Неретин И.В., к.п.н., доцент кафедры социальной и семейной педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Нельзя отрицать, что современное российское общество, как и весь современный мир, находится не только в экономическом кризисе, но и в кризисе духовном. Особенно в трудном положении находится Россия, о чём свидетельствует тот факт, что наша страна занимает ведущие позиции в мире по количеству свершаемых суицидов, абортов, брошенных на произвол судьбы детей. К этому следует добавить проблемы алкоголизации и наркотизации населения, более миллиона человек, находящихся за решёткой, тридцать тысяч ежегодно погибающих на дорогах, и как следствие катастрофическое сокращение численности коренных жителей. Если не предпринимать действенных мер, мы как страна, как народ обречены на гибель.
В истории России мы можем найти схожие проблемные периоды: междуусобные распри XI-XII веков, смутное время начала XVI века. Выход из духовного кризиса начинался со всеобщего покаяния, обращения за помощью к Богу. Особую миссию при этом выполняла Православная Церковь, как представительство Божие на земле.
Суровую школу духовных упражнений наш народ проходил под руководством Церкви и ее христианских подвижников в течение тысячи с лишним лет и в ней приобрел те высокие свойства, которые сделали его народом великим.
К сожалению, в нынешний просвещенный век, наша Родина пребывает в духовной расслабленности и религиозном невежестве.
Но, несмотря ни на что, наш народ чувством сердца понимает, какие сокровища содержит в себе Православная Церковь: в ней он может получить ясные понятия о Боге и вечной жизни, о грехе и добродетели, о покаянии, ведущем к исправлению греховной жизни, об утешении в скорби; в ней он живет духом, в ней торжествуют священные празднества веры и воспоминания о великих событиях Священной и отечественной истории. Оттого он и готов всегда положить жизнь свою за веру Православную, за храмы Божий, за святыни родной земли.
|
И не случайно святые люди называют Храм Школой благочестия. Посещение церкви является для христианина неотъемлемым занятием в освоении и воспитании основ благочестия, каковые невозможно заменить ни научными знаниями, ни изысканными нарядами эстетического искусства.
На наш взгляд, в настоящее время, как никогда - нельзя оставаться в стороне, не спасая себя и своих близких, и прежде всего молодёжь от пагубных воздействий современного времени.
Человечество всегда понимало необходимость особого внимания к молодому поколению, его образованию и воспитанию. В то же время, наблюдаемый сегодня всплеск суицидов, маргинализации, криминализации молодого поколения это - с одной стороны плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к её интересам и сущностным основам её жизни, с другой стороны, с другой стороны секуляризация самого общества, приводящая к духовной индифферентности молодёжи.
Наше твёрдое убеждение заключено в том, что преодолеть духовный кризис нельзя без обращения к Богу, без участия Церкви и каждого из нас в деле спасения молодёжи. Душа по природе своей – христианка, - говорит Тертуллиан.
Сегодня необходимо заниматься как образованием, так и воспитанием молодёжи. Но образование, само по себе, есть дело формальное. Оно дает формальные умственные умения — сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум». Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, что придает ему изворотливость, уклонение от Истины в сторону бесовщины (3; с.191).
|
Образование – это процесс усовершенствования личности грешника, направленный на стяжание «подобия» Богу, в то время как образ Божий изначально уже дан каждому человеку от рождения. «...Не только душа, но и тело человека создано по образу Божию…...Бог создал человека свободным... потому, что Он хотел призвать его к величайшему дару — обожению, чтобы человек... становился по благодати тем, что Бог есть по Своей природе. Но этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы этот ответ был порывом любви» (4; с.242).
В Православной Церкви понятие образование исходит от слова образ, образ Божий. Но человек образ Божий в себе исказил, будучи подвержен греховным напастям. Восстановление «образа Божия» в человеке и есть главная цель, как православного образования, так и воспитания молодёжи.
В образовании человеческой личности участвует сам человек, Божий промысел, Церковь и человеческое сообщество.
|
В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, способствующие разностороннему развитию человека.
Одна из самых трудных задач в деле воспитания в целом, и в деле православного воспитания есть раскрытие совести.
Апостол Павел понятие «совесть» сделал истинно христианским понятием. Каждый чувствует, что нравственная его природа понуждает его к исполнению требований нравственного сознания. Вот смысл выражения апостола Павла «естеством законная творят». Естество — это нравственная природа человека, его никогда неискоренимое влечение к добру и требование подчинения этому влечению.
Можно сказать, что сознание требований нравственной природы человека и есть совесть. Таким образом, человек в основе своего личного существования носит требование поведения, сообразного с законом. И на основании этого закона осуществляется критическая оценка нашего собственного поведения. Мысли наши то обвиняют, то оправдывают одна другую. Это говорит о том, что в своей жизни человек имеет масштаб, сообразно с которым совершаются оценка и суд собственного поведения. Апостол также требует, чтобы никто не подвергался осуждению на основании чужой совести (1 Кор. 10. 29). С другой стороны, у апостола встречается указание на то, какое влияние грех оказывает на ум и совесть. Он оскверняет их, уродует, извращает совесть, делает ее злой, лукавой, и никакая жертва, кроме крови Иисуса Христа, не может ее очистить и освободить (Евр. 9. 24; 10. 22). Священное писание не дает точного определения совести, но приведенные места, считает П. И. Казанский (1913г.), служат доказательством того, что апостол Павел рассматривал совесть особенно в ее религиозном и нравственном значении и отводил ей центральное место в христианском учении о спасении (2; с. 145).
У Иоанна Златоуста имеется довольно подробное раскрытие учения о совести. Он иногда употреблял слово «совесть» в смысле нравственного закона, а иногда в смысле того, что имеет законодательную власть, что дает закон в человеке. Бог, говорил он, дал человеку совесть и не приобретаемое учением познание добра и зла. Человеку не нужно учиться, чтобы знать, что распутство — зло, а целомудрие — добро, каждый знает это прежде учения. Естественный нравственный закон является необходимым, всеобщим, запечатленным в природе человека и без всяких усилий очевиден и известен каждому. Что такой закон действительно есть в человеке, Златоуст доказывал, обращаясь к Священному писанию. Он указывал на то, что когда Бог давал законы через Моисея, например «не убий», Он не добавлял к этой заповеди объяснения, что убийство есть зло, но просто запрещал грех, не предлагая никаких изъяснений и наставлений. Из этого он делает вывод, что наставления излишни, потому что совесть сообщает нам познание об этом (2; с.146).
Совесть можно рассматривать, как внутреннее нравственное ядро личности.
Но совесть не может рассматриваться как готовый орган. Первоначально она есть нравственная сила в зародыше, которая подлежит процессу образования и развития. Ее развитие зависит от формирования мировоззрения, когнитивных структур психики. Без разума совесть слепа, так же как и без сформировавшихся волевых процессов. Совесть нуждается в обучении, воспитании высших нравственных чувств, в развитии чувствительности к ее голосу и когнитивных умений различать ситуации морального выбора.
Священник Виктор Грозовский говорит, если наука и образование ума, не гарантируют спасения от бесчестных поступков, то нужно предпринять что-то ещё. Но что? Одни предлагают: пробудите в человеке гордость и самолюбие, тогда он не позволит себе совершить что-либо бесчестное. Но гордость и самолюбие — две греховные гнилые опоры, напрочь несовместимые с христианским благочестием.
Другие советуют: преподайте юноше твердые правила чести и нравственности, и, без сомнения, из него выйдет честный человек. Но опыт свидетельствует, что самые лучшие мысли, самые полезные сведения и самые строгие правила могут храниться в нашей памяти очень твердо, но так же мало могут оказывать влияние на наше сердце и жизнь, как если бы они там и оставались в книгах, из которых мы их почерпнули.
Иную картину можно наблюдать в православном воспитании, где наставление направляется главным образом не на внешние признаки, а на внутреннее состояние духа, и прежде всего, на страдания сердца и совести.
Чтобы человек духовно возрос, развился и нравственно сложился, необходимо присутствие в душе чувства страха Божия, а это возможно только при тех духовных упражнениях, которые предписываются Церковью: молитва, очищающая сердце и приближающая душу к Богу; постоянное посещение богослужения, как часто повторяемый опыт пребывания души в чувстве присутствия Божия; говение, при котором пост высвобождает душу из-под тяжести тела; исповедь освобождает от тяжести соделанных грехов; приобщение Святых Тайн возрождает к новой жизни умиротворением духа и надеждой на лучшее будущее при ободрении и утешении Божией благодатью (3; с.188).
С Богом в совести, человек везде хорош и везде надежен, и наоборот без Бога не до порога. Не стоит удивляться тому, что многие образованные люди решаются на бесчестные поступки по отношению к родителям и родственникам, на крупные хищения народной собственности (передел земли и ее недр), на возмущения против властей, на самоубийство и убийства и прочие страшные преступления. Отчего? Ответ прост: Бога в них нет.
Молодость — это прежде всего состояние души, готовой к преображению во Христе. Утратив эту готовность, человек оказывается на краю пропасти.
В Концепции молодёжного служения Русской Православной Церкви, говорится, что Церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. Вся церковная жизнь подчинена единому Божественному закону: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14). В Церкви молодые люди способны обрести единомышленников и верных друзей, найти опору и утешение в житейских трудностях, обрести радость человеческого общения(1).
Очень важным является призвание молодых людей к служению Богу, Отечеству и ближнему, дабы исполнилось человеческое предназначение.
Современные молодые люди зачастую с апатией, полным безразличием относятся к какой бы то ни было деятельности. Не видя смысла своей деятельности, не имея уверенности в ее значении, молодые люди влачат существование, ни о чем не заботясь. Понятие долга в стране, многие годы основывавшейся на власти лжи, было дискредитировано и для новых поколений стало пустой абстракцией. В действительности человеческая жизнь, не подчиненная христианским законам, превращается в бессмысленный, бесплодный сизифов труд. Даже труд во имя условных общечеловеческих, или так называемых демократических, ценностей способен лишь имитировать подлинное человеческое служение, поскольку не имеет конечной цели.
Господь даровал человеку многие таланты и возможности, главная из которых - достойно пройти свой жизненный путь. Молодые люди, не осознавшие собственного человеческого предназначения в этом мире, теряют интерес к жизни, расточают в пустых и суетных затеях свои земные дни. Апостол призывает употребить все ниспосланные нам дары для исполнения человеческого долга: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией...»
(1 Пет4:10—11).
Следует приложить немало усилий, дабы в первую очередь оказать поддержку родителям в осуществлении православного воспитания детей, сообщить им основы вероучения и призвать к ответственности за детей перед Богом. «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14).
Тяжкий ответ даст перед Богом каждый родитель, кто не заботится о воспитании детей. Святой Иоанн Златоуст произнес страшные слова в адрес беспечных родителей: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они тело и душу ввергают в геенну огненную»(3; с.192).
Миссия Церкви среди молодежи состоит, прежде всего, в том, чтобы наставить ее на истинный путь, который есть Господь Иисус Христос и которым осуществляется личное спасение каждого обратившегося и уверовавшего: «Я есмь дверь: кто войдет Мною тот спасется» (Ин. 10; 15)
Молодым людям, исполненным веры, многое под силу. Пример тому -библейское предание о Давиде и Голиафе. Все говорило о нелепости единоборства юного пастуха Давида и «воина от юности своей» (1-я Царств 17;33) филистимлянина Голиафа. Но сказал Давид «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа» (1-я Царств 17, 45) и победил казавшегося непобедимым. Современный Голиаф многолик — это наркомания, криминал, распущенность, нравственный нигилизм (1; с.8). Безусловно, самостоятельно молодежи с этими проблемами не справиться, но и общество без поддержки самой молодежи никогда не победит современного Голиафа. И в этой поддержке молодежь может и должна стать опорой обществу.
Литература:
1. Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви.- М.,2003.- 52 с.
2. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности.- СПб: Изд-во СПб. ун-та,2002,- 313с.
3. Священник Виктор Грозовский Ребёнок в православной семье.- СПб: САТИСЪ,2007.- 286с.
4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.- М.,1991.