтобы дети правильно подбирали картинки со звуком в или ф, фразы произносили четко и достаточно громко.

Речевой материал, который используется для различения звуков в и ф во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)

Чистоговорки

фа-ва, фа-ва, фа-ва-ва — во дворе растет трава,

фу-ву, фу-ву, фу-ву-ву — Федя рвет козе траву,

фы-вы, фы-вы, фы-вы-вы - нарвал много он травы»

Скороговорки

Видит Фаня — идет Ваня.

Зовет Фаня Ваню:

— Идем вместе, Ваня, к Тане.

Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня.

Загадка

Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь,

У тихонь

В головках огонь. (Спички.)

(О. Тарнопольская.)

Потешка

— Федул, что губы надул?

— Да иглы нет.

— Кафтан прожег.

— А велика дыра?

- Можно зашить!

— Один ворот остался.

Звуки с — ц

1-й вид работы

Цель. Добиваться различения звуков с и ц, правильного изолированного их произнесения.

«Определи, что это».

Содержание. Воспитатель рассказывает: «У Кати было много игрушек. Однажды игрушки расшалились, расшумелись. Чтобы успокоить их, Катя погрозила им пальцем и сказала: «Ц-ц-ц... сидите тихо». Успокоились все игрушки, сидят тихо-тихо, только слышно, как тоненькая струйка воды льется из крана: ссс..» Затем воспитатель задает вопрос: «Как Катя успокаивала игрушки?» Дети походному, а потом все вместе грозят пальчиками и говорят: «Ц-ц-ц...». «А как водичка лилась из крана?» — «Ссс...».

Потом воспитатель предлагает угадать: «Что я изображаю?» Он попёременно произносит звуки ц и с, а ребята говорят: «Успокаивание игрушек», «Льется водичка».

Методические указания. Педагог обращает внимаете детей на то, что звук ц следует произносить коротко, воздух при этом должен как бы ударяться в руку (подносит тыльную сторону руки ко рту). «Водичка из крана льется непрерывно, и струйка воздуха длительная» (прикладыванием тыльной стороны руки ко рту дает ощутить это детям).

2-й вид работы

Цель. Учить детей различать звуки с и ц в словах, произносить слова четко, достаточно громко.

«Отбери и правильно назови»,

Содержание. Воспитатель распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отбирать те картинки, на которых изображены предметы, имеющие в названии звук с, другой — предметы со звуком ц. На столе у него раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобусов, птицы, собаки, лисы, пуговицы и т. д., а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют. Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинку, показывают ее всеми громко и четко называют предмет, изображенный на вей. Выигрывает та подгруппа, которая ни разу не ошибется.

Методические указания. Следить за тем, чтобы дети называли слова громко, четко и не смешивали звуки с и ц.

3-й вид работы

Цель. Учить детей не смешивать звуки с и ц в речи. Добиваться четкого и правильного произнесения фраз.

«Секрет».

Содержание. Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель передает ребенку, который сидит первым в ряду, «важное сообщение» (например, произносит такие фразы: «В оконце ярко светит солнце», «Соня видела птицу-синицу», «Соня дала Сане яйцо па блюдце» и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали, остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.

Методические указания. Следить за тем, чтобы все дети произносили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, принимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.

Речевой материал, который используется для различения звуков с и ц во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)

Чистоговорки

ца-са, ца-са, ца-са-са — на цветке сидит оса,

цу-су, цу-су, цу-су-су — гони скорей с цветка осу,

цы-сы, цы-сы, цы-сы-сы—на цветке уж нет осы.

Скороговорки

Соне в оконце светит солнце.

У крыльца стоит овца.

Загадки

Не зверь, не птица,

А нос как спица.

(Комар.)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

Стихотворение

Цыпленок Цып

Из колодца принесла

Курица водицы,

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться,

Потому что, как огня, Он воды боится.

И сказала строго мама; —

Мыться, дети, все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули - не нужны.

(А. Максаков.)

Звуки з —ж

1-й вид работы

Цель. Добиваться различения звуков з и ж при изолированном их произнесении, а также умения правильно пользоваться голосом.

«Угадай, чья песня».

Содержав и е. Продемонстрировав детям картинку на которых изображены комар и пчела, воспитатель напоминает, как звенит комар (ззз)Различение звуков з и,ж в словах и как жужжит пчела (жжж...). После этого детям показывается то одна, то другая картинка, а они произносят соответствующий звук (з или ж).

Затем воспитатель отчетливо произносит ряд слов, в которых имеется звук а или ж. Ребятам предлагается внимательно слушать и угадывать, чья песня слышится в этих словах — комара или пчелы. Например, воспитатель произносит слова: жук, жаба, ежик, флажок и т. д. Дети должны ответить, что слышат песню пчелы. Прослушав слова со звуком з (замок, звонок, коза и т. п.), дети говорят, что это песня комара.

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно произносили звуки в и ж. При затруднении в определении звука в слове можно выделить этот звук голосом (произнести его несколько протяжнее).

2-й вид работы

Цель. Добиваться умения различать звуки з и ж в словах. Четко и правильно произносить слова.

«Что кому?»

Содержание. На доске вывешивают две картинки с изображением комара и пчелы. Под ними — по конверту. Каждый ребенок получает предметные картинки, в названии которых имеется звук з или ж (зонт, коза, звезда, жук, желуди, лыжи, ежик, лужа, жаба и т. п.). Дети называют картинку и в зависимости от наличия в слове звука з или ж кладут ее в соответствующий конверт (к пчеле или к комару).

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно произносили звуки ссс, четко выговаривали слова.

3-й вид работы

Цель. Добиваться правильного произношения звуков в и ж во фразовой речи, вырабатывать правильный ротовой выдох и умение произносить фразу достаточно громко, в умеренном темпе,

«Что с чем рядом?»

Содержание. Воспитатель подбирает различные предметы, игрушки, в названии которых имеется звук в или ж (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). На стол за. ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, воспитатель предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой, он спрашивает: «Что стоит рядом с жуком?» Дети отвечают: «Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет предметы.

Методические указания. Следить, чтобы дети четко и достаточно громко произносили фразы, правильно пользовались речевым дыханием.

Речевой материал, который используется для различения звуков з и ж во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)

Чистоговорки

жа-за, жа-ва, жа-за-за - бежит Женина коза,

жу-зу, жу-зу, жу-зу-зу - держи Женину козу,

жи-вы, жц-зы, жи-зы-зы - есть козлята у козы.

Скороговорки

У Зины живут ежи, у Лизы живут чижи.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Загадка

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок.(Огурец.)

Стихотворения

Плакали ночью

Желтые клены.

Вспомнили клены,

Как были зелены...

С желтой березы

Тоже Капало,

Значит, береза-

Тоже Плакала...

(Э. Мошковская.)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки!

(О. Высотская.)

Звуки л — ль

1-й вид работы

Цель. Добиваться различения твердых и мягких согласных (звуков л и ль) и умения правильно произносить эти звуки.

«Ляна и Лана».

Содержание. Воспитатель показывает картинки с изображением двух девочек (одна круглолицая, улыбающаяся, а другая худая, сердитая) и рассказывает: «Жили-были две подружки. Одну звали Ляна (показывает на улыбающуюся девочку), а другую — Лана (показывает на сердитую девочку). Ляна была доброй, веселой девочкой, а Лана — сердитой, злой. Bсe радовались, когда Ляна пела песни, потому что она очень хорошо умела петь. Лана во всем старалась подражать своей подружке, но не всегда это у нее получалось. Запоет Ляна песню: ля-ля-ля, и получается она нежной, мягкой. Повторяет за ней Лана, а песня получается сердитой: ла-ла-ла. Запоет Ляна: лё-лё-лё, а у Ланы получается: ло-ло-ло. Запоет Ляна: ли-ли-ли, а у Ланы получается: лы-лы-льп.

Потом воспитатель предлагает внимательно послушать и угадать, кто поет ту или иную песню. Воспитатель произносит: «ля-ля-ля», дети отвечают: «Ляна»; воспитатель произносит: «ла-ла-ла», дети отвечают: «Лана».

Затем воспитатель попеременно показывает картинки с изображением Ляны и Ланы, а дети соответственно произносят слоги с твердым или мягким согласным звуком л.

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно различали и произносили звуки л и ль в слогах.

2-й вид работы

Цель. Добиваться различения звуков л, ль в словах. «Угадай, чьи это картинки».

Содержание. Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены: лопата, лук, лента, лимон, юла, клетка, платье, телефон, пальто, балалайка, соль, слива и т. п. На доске вывешиваются картинки с изображением Ляны и Ланы. Каждый ребенок называет свою картинку и говорит, кому он ее отдаст: Ляне или Лане.

Методические указания. Следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова, правильно соотносили предмет с изображением девочек (слова со звуком ль откладываются под картинку с изображением Ляны; слова ел — к Лане).

3-й вид работы

Цель. Добиваться правильного произношения звуков л и ль во фразовой речи и различения твердых и мягких согласных.

«Испорченный телефон».

Содержание. Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель произносит фразу и предлагает ребенку повторить ее, заменив при этом имя на другое, но также включающее звуки л и ль. Например, он произносит такую фразу: «У Лизы голубая лента». Ребенок должен сказать: «У Ларисы голубая лента» ит. д. Аналогично детям предлагают заменять предметы. Например, воспитатель говорит: «У Лены упала ложка со стола». Ребенок должен заменить слово ложка другим, например, сказать: «У Лены упала вилка со стола» или: «У Ланы упала лампа со стола» и т. д.

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно подбирали и произносили слова со звуком л или ль, говорили достаточно громко и отчетливо.

Речевой материал, который используется для различения звуков л и ль во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)

Чистоговорки

ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла — у Лены куколка была,

ли-лы, ли-лщ ли-лъь-лы — кукле валенки малы,

ле-ло, ле-ло, ле-лй-ло — стало куколке тепло.

Скороговорки

Юля маленькой была и вертелась, как юла.

Полет в поле Поля.

Ломали лед, ломали мы!

Летели клочья от зимы!

(Е. Благинина.)

Загадка

Возле елок

Из иголок

Построили дом.

Из иголок

За травой не виден он,

Летним днем

А жильцов в нем миллион!

(Муравейник.)

Стихотворение

Занозила Лиска лапу,

Горько плачет, слезы льет.

Просит Лиска Лиса-папу —

Пусть он дятла позовет.

Прилетел из леса дятел,

Клювом —- тук, по лапе — стук

И из лапы очень ловко

Вынул щепок десять штук.

(А. Максаков.)

Звуки р — л

1-й вид работы

Цель. Учить детей различать звуки р и л и правильно их произносить.

«Кто внимательный?»

Содержание. Воспитатель предлагает вспомнить и сказать, как рычит тигр и как гудит самолет (дети произносят соответственно звуки р и л). Затем он сам поочередно произносит эти звуки, предложив ребятам внимательно послушать и угадать, когда рычит тигр, а когда гудит самолет.

Методические указания. Следить, чтобы дети отчетливо произносили звуки р и л. При проведении этой игры можно использовать картинки с изображением тигра и самолета.

2-й вид работы

Цель. Учить детей различать звуки р и л в словах и правильно их произносить, отчетливо и громко произносить слова.

«Посмотри вокруг и назови слова».

Содержание. Воспитатель расставляет в группе на видном месте игрушки и предметы, в названий которых имеется звук р или л. Затем он предлагает детям сначала назвать те предметы и игрушки, в названии которых имеется звук р, а потом те, в названии которых есть звук-л. Кто больше назовет предметов и игрушек, тот и выигрывает.

Можно предложить детям самим подобрать слова, в которых имеется звук р или звук л.

Методические указанна, Следить за правильным произнесением звуков р и л в словах, а также за тем, чтобы слова проговаривались отчетливо и достаточно громко.

3-й вид работы

Цель. Добиваться четкого и правильного употребления звуков р и л вб фразовой речи, произнесения фразы из 4-6 слов на одном выдохе. «Что для чего нужно?»

Содержание. Педагог раскладывает на столе картинки рисунками вниз. На них изображены предметы, в названиях которых присутствуют звуки р и л (молоток, лопата, полка, кукла, стол, стул, иголка, ведро, рубашка, пароход, ручка, карандаш и т. п.). Дети по очереди подходят к столу, открывают картинку и называют предмет, изображенный на ней, например полоток. Воспитатель спрашивает: «Для чего нужен молоток?» Ребенок отвечает: «Молоток нужен для забивания гвоздей». Затем педагог, обращаясь ко всей группе, предлагает ответить на вопрос: «Для чего еще нужен молоток?» Дети дают разные ответы, например: «Молотком можно колоть орехи» и т. д.

Методические указания. Для того чтобы дети давали как можно больше ответов, воспитатель может задавать наводящие вопросы.

Речевой материал, который используется для различения звуков р и л во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)

Чистоговорки

ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра — под горой была нора,

лы-ры, лы-ры, лы-ры-ры— лиса с лисенком у норы,

лу-ру, лу-ру, лу-ру-ру — лиса юркнула в нору.

Скороговорки

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос

Мне тарелку Валерка

На подносе поднес.

(В. Лифшиц.)

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал чинить Егор забор.

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор!

(И. Демьянов.)

Загадки

Круглый,

Зрелый,

Загорелый

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(Гриб.)

(А. Рождественская.)

Попадался на зубок.

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог.

А Попал под молоток,

Хрустнул раз и треснул бок.

(Орех.)

(А. Р о ж д е с т в е н с к а я.)

Стихотворения

По реке плывет бревно —

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова.)

Апрель

Веселые, проворные,

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели.

(Т. Золотухина.)

Планирование работы по звуковой культуре речи

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов, и ее проведение должно быть выделено в отдельные занятия.

Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому при планировании различных занятий по родному языку (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т. д.) надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.).

Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Отдельные задачи музыкальных занятий и задачи воспитания звуковой культуры речи совпадают (например, развитие силы голоса, дыхания, темпа, ритма речи и т. д.). Правильно организованная совместная работа воспитателя и музыкального работника поможет достигнуть хороших результатов в формировании звуковой культуры речи у детей.

Дети по-разному овладевают звукопроизношением и навыками четкой, интонационно выразительной речи. С некоторыми детьми необходима дополнительная работа для усвоения того или иного раздела звуковой культуры речи, организуемая вне занятий.

Итак, работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия;

4) проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.

Остановимся несколько подробнее на каждой из четырех перечисленных форм работы.

1. Занятия по звуковой культуре речи

В раннем возрасте в период бодрствования детей ежедневно организуются игры-занятия, которые проводятся как в индивидуальном порядке, так и с небольшими группами (до полутора лет — не более чем с 6 детьми, от полутора до 2 лет — не более чем с 10 детьми); длительность занятий до 10 минут.

Игры-занятия направлены на развитие у. детей слухового внимания, понимания речи, на развитие артикуляционного аппарата, на подражание звукам и звукосочетаниям, на активизацию словаря. Они проводятся с включением звукоподражаний в потешки, песенки, при показе и назывании различных предметов и игрушек.

С детьми от 2 до 3 лет занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи, организуются не реже одного раза в неделю, длительность Их не должна превышать 15 минут.

Занятия с детьми этого возраста направлены на дальнейшее развитие слухового восприятия, речевого Дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить слова и фразы. Они проводятся с использованием звукоподражаний различным животным и предметам, издающим звуки, путем введения этих звукоподражаний в пение, потешки, дидактические игры, небольшие стихи и рассказы.

Занятия с детьми от 3 до 5 лет проводятся со всей группой как часть занятия по родному языку (не реже одного раза в неделю, по 5—8 минут) и как самостоятельные занятия (не менее одного занятия в месяц, по 15—20 минут).

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на дальнейшее совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, рассказов и пр.

Занятия с детьми от 5 до 7 лет организуются еженедельно со всей группой в основном как часть занятий по родному языку (5—8 минут). Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное звуковой; культуре речи.

На этом этапе отрабатываются, закрепляются и совершенствуются умения и навыки, относящиеся ко всем разделам звуковой культуры речи. Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф — в, с — з, ш-ж, п — б, д — т, к — г,-е — ш, з — ж,ц — ч, л—-р, т — тъ, и др., т. е. вйухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смещение которых имеет место у детей дошкольного возраста.

Отработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется при проведении дидактических игр, при произнесении скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

2.Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку

Работа по воспитанию звуковой культуры речи может быть включена и в программное содержание занятия по родному языку. Так, проводя занятие по картине, воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи может осуществлять и воспитание хорошей дикции.

На других занятиях (дидактические игры, разучивание стихотворений, чтение и беседа о прочитанном, рассказывание сказок, чтение и пересказ) в содержание занятий может быть включена работа по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

3.Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.

Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо.

Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию,

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Таким образом, в работу по формированию звуковой культуры речи должен активно включиться и музыкальный работник.

4. Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу. Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

Формирование словаря

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10—12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3—3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

Содержанием каждого слова является понятие. Мысль, слово показывают общее, подчеркивал В. И. Ленин.

В психологии содержание слова также определяется как обобщение или понятие. Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «...мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности.

Одной из них можно считать содержание словаря детей, В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность — предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: