Стратегии адаптации ребенка к лагерю




- Творческий способ адаптации

Дети с такой стратегией адаптации стараются активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и тем самым приспосабливаясь к ней сами. Они инициативны, предлагают много интересных идей. Как правило, к данной категории детей относятся коммуникабельные, уверенные в себе дети, которые знают свои сильные стороны и легко проявляют их в коллективе.

2. Избегающий способ адаптации

Дети с избегающей стратегией поведения боятся трудностей. Они не могут или не стремятся бороться с ними, предпочитая сбежать от проблем под «теплое крылышко» родителя. Зачем решать трудную ситуацию, когда можно просто уехать домой, где тебя любят, лелеют, где можно делать так, как тебе хочется и что хочется. Поэтому чаще всего дети, прибегая к подобной модели поведения, начинают манипулировать родителями, обманывать, жаловаться на среду, на сверстников, проситься домой, угрожать побегом, плакать и пр. Пробуют разные способы, лишь бы не решать трудности «притирки» со средой.

3. Деструктивный способ адаптации

Предполагает защитное, агрессивное поведение. Ребенок с деструктивным способом адаптации нарушает правила, противостоит вожатым, грубит сверстникам, дерется, совершает попытки побега и пр. К нему чаще всего прибегают активные дети, которые:

- не знают своих сильных сторон, качеств к при этом не уверены в себе. Они испытывают потребность в самоутверждении, желают быть лучшими, но за счет чего это сделать не знают. Поэтому выбирают стратегию поведения «я крутой, дружите со мной»;

- хотят быть в центре внимания, получить одобрение, похвалу вожатого, но не получают желаемого и начинают привлекать внимание демонстративным поведением: нарушают правила, «огрызаются», не слушаются, игнорируют просьбы, ведут себя вызывающе;

- имеют страх того, что их будут обижать, обзывать. Чаще всего этот страх появляется на почве того, что ребенка обижали в школе, во дворе или он был свидетелем того, как обижали кого-то другого. Поэтому с момента приезда он надевает защитное поведение «я сильный, дерзкий, опасный», стараясь показать потенциальным обидчикам свою силу и исключить какие-либо попытки нападения.

4. Демонстративная стратегия адаптации

Предполагает вызывающее, нарочито подчеркнутое поведение, которое ориентировано на привлечение внимания сверстников, вожатых, педагогов, родителей. Оно проявляется в желании выглядеть эффектно, во лжи (преувеличение ситуации, выдумка, фантазии). Демонстративное поведение может использоваться ребенком в разных целях:

-получение симпатии окружающих, их уважения, восхищения своей персоной и проявляется в демонстрации высоких результатов, способностей, вещей, своего превосходства, красоты, высоты личностного духа, осуществляется чаще путем сравнения себя с окружающими ребятами в отряде;

-получение сочувствия и сострадания. В этом случае ребенок может начать рассказы о своих страданиях (о несправедливом отношении сверстников, родителей, об ударах судьбы), которые могут носить выдуманных характер; симулировать истерики, обмороки, фобии.

Приезд в лагерь, не способность адаптироваться, самостоятельно справиться с трудностями мобилизует в ребенке эту реакцию. И если подобные, демонстративные явления давно не проявлялись или были всего пару раз в детстве, то этого оказывается достаточным для того, чтобы применить их в настоящем.

Итак, мы видим, что поведение детей в адаптационный период бывает различным. При этом ребенок может выбирать неожиданную и для родителей модель поведения. Случалось, что дети в процессе адаптации удивляли своих родителей тем, что в обычной среде (дома, в школе) ранее не проявляли тех или иных качеств. И скромный, спокойный дома ребенок, не обладающий ярко выраженными способностями, в лагере показывал свое неординарное творческое мышление. Или же мальчик - в жизни непоседа, хулиган и ребенок, не слушающийся родителей, показал себя как лидер, хорошо рассуждающий и организующий работу сверстников. Случалось и такое, что и домашний, добрый, понимающий мальчик-подросток, приехав в лагерь, становился агрессором, пытался обижать других ребят, на сильное удивление мамы: «Он никогда таким не был... Не знаю, откуда это...».

Не каждый ребенок способен адаптироваться к условиям загородного лагеря. И если по истечении трех-пяти дней, когда отношения в коллективе начинают приобретать яркие очертания, но ребенок продолжает проситься домой, плачет, жалуется на то, что ему не нравится, то тут следует насторожиться. Возможно, он еще не готов к детскому лагерю, а возможно, причина в самом лагере или в вожатых. Но может быть и такое, что ребенок просто «нелагерный» и ему более интересно отдыхать дома, в близком, комфортном кругу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: