Тема: «Целуем бабушкины руки, гордимся мужеством дедов»
Цель:
v формирование нравственно-эстетических ценностей, уважения к людям старшего поколения: бабушкам, дедушкам, содействие сплочению семьи;
v развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;
v развитие творческих способностей детей;
v создание доброжелательной атмосферы в коллективе.
Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе,
затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире.
14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать
1 октября
Международным днём
пожилых людей.
БЛАГОДАРНОСТЬ С БОЛЬЮ ПОПОЛАМ
Их называли поколением Победителей, они перенесли неслыханные трагедии и громовые победы Великой Отечественной войны – наши ветераны. На их долю выпала самая страшная война, какой доселе не знала земля. Всю оставшуюся жизнь им снятся бомбежки, рукопашные, родные хаты в огне. Ветераны сохранили для нас Родину независимой, отстояли города, воссоздали богатство ее и красоту ценой неимоверного напряжения сил, самоотверженности. Они надеялись, что их дети и внуки, будут жить лучше и не будут знать их страданий.
К 2050 году число пожилых людей на планете возрастёт от нынешних 600 млн. до 2 миллиардов.
ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
Старикам в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!
II. Рассказы учащихся “Что умеют наши бабушки?”
Классный руководитель: А кто нам расскажет: что умеют делать ваши бабушки?
(Учащиеся рассказывают о “способностях” бабушек, могут комментировать стихотворениями и устными зарисовками, показывать рисунки, фотографии).
Классный руководитель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.… А сколько у них хлопот с внуками!..
Ученик:
Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…”
Дружно мы с бабушкой милой живем!
Т.Волгина
III. Рассказы учащихся “Как жили мои бабушка и дедушка”.
Классный руководитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных.
(Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек, иллюстрируя рисунками, фотографиями).
Классный руководитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них.
Ученик:
Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?
Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.
Классный руководитель: Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, помогайте им.
VI. Заключительное слово.
Классный руководитель (детям):
Памятка
(детям)
Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.
А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой … (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной любимый … (дед)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А теперь состарились,
Стали … (пожилыми)
Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример –
Наш родной … (пенсионер)
Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших бабушку и …(деда)
-8-
На портрете парень бравый –
Это дед мой молодой.
И горжусь я им по праву,
Хоть он стал совсем … (седой)
С бабушкой моей вдвоём
Всем пример мы подаём.
И гостей мы встретим с ней
В праздник пожилых … (людей)
Классный руководитель: Ребята, Ваши дедушки и бабушки - счастливые люди, потому, что у них есть дети – ваши папы и мамы и есть вы – их любимые внучата.
Тяжело тем пожилым людям, у кого нет родных и близких. А иногда встречаются такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это страшно и горько. Не зря существует народная мудрость: «Твоя старость покажет – каких детей и внуков ты вырастил».
Сейчас ребята проинсценируют старую, но очень мудруя сказку, и очень отрадно, что из здесь присутствующих не узнает себя в героях этой сказки.
(дети инсценируют сказку)
Автор: (Окладных С.) В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Было ему много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали. Жил он вместе с сыном. Его женой и маленьким внуком.
Старик: (Бобров А.) Трудно-то как мне стало на белом свете жить. Видеть не вижу, слышать не слышу, хожу плохо. Вот только и осталось мне, что поговорить с сыном и невесткой.
Сынок, расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
Сын: (Голомидов Н.) Некогда мне, отец с тобой говорить. Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
Невестка: (Нестеренко В.) Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить да пироги печь. Вот с внуком своим говори. Ему делать нечего.
Внук: (Щукин С.) И не думаю я разговоры разговаривать. Меня ребята во дворе ждут в лапту играть.
Автор: Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
Невестка: Послушай, муж. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть. Пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
Сын: Как скажешь, жена. Тебе виднее.
Автор: С тех пор старик все время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски деревянной ложкой. И суп его был соленым-соленым. Потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что ее маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из чурочки вырезать. Целый день сидел.
Невестка: Слышишь, отец. Сын то у нас какой трудолюбивый. На улицу к ребятам не идет. Весь день что-то строгает.
Сын: Он видит, что я целыми днями тружусь, вот и берет с меня пример.
Автор: Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
Невестка: Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
Внук: Ложки деревянные да миски.
Невестка: Неужто у нас в доме посуда кончилась?
Внук: Посуда не кончилась, но вы то старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьете и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Автор: Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселем угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.
А вы поняли, о чем шла речь? Какова мораль этой притчи?
(Обсуждение увиденного спектакля.)
21. Если внуки веселы,-
Бабушка подавно:
- Ишь, распелись, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят,-
Бабушке отрада:
- Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад,-
Бабушка в тревоге:
- Ну как дождь либо град,
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли,-
Бабушка не дышит:
- Баю, баю, люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дремота.
Вот какая она-
Бабушка – забота!
Заключение.
Ведущий.
Белой стаей годы пролетели,
Но душа как прежде молода.
Соловьи ещё не все пропели,
Утекла не вся ещё вода.
Этот день и праздничный, и светлый,
И грустить не время, не пора
Долгих лет вам, яблонь в белом цвете,
Радости, и счастья, и добра!
-11-
Ведущий
Удачи Вам и искреннего смеха
Здоровья Вам на долгие года,
Желаем Вам во всех делах успеха
И рады встрече с вами мы всегда!
Вы много сделали такого,
Чтоб на земле оставить след.
Желаем вам сегодня снова
Здоровья, счастья, долгих лет!
Автор: В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Было ему много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали. Жил он вместе с сыном. Его женой и маленьким внуком.
Старик: Трудно-то как мне стало на белом свете жить. Видеть не вижу, слышать не слышу, хожу плохо. Вот только и осталось мне, что поговорить с сыном и невесткой.
Сынок, расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
Сын: Некогда мне, отец с тобой говорить. Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
Невестка: Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить да пироги печь. Вот с внуком своим говори. Ему делать нечего.
Внук: И не думаю я разговоры разговаривать. Меня ребята во дворе ждут в лапту играть.
Автор: Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
Невестка: Послушай, муж. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть. Пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
Сын: Как скажешь, жена. Тебе виднее.
Автор: С тех пор старик все время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски деревянной ложкой. И суп его был соленым-соленым. Потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что ее маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из чурочки вырезать. Целый день сидел.
Невестка: Слышишь, отец. Сын то у нас какой трудолюбивый. На улицу к ребятам не идет. Весь день что-то строгает.
Сын: Он видит, что я целыми днями тружусь, вот и берет с меня пример.
Автор: Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
Невестка: Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
Внук: Ложки деревянные да миски.
Невестка: Неужто у нас в доме посуда кончилась?
Внук: Посуда не кончилась, но вы то старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьете и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Автор: Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселем угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.
А вы поняли, о чем шла речь? Какова мораль этой притчи?
Автор сын невестка внук
Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.
А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.
А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.