Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 3 глава




Следует иметь в виду, что понимание слов, обозначающих действия, происходит не сразу. Необходимо систематическое речевое общение, с тем чтобы дети научились понимать названия действий выполнять которые их учат. Для того чтобы научить малыша понимать названия предметов, следует вызывать у него движения в сторону этих предметов. Это может быть поворот глаз вслед за глазами взрослого в направлении предмета, поиск его. («Саша, где твоя чашка? Вот твоя чашка. В ней молоко. Сейчас будешь пить молоко».)

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить в период бодрствования не только индивидуальные, но и групповые игры-занятия. Содержание и методика проведения занятий строятся в зависимости от цели и задач речевого развития детей. Ориентировку в окружающем, понимание названий предметов, игрушек следует вызывать путем воздействия на зрение, слух и осязание. При этом обязательно надо применять вопрос «Где то-то?» (часы, собачка, кошка, петушок). Ход занятия может быть разным. В одном случае воспитатель сначала воздействует на слух — звучит погремушкой, потом задает вопрос: «Саша, где кошка (собака)?» Затем снова звучит игрушкой. Для усиления ориентировки подносит предмет к детям, они берут его в руки, рассматривают. Потом он прячет игрушку — переносит на новое место или закрывает пеленкой. Так повторяется несколько раз.

Подобные занятия могут проводиться иначе. Педагог сначала показывает детям игрушку. Знакомит с ее особенностями, выполняет действия: «Вот ляля. Какая красивая ляля. На ней платьице, бантик. Ляля здоровается с Оленькой: «Здравствуй, Оля» (2—3 раза). Теперь посмотри, как ляля ходит (танцует). Вот как она ходит (танцует) ».

После такого показа применяется неоднократно прием появления и исчезновения игрушки. В заключение воспитатель убирает куклу на место и спрашивает несколько раз: «Где ляля?», заставляя детей искать куклу глазами. На этом занятие заканчивается.

Развитие понимания слов, обозначающих имена взрослых, детей, а также названий игрушек, проводится в игре «Прятки». В момент, когда ребенок не видит взрослого, другого ребенка или игрушку, воспитатель задает вопрос: «Где то-то?», активизируя этим внимание ребенка. При появлении того, кто прятался, неоднократно называет имя взрослого, ребенка. («Вот тетя Аня! Вот Оля!») Эту игру необходимо проводить с большим эмоциональным подъемом, часто меняя интонацию голоса при произнесении слов.

Для развития понимания и подражания движениям проводятся занятия: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Какой большой». При обучении указанным действиям, особенно на первом этапе, необходимо не только рассказывать (например, потешку «Ладушки»), но и сопровождать слова действиями ребенка (брать его ладошки и хлопать ими), а потом побуждать к самостоятельному воспроизведению движений: «Сашенька, теперь сам сделай ладушки». Постепенно надо приучать малыша к тому, чтобы он выполнял те или иные движения без показа, только по словесному указанию взрослого.

Развитие лепета и подражание простым слогам проводится на занятиях, называемых игрой-перекличкой. Перекличка может быть организована в момент лепета ребенка с употреблением сначала тех слов или звуков, которые он умеет произносить сам, затем даются новые. Иногда воспитатель намеренно вызывает голосовые реакции у тех детей, которые почему-либо молчат. В этом случае надо ждать, когда ребенок ответит на речевое воздействие взрослого. Следует иметь в виду, что после речевого общения голосовые реакции еще долгое время могут проявляться в самостоятельной деятельности малыша. В такие моменты необходимо либо вновь организовать перекличку с ребенком, либо не прерывать его, предоставив возможность самоупражняться в произнесении звуков.

С подгруппой детей рекомендуется проводить занятия в основном развлекательного характера: запускание волчка, заводных игрушек, а также показ действий куклы и игрушечных животных.

Занятия с заводными игрушками необходимо проводить так, чтобы дети не сразу начинали наблюдение за двигающейся игрушкой, а были бы подготовлены к этому. Следует предварительно вызывать у них ориентировочную реакцию: «Ребятки, где же у нас жук (машина)?» После вопроса воспитатель отыскивает игрушку, подносит ее к детям, и они все вместе рассматривают ее. Затем пускает жука на пол, заводит, он двигается в разных направлениях, дети наблюдают за ним, и при этом у них выявляются различные эмоциональные реакции, в том числе и речевые. На занятиях с куклой и игрушечными животными с целью развлечения детей целесообразно в основном показывать такие сюжеты, в содержание которых органически вплетается эмоциональный компонент: кукла поет и танцует; зайка прыгает быстро — прыг, прыг, прыг и ускакал, а мишка идет медленно и никак не может его догнать; кошка спряталась, собачка ищет ее, сначала не может найти, а лотом находит. Действия зайчика, когда он прыгает, собачки, когда она в разных направлениях бегает и не может отыскать кошку, должны быть быстрыми или медленными и сопровождаться разной интонацией.

В четвертом периоде (от 9—10 месяцев до года)' развитие речи является важнейшей задачей воспитания: необходимо расширять понимание названий предметов, простейших движений и действий, развивать лепет, подражание различным слогам и словосочетаниям; учить овладевать первыми активными словами: мама, папа, тетя, дядя и др. На развитие речи в этом периоде большое влияние оказывает формирование разнообразных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми и развитие действий с предметами.

Для выполнения задач по развитию речи в первую очередь необходимо использовать периоды ухода за ребенком. Жизнь малыша в последней четверти года усложняется: в меню включаются разные продукты питания, используются новые предметы одежды, начинают формироваться культурно-гигиенические навыки. Важным является то, что взрослый во всех режимных процессах постепенно активизирует ребенка в целях формирования у него потребности в необходимых действиях, связанных с едой, одеванием и т. д.

Специфика речевого общения состоит в следующем. Слова взрослого предваряют действия, которые он выполняет сам и должен научить выполнять ребенка («Оленька, иди ко мне, сейчас сядешь за стол и будешь есть. Что будет есть Оленька? Суп, котлетку, кисель»), сопровождают действия, выполняемые ребенком («Молодец, Сашенька, как ты хорошо держишь чашку. Кисель вкусный, его надо весь выпить»), и завершают выполнение действия («Хороший мальчик Сашенька, съел суп, котлетку и сам из чашки выпил весь кисель»).

В результате многократных повторений одних и тех же действий ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого. У него развивается понимание названий самых различных предметов и действий (часы, стол, кукла, собака, платье, ботинки, снимай, надень, дай, принеси и др.), высказываний, оценивающих поступки малыша и выполненные им действия. Сначала понимание выражается в движениях, мимике, жестах, голосе; постепенно вслед за этими проявлениями начинают употребляться отдельные части слов, имеющие определенное значение, а затем и общеупотребительные слова.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить разнообразные занятия по развитию речи. Следует отметить, что средства развития речи в этом возрастном периоде расширяются. Значительное место отводится занятиям с сюжетными игрушками (с куклой и игрушечными животными), впервые вводится показ картинок с изображениями предметов; широко используются игры-забавы («Ладушки» и др.), короткие песенки, рифмованные фразы, вызывающие и сопровождающие движения малыша.

Развитие понимания речи протекает в процессе расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах. Ведущим приемом в этом возрасте является показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом. Показы проводятся по-разному в зависимости от цели занятия. Для усвоения понимания слов, характеризующих какой-нибудь определенный предмет, сначала проводится показ одного этого предмета (одной игрушки), например куклы или петушка («Вова, посмотри, это кукла. Вот у нее глаза, руки, ноги. Теперь ты сам покажи, где у куклы глаза, руки. А это петушок. Вот у него голова, лапы, хвост. Покажи, где у петушка голова, где лапы, где хвост»).

Для того чтобы усваиваемые слова приобретали обобщенный характер, к году ребенку надо показывать игрушки, имеющие одно и то же обозначение, но разные по внешнему виду. «Оленька, это кукла (кукла сделана из твердого материала). На ней красивое платье. Подержи куколку, посмотри на нее». После небольшой паузы воспитатель показывает вторую куклу — меньшего размера, одетую совсем иначе, сделанную из резины или мягкого материала. «А это кто?.. Возьми куклу и внимательно рассмотри». Снова пауза. «Посмотри, Оленька, кто это?.. А это кто?.. Это тоже кукла». Большой интерес вызывают у детей занятия с разными игрушками, по отношению к которым воспитатель выполняет одно и тоже действие: «Вот это кошечка, а это петушок. Они хотят есть. Покорми их. Кошечка ест хлеб — ам-ам, а петушок клюет зернышки— дюб-дюб».

Подобные занятия занимают мало времени. Чтобы продлить общение с ребенком по поводу игрушки или действий с ней, необходимо после показа дать ему эту игрушку в руки. Спустя некоторое время взять ее снова и показать то же самое действие или организовать совместное рассматривание игрушки. Это необходимо проделать 3—4 раза.

Прием показа предметов и действий с одновременным их называнием применяется на занятии с «Чудесным мешочком». Ход занятия определяется целью, которую ставит в данный момент воспитатель. Основное внимание можно сосредоточить на назывании однотипных иди же разных игрушек; можно показать немного игрушек — две, три, но с каждой из них проделать по два-три действия (показать, как бегают, ходят кошка, собачка, петушок, какие издают крики), с четырьмя-пятью игрушками выполнить одно и то же действие, обозначая все выполняемые действия соответствующими словами.

Прием показа и называния предметов и действий в первую очередь служит цели намеренного создания различных ситуаций, в которых могут по-разному отражаться реальные жизненные процессы. Характер отображения процессов определяет содержание речи взрослого. Приемами, непосредственно способствующими развитию понимания ребенком речи, являются вопрос «Где то-то?» и обращения с поручениями выполнить конкретное действие по отношению к какому-нибудь предмету (сделай ладушки, дай собачку, принеси петушка, покажи кису, возьми кубики, отнеси, положи на полку, открой коробочку, закрой ее).

Вопрос «Где то-то?» развивает у детей ориентировку в окружающем, способствует воспитанию умения выделять конкретный предмет из многих других и устанавливать связи между предметом и словом, обозначающим его название.

Прием побуждения к действию формирует у малышей активное отношение к предметному миру, способствует установлению связи действия е обозначающим его словом. Выполнению действий, как и ответам на вопрос «Где то-то?», надо специально обучать. Например, воспитатель ставит цель, научить ребенка понимать слово дай. Это означает, что у него должно быть сформировано умение отдавать игрушку тому, кто ее просит. Сначала надо учить отдавать ту игрушку, которая в данный момент находится в руках малыша: «Таня, дай мне собачку». Потом необходимо организовывать специальную игру: «Таня, я тебе принесла кошечку. Посмотри, какая она красивая. Возьми кису». После того как ребенок немного поиграет с игрушкой, надо ее попросить у него. «Танечка, а теперь дай мне кису. Слова возьми и дай можно повторять несколько раз.

Часто для развития понимания речи при ознакомлении детей с характерными особенностями предметов и развитии ориентировки в окружающем приемы побуждения к действию и вопрос «Где то-то?» используются одновременно: «Покажи, где то-то» или: «Где то-то? Принеси. Дай».

В целях реализации задач по развитию активной речи в первую очередь необходимо укреплять лепет. Этому служит игра-перекличка. Ее надо организовывать, либо осторожно подключаясь к лепету ребенка, либо намеренно вызывая его на произнесение тех или иных слогов. В этом возрасте следует вводить не только новые слоги, но и упрощенные слова (бай, би-би, бам-бом, ту-ту, топ-топ, ду-ду и т. д.), которые можно дать детям на занятиях. Воспитатель может показать какую-нибудь игрушку (собачку, кошку) и спросить: «Как собачка лает, как кошечка мяукает?» -— и сам же ответить: «Собачка лает ав-ав, кошечка мяукает мяу-мяу». Различными приемами необходимо поддерживать внимание детей, сосредоточивая его на определенном предмете и на соответствующих словах. С этой целью игрушку можно прятать, переносить на другое место, выполнять с ней простыв действия (собачка бежит быстро, лает ав-ав громко, замедляет бег и лает тихо).

В основе усвоения звукосочетаний — слогов, слов упрощенных или звукоподражательных, а также общеупотребительных лежит способность к подражанию. Для ее развитая необходимы специальные условия. Подражание наиболее легко возникает в естественных ситуациях, когда у ребенка проявляется устойчивый интерес к предмету, объекту, явлению. Это происходит в моменты наблюдения за животными, двигающимися предметами. Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающийся предмет или животное издает звук (машины и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).

На занятиях воспитатель специально создает ситуации, в которых движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает бай-бай, показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками топ-тощ машина едет би-би; колокольчик звенит динь-динь» и т. д.

В этом возрасте, как и в предыдущем, проводятся игры-забавы: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», «Прятки», «Ку-ку», «Коза рогатая», «Догоню-догоню» и др. Содержание этих игр-забав остается без изменения, но задачи, которые решаются в процессе их проведения, усложняются: развивать понимание названий действий, имен детей и взрослых; подражание отдельным звукосочетаниям и словам.

В связи с тем что для формирования речи большое значение имеет развитие действий с предметами, ребенка надо специально этому обучать как на занятиях, так и в самостоятельной игре. Применяется комплексный прием: показ действий с называнием, побуждение к их выполнению, руководство рукой ребенка при выполнении. Сначала малыш учится простым действиям: вынимать меньший предмет из большего, открывать коробки, закрывать их, расставлять игрушки по местам. Затем ребенка обучают более сложным действиям: надевать кольца на пирамидку, находить и приносить игрушки, убаюкивать, кормить куклу, игрушечных животных я т. д. В результате вырабатываются различные умения, начинает развиваться познавательная деятельность (катаются шарик, мяч, машина на колесах, игрушечные животные, если они стоят на колесах). Все это, в свою очередь, способствует развитию понимания, а постепенно и формированию активной речи ребенка. В результате систематического совместного воздействия взрослых в семейных условиях и воспитателей в условиях детского учреждения у ребенка к концу первого года начинает формироваться эмоционально-интонационная сторона речи. Он произносит различные звукоподражательные слова (ав, мяу, ку-ка-ре-ку, бом, топ) с разной интонацией и с различным составом звуков. Одновременно закладываются предпосылки для понимания речи. Первые общеупотребительные слова (папа, мама, дай, нет, Катя и др.) способствуют началу оформления артикуляции.

Второй год жизни

Второй год разделяется на два периода (от 1 года до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Задачи развития речи в общей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии разное.

В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. В «Программе воспитания в детском саду» дается перечень категорий, в состав которых входят слова, обозначающие названия людей, предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.), простейших действий. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети Должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.

Во втором полугодии задача развития понимания речи взрослого по-прежнему является одной из важнейших. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся и происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице); понимать названия признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения; понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки; выполнять несложные поручения.

Главной задачей в воспитании детей этого возраста является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные).

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др., и специальные занятия по развитию речи.

В «Программе воспитания в детском саду» дается перечень занятий по развитию речи. Все занятия разделены на четыре группы. Это распределение сделано с учетом тех наглядных средств, которые могут быть использованы на занятиях. В качестве наглядных средств выступают живые и неживые объекты (предметы), игрушки, изображения предметов, игрушек на картинах, художественное слово.

Большое значение в развитии речи имеет знакомство с животными, с движущимся транспортом. Наблюдения за ними можно организовать на занятиях в группе и на прогулке.

В естественных условиях животные, разного рода машины часто находятся в движении, а это вызывает и поддерживает у детей непроизвольное внимание. Воспитатель констатирует все изменения.: «Смотри, Саша, собачка бежит. Вот она ищет что-то. Нашла кость и ест. Убежала собачка»; «Смотрите, киса идет. Шла и остановилась. Повернула голову, смотрит на нас. Села и сидит. Она устала. Сидит киса, отдыхает. Смотрите, где у нее глаза, уши, хвост?.. Снова пошла киса, а теперь побежала. Ушла киса».

Наблюдения за животными или транспортом вставляют глубокий след в памяти ребенка. Спустя некоторое время можно оживить полученные ранее впечатления и вызвать его на разговор. К повторным наблюдениям детей надо готовить заранее: «Сегодня пойдем гулять и посмотрим, какие машины ездят на улице. Посмотрим, как летают птички, много ли их сидит на деревьях».

Знакомство с неживыми объектами можно организовать во время прогулок.

Например, во втором полугодия можно провести занятие с целью ознакомлений с внешним видом помещения детского сада.

«Наш детский сад». После выхода на прогулку дети в течение 15—20 минут играют Потом воспитатель собирает их вместе и предлагает посмотреть на датский сад: «Саша, Таня, Оля, Сережа, посмотрите, вот стоит дом. Это вата детский сад. Мы все в нем живем. Вот дверь. Мы вышли из нее гулять. После гуляния войдем в эту дверь и пойдем в группу. В нашем детском саду много дверей. Вот еще дверь. В нее вы входите, когда утром приходите в детский сад. А это окна. Смотрите, сколько окон. Вот окно, еще окно. А вот — окно нашей группы».

Занятие проводится неоднократно. При повторении следует задавать вопросы: «Где наш детский сад? Что это? (Дверь, окно.) В какую дверь мы будем входить после гуляния? Где окна нашей группы?» На последующих занятиях можно показать детям большой дом и маленький и предложить показать, где окна и двери у каждого из домов.

На втором году жизни большое значение для развития речи имеет овладение ребенком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки.

Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомлений с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек — «Чудесный мешочек»; отыскивание и перебежки с целью рассматривания и рассказывания об игрушках и др. Занятия с применением игрушек' необходимо проводить таким образом, чтобы малыши имели возможность не просто рассмотреть или подержать игрушку, но и действовать с ней. Овладение действиями предваряет усвоение слов. Игровым действиям с игрушками надо обучать. Во время обучения дети овладевают способами действий и теми словами, которыми воспитатель сопровождает показ предметов (игрушек), действий, отношений.

Систематическое обучение развивает способность подражания. По мере овладения действиями ребенок становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.

Занятия с игрушками целесообразно строить из двух частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесения различных слов воспитатель активизирует восприятие происходящего и употребление детьми различных слов: «Саша, посмотри, как куколка танцует, послушай, как она поет. Позови ее, скажи: «Катя, иди, иди к нам». Во второй части занятия малышам следует раздать игрушки в самостоятельное пользование, т. е. предоставить возможность разнообразно действовать с ними, обращаться к взрослому по тем или иным поводам, произносить звуки, звукосочетания, слова. Воспитателю необходимо отвечать на обращения детей и побуждать их выполнять различные действия с игрушками, произносить слова, которые давались в первой части занятия.

Эффективным средством развития речи являются картинки. Занятия по картинкам рекомендуется начинать в конце первого года жизни. Сначала проводятся индивидуальные занятия. Ребенку предъявляется одна картинка, и его внимание привлекается к изображению: «Вова, посмотри, вот собачка. Собачка лает: ав-ав. Покажи, где собачка. Если нужно, то воспитатель рукой ребенка показывает на изображение. Дает ему картинку в руки. Организует прятанье картинки. Подобные занятия вызывают интерес к изображению предмета на картинке. Для того чтобы его закрепить, вызвать узнавание изображения, проводят занятие с двумя картинками. Сначала многократно показывают и называют одну картинку, потом вторую. Затем предъявляют сразу две вместе. Если малыш научился правильно показывать изображения по названию и по внешнему виду, постепенно добавляют новые. На следующем этане занятия можно проводить с небольшими группами участников — с двумя-тремя детьми. Их учат показывать, где то-то: «Где койка? Где собачка? Где петушок?», находить: «Найди куклу, найди собачку», находить и подавать картинку с изображением: «Дай мишку. Дай кошечку». Количество картинок на одном занятии увеличивается до 6—8 и более.

Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий. Дети будут слышать в речи воспитателя двухсловные и трехсловные предложения и подражать им: «Посмотрите, вот девочка сидит. А эта девочка спит в кроватке. Кошка лакает молоко». На повторных занятиях при показе уже знакомых изображений следует задавать вопросы: «Таня, что на этой картинке? Что делает кукла?»

Постепенно задачи на занятиях с предметными картинками усложняются. У детей формируют представления о величине, цвете, различных состояниях: собачка большая и маленькая; кубики красные и желтые; девочка бежит, упала, плачет.

Во второй половине второго года занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок нужно объяснять основной смысл изображенного, раскрывать сюжет. На первых занятиях говорит сам воспитатель: «Ребятки, посмотрите на картинку и послушайте, что я вам расскажу». Далее он рассказывает, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают, каково их состояние, какие взаимоотношения существуют между ними (девочка заботится о собачке, кошечке; собачка радостно встречает мальчика и т. д.). При повторном рассматривании одной и той же картинки, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предложить детям: «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Это кто? Правильно, это мальчик и девочка. Что они делают? Что делает мальчик? Что делает девочка?»

Наряду с сюжетными картинками следует по-прежнему проводить занятия с показом отдельных изображений предметов и предметов в действии.

В работе по развитию речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества и советских писателей. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

Методы развития речи независимо от того, какие наглядные средства применяются, могут быть одинаковыми для всех видов занятий и разными. В развитии понимания речи большое место должны занимать побуждения, направленные на выполнение детьми разнообразных действий: дай, покажи, принеси, положи, найди, возьми, пойди. Этот метод получил название «инструкции к действию». С его помощью формируется ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий. Однако при этом собственная речь ребенка активизируется недостаточно. Поэтому после того как ребенок выполнил конкретное поручение, следует, особенно во втором полугодии второго года жизни, спрашивать, что он принес, куда положил, куда ходил, где взял, где нашел. Обучение названиям действий происходит также в процессе показа детям способов действий с игрушками. После показа и во время выполнения действий малыша нужно всякий раз спрашивать: «Что ты делаешь?»

Существенным приемом в методике развития речи является прием вопросов. На втором году жизни (особенно во втором полугодии) детям можно и нужно задавать самые разнообразные вопросы. (Следует иметь в виду, что на некоторые из них дети могут отвечать не сразу, а спустя некоторое время.) Вопрос «Где то-то?» малышу начинают задавать еще на первом году жизни. Сначала это делается в целях привлечения его внимания к предмету. После вопроса предмет показывается и называется. От ребенка требуется, чтобы он проявил активность в ответ на вопрос. В первую очередь ребенок понимает этот вопрос в значении названия предмета независимо от его расположения, затем указывает его местонахождение.

Очень рано детям задают вопросы: «Кто это? Что это?», но отвечают они на них в основном во втором полугодии, а иногда только в конце второго года. После этих вопросов также целесообразно давать образец — слова, обозначающие предметы или действия. До того периода, когда ребенок приучается отвечать на вопросы, он использует различные вспомогательные средства, сопутствующие речевому способу общения: жесты, мимику, движения, действия, отдельные звуки и звукосочетания. Педагогическая ценность вопросов состоит в том, что они активизируют мыслительную деятельность. Для развития активной речи важными являются приемы, которые нацеливают ребенка на употребление конкретных слов. Обучая его произносить слова, воспитатель, прежде всего, дает образец: «Это кукла, это собачка, а вот мишка держит мяч». Затем побуждает малыша употреблять эти слова самостоятельно либо по отдельности, либо в сочетании с другими так, чтобы одно и то же слово выступало в различных смысловых контекстах: «Куклу зовут Катя. Катя хорошая. Катя пошла гулять. Надо покормить Катю, потом уложить спать». Для активизации усваиваемых слов и отдельных фраз применяются словесные приемы: «Скажи то-то. Позови того-то. Повтори то-то. Попроси то-то». Важным в работе с детьми раннего возраста является использование на одном и том же занятии или в какой-нибудь конкретной ситуации разных приемов развития речи, например, попросить найти игрушку («Саша, где же у тебя собачка?»). После того как он найдет собачку, спросить, как она лает, где спит, есть ли у него еще собачка. Затем необходимо попросить ребенка повторить слово собачка: «Саша, скажи собачка» (произнести три-четыре раза).

Занятия, задача которых заключается в том, чтобы научить ребенка различным умениям, целесообразным действиям: катать шарики и складывать их в корзинки, надевать и снимать кольца, собирать сборные игрушки, отбирать и раскладывать предметы по цвету, строить из строительного материала различные постройки (машину, дорожку, стол, стул, диван, кровать, скамейку, ворота, домик и т. д.,), оказывают большое влияние на развитие речи детей. При обучении способам действий и в период выработки умений взрослые показывают и рассказывают, что нужно делать и как это нужно делать'. Все показы обязательно сопровождаются речью: «А теперь -будем опускать в коробку большой шар и большой кубик. Куда же нам шар опустить? В какое окошко? Вот в это окошко опустим шарик! А теперь кубик впустим. Куда же его опустить? Ват сюда!» В результате накапливания речевых впечатлений у детей развиваемся способность подражания. Они не только учатся понимать то, что им говорят, но и начинают употреблять услышанные слова в своей речи. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы: «Саша, покажи, где большие окна у коробки. Где маленькие окошечки? Это что? (Большой кубик, шар.) А это что? (Маленький кубик, шарик.) Как ты опускаешь шарики (кубики) в коробочку?» В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: