Тема 8. Русский язык и культура речи




1. Определите стиль и тип речи.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко:

1) разговорный стиль; повествование;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) научный стиль; рассуждение;

4) художественный стиль; повествование.

Ответ: 2

 

2. В научном стиле различают следующие подстили:

1) собственно научный, судебно-процессуальный и канцелярский;

2) собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный;

3) собственно научный, дипломатический и политико-агитационный;

4) собственно научный, научно-фантастический и юрисдикционный.

Ответ: 2

 

3. 1) использование образных средств;

2) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (страны ближнего зарубежья, служба занятости);

3) употребление лексики, обозначающей понятия морали, этики, экономики, медицины, психологии;

4) сочетание эмоциональных средств языка со строгой логической доказательностью.

Перечисленные черты характерны для стиля:

1) публицистического;

2) разговорного;

3) художественного;

4) научного.

Ответ: 1

 

4. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм:

1) возлагать ответственность;

2) актуальность темы;

3) воспрянуть духом;

4) холодная война.

Ответ: 1

 

5. Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны. Д.С. Самойлов.

В предложении используется:

1) метонимия;

2) сравнение;

3) умолчание;

4) метафора.

Ответ: 2

 

6. – Так, - снова сказал дядя, - кондуктором, значит. На трамвайной линии?

– Кондуктором…

– Скажи какой случай! А я, Серега, друг ситный, сел в трамвай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь-восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен…

Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:

– Платить, дядя, нужно. Билет взять... Далеко ли вам?

Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.

– Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь-восемь! А я еду, Серега, друг ситный, до вокзалу. (М. Зощенко)

Выделенные слова относятся к:

1) разговорным;

2) диалектным;

3) неологизмам;

4) общеупотребительным.

Ответ: 1

 

7. Допущенная в общении грубая ошибка, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным, получила название коммуникативного(-ой):

1) равновесия;

2) грамотности;

3) этикета;

4) самоубийства.

Ответ: 4

 

8. При написании и редактировании текста не рекомендуется:

1) обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов;

2) избегать двусмысленности в использовании многозначных слов;

3) использовать большое количество терминов и заимствованных слов;

4) уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

Ответ: 3

 

9. Разбор аргументов противника, как реально возникших, так и тех, которые могут прийти в голову, содержится в:

1) заключении;

2) опровержении;

3) доказательстве;

4) воззвании.

Ответ: 2

 

10. Неверным является вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.).

Заявление было подано от:

1) Натальи Седых (Седых);

2) Константина Живаго (Живаго);

3) Антонины Венды (Венда);

4) Олега Мицкевич (Мицкевич).

Ответ: 4

 

11. К группе «Деловая переписка» относятся:

1) протокол (полный);

2) выписка из протокола;

3) предложение;

4) напоминание.

Ответ: 4

 

12. Выделенное слово пишется со строчной буквы в ряду:

1) все (М/м)осковские улицы по-праздничному освещены огнями;

2) улица (М/м)осковская;

3) (М/м)осковская область;

4) (М/м)осковский вокзал в Санкт-Петербурге.

Ответ: 1

 

13. Для создания рекламного слогана использована:

Линия чистых вкусов (реклама сока):

1) градация;

2) метафора;

3) анафора;

4) гипербола.

Ответ: 2

 

14. Не принято задавать в ходе собеседования вопрос:

1) Какой у Вас опыт работы.

2) Каковы Ваши главные сильные стороны.

3) Какое у Вас вероисповедание.

4) Каковы Ваши интересы вне работы.

Ответ: 3

 

15. При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Фамильярный оттенок присущ фразе:

1) Извините, но Ваши условия принять нельзя.

2) Милая, я не могу с Вами согласиться.

3) Позвольте с Вами не согласиться.

4) Боюсь, что это не совсем так.

Ответ: 2

 

16. Под правильностью речи понимают:

1) воздействие на эмоции и чувства аудитории;

2) использование слов в соответствии с их лексическим значением;

3) соответствие слов и выражений целям и условиям общения;

4) владение нормами литературного языка.

Ответ: 4

 

17. Барьеры в общении подразделяются на типы:

1) коммуникационные барьеры;

2) барьеры восприятия;

3) барьеры понимания;

4) барьеры взаимодействия.

Ответ: 1

 

18. К орфоэпическому словарю следует обратиться для выбора правильного варианта из ряда слов:

1) мрачный – веселый;

2) встряхнуть – стряхнуть;

3) акушер – акушёр;

4) вымещать – срывать.

Ответ: 3

 

19. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда:

1) табу, свекольный, баловать;

2) фреза, щепотка, юродивый;

3) торты, цыган, осведомить;

4) щегольски, умерший, эксперт.

Ответ: 2

 

20. Верно указано произношение обоих слов галстучный, паштет в ряду:

1) галсту[шн]ый, паш[тэ]т;

2) галсту[шн]ый, паш[т’э]т;

3) галсту[чн]ый, паш[т’э]т;

4) галсту[чн]ый, паш[тэ]т.

Ответ: 3

 

21. Лексическая сочетаемость слов не нарушена в сочетаниях:

1) годы летят;

2) функции возлагаются;

3) скороспелое сообщение;

4) не смыкая взгляда.

Ответ: 1 2

 

22. Паронимы реальный – реалистический употреблены правильно в предложениях:

1) Удачно найденные аксессуары помогали Яхонтову создавать выразительный реалистический образ.

2) Строители располагали реалистической методикой управления режимом горных ледников.

3) Но в основе других рассказов угадываются реальные события, реальные дела и чувства современников.

4) Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменует важный этап в становлении нового более реального искусства.

Ответ: 1 3

 

23. Книжную окраску имеет фразеологизм:

1) буриданов осел;

2) в конце концов;

3) с огоньком;

4) с пустыми руками.

Ответ: 1

 

24. Нарушение морфологической нормы при употреблении имени собственного допущено в предложении:

1) Оба брата Ивановы женились рано.

2) Супруги Торнайды прибыли на фестиваль.

3) Кабинет Анны Петровны Бабич находится на втором этаже.

4) Романы Жюля Верна популярны и сегодня.

Ответ: 2

 

25. Ошибка в употреблении числительного допущена в предложении:

1) Расстояние до цели измеряется примерно семьюстами метрами.

2) Обоим нашим спортсменкам достались упорные соперницы.

3) В наш класс пришли сразу три новые ученицы.

4) Окружённый неприятелем, город продержался шесть суток.

Ответ: 2

 

26. Ошибка в сочетании однородных членов допущена в предложении:

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

2) Необходимо обратить внимание не только на знания стажёров, а также на их практические навыки.

3) Везде: на улицах и площадях, в парках и садах – ощущался скорый приход весны.

4) В столице туристы ходили в музеи, театры и на концерты.

Ответ: 2

 

27. Все слова пишутся через дефис в ряду:

1) (перекати)поле, (пол)чайной ложки;

2) (экс)чемпион, грусть(тоска);

3) (экс)либрис, (кафе)мороженое;

4) (по)дружески, ампер(метр).

Ответ: 2

 

28. Слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми в предложении:

1) Убегая к себе он принимался хлопать ящиками стола.

2) Светило солнце, и озарённые им лебеди были великолепны.

3) Сначала новая тема кажется трудной.

4) Пылай камин в моей пустынной келье.

Ответ: 2 3

 

29. НЕ пишется слитно со всеми словами в ряду:

1) (не)оправданное решение, далеко (не)известный писатель, (не)лучше;

2) крайне (не)обдуманное решение, (не)весёлая девочка, (не)думай о секундах свысока;

3) в высшей степени (не)осторожно, (не)рассказанная история, все (не)профессионалы;

4) (не)зависимый от условий, никем (не)победимая страна, (не)полтора дня.

Ответ: 3

 

30. Тире не ставится в предложении:

1) Требовательность к себе ___ есть первый признак таланта.

2) Ведущий принцип романа ___ углубление в сложный внутренний мир героя.

3) И офицеры и матросы ___ все были наверху!

4) «Евгений Онегин» Пушкина ___ «энциклопедия русской жизни».

Ответ: 1

 

31. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1) Большое украинское село расположено по обоим сторонам реки.

2) Человеческий глаз, по свидетельству ученых, способен различать более полумиллиона цветных тонов.

3) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

4) Под берёзами была видна беседка с плоским куполом и деревянными колоннами.

Ответ: 1

 

32. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) От этой ситуации голова встает дыбом.

2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца.

3) Здоровье мое так себе: ни шатко, ни валко.

4) Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.

Ответ: 1

 

33. Если человек стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения облокачивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.); покусывает губы или ногти, почёсывает разные части тела; оттягивает воротник рубашки и интенсивно трёт шею под ним, — это свидетельствует о том, что он:

1) волнуется;

2) боится;

3) лжет;

4) радуется.

Ответ: 3

 

34. Личная зона составляет:

1) 15-45 см.;

2) 45-120 см.;

3) 120-350 см.;

4) 350 см. и более.

Ответ: 2

 

35. Социальная зона применима в случае:

1) общения с массовой аудиторией;

2) общения с близкими людьми;

3) общения в малой группе;

4) общения с деловыми партнерами.

Ответ: 4

 

36. Первыми должны приветствовать:

1) девушка пожилого мужчину;

2) молодой человек девушку;

3) женщина средних лет молодого человека;

4) девушка женщину средних лет.

Ответ: 2

 

37. Чистой называют речь:

1) соответствующую нормам литературного языка;

2) характеризующуюся разнообразием словарного запаса;

3) свободную от варваризмов, жаргонизмов и слов-паразитов;

4) соответствующую конкретной ситуации.

Ответ: 3

 

38. Конкурирующе-оборонительную позицию занимают партнеры, сидящие:

1) по одну сторону стола;

2) через угол друг от друга;

3) напротив друг друга по разные стороны стола;

4) по разные стороны стола по диагонали.

Ответ: 3

 

39. В официально-деловых текстах не употребляются:

1) страдательные конструкции;

2) безличные конструкции;

3) риторические вопросы;

4) причастные и деепричастные обороты.

Ответ: 3

 

40. Основной функцией разговорного стиля речи является:

1) эстетическая;

2) кумулятивная;

3) коммуникативная;

4) волюнтативная.

Ответ: 3

 

41. В каком значении существительное архив является неологизмом:

1) Учреждение, занимающееся хранением и описанием рукописных памятников прошлого.

2) Файл, преобразованный таким образом, что он занимает меньше места на магнитном носителе и хранящийся в недоступном для чтения и редактирования виде.

3) Собрание писем, документов и т. п. какого-либо учреждения или лица.

4) Название книг или периодических сборников, содержащих исторические документы.

Ответ: 2

 

42. В каких случаях глагол гореть не является самостоятельным словом, а включен в состав фразеологического оборота:

1) гореть синим пламенем;

2) лицо горело от стыда;

3) земля горит под ногами;

4) в печи горят дрова.

Ответ: 1

 

43. В каком предложении слово звезды является существительным одушевленным:

1) На Московском кинофестивале можно было увидеть всех звёзд экрана.

2) Король повёл рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на другие планеты, и на звёзды.

3) Было ощущение, как будто это не яркие точки звёзд на небе, а проблески синего неба на звёздном песке.

4) У всех руководителей звёздами и орденами грудь была украшена сполна.

Ответ: 1

 

44. Какое из нижеприведенных значений существительного нота является омонимичным по отношению к другим:

1) графический знак для записи музыкальных звуков;

2) сам звук в музыке или пении;

3) официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому;

4) мн. ч. (но́ты, нот). текст музыкального произведения в записи условными графическими знаками, а также тетрадь, книга и т. п., состоящая из таких текстов.

Ответ: 3

 

45. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Толстой негодует от возмущения, когда показывает нам Наполеона на этом эпизоде.

2) Этот герой оторван от жизни.

3) Два инфаркта подорвали его здоровье.

4) Рецензия на прочитанную книгу должна быть сдана на следующей неделе.

Ответ: 1

 

46. Культура речи – это раздел языкознания, изучающий:

1) проблемы литературной речи, её развитие и изменения, происходящие в ней;

2) высказывание, воспроизведённое на письме или в речи;

3) языковые единицы в их функциональной значимости;

4) невербальную коммуникацию.

Ответ: 1

 

47. Ошибки в написании прописных букв допущены в ряду:

1) Министерство финансов Российской Федерации; Академия художеств;

2) Верховный суд Российской Федерации; дом актёра;

3) Новый год; Полтавская битва;

4) Московский государственный политехнический университет, созвездие Большого Пса.

Ответ: 2

 

48. Морфологические нормы соблюдаются в предложении:

1) У обоих картин этого художника всегда собирался народ.

2) Библиотека института ежемесячно пополняется тремястами книгами.

3) Обои Петровы – хорошие ученики.

4) Это небольшой старинный город с четыреста тысячами шестисот семьдесят пять жителями.

Ответ: 2

 

49. Синонимом к фразеологизму поставить крест является слово:

1) креститься;

2) отказаться;

3) унижать;

4) обманывать.

Ответ: 2

 

50. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого допущена в предложении:

1) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

2) Тускло горели две свечи в кабинете.

3) За стол село множество людей разных возрастов и настроений.

4) Ряд новых домов стояли в конце деревни.

Ответ: 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: