ЛЕКЦИЯ 1 ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Цели, законы и принципы дидактики
На вопрос: «Для чего человеку учиться?» вариантов ответа мно-го: духовное развитие, самосовершенствование, возможность полу-чения специальных знаний для «удачного» трудоустройства и т. д. В теории познания, гносеологии, цель учения – получение достоверных знаний. Как же их получить? Чтобы ответить на данный вопрос, вспомним структуру познавательного процесса. Она состоит из эле-ментов чувственного и рационального познания.
Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.
Посредством чувственного познания создаются образы предме-тов и явлений.
Высшая степень познания – рациональное познание или абст-рактное мышление – существует в формах понятий, суждений, умо-заключений. Законы, принципы, теории есть результаты абстрактно-го мышления.
Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, которые выработало челове-чество, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С це-лью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем вводится в учебный процесс общая дидактика и частные дидактики, которые называются методиками обучения.
В дидактической науке объект исследования – образовательный процесс. Под последним понимают функционирование и развитие образовательной системы, достижение социально значимых целей и задач. Образовательная система содержит в себе социальные инсти-туты – устойчивые связи, правила, нормы, отношения и соответст-вующие им структуры, регулирующие образовательную деятельность людей. Отношения преподавания, учения, формы организации учебной деятельности, методы усвоения материала, средства обуче-ния, диагностика и оценка результатов, школы, колледжи, лицеи, университеты и т. п. – примеры образовательных институтов.
|
Предметом дидактики являются законы, принципы образователь-ного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидак-тика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. не-мецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаменталь-ной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г. Дидакти-ка решает следующие задачи:
1) исследует законы и принципы обучения;
2) разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образо-вательного процесса;
3) конструирует образовательные технологии;
4) создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов;
5) прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций.
Первые попытки формулировки законов образовательного про-цесса предложены Сократом: он утверждал, что рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога. И. Г. Песта-лоцци сформулировал закон обучения так: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона образовательного процесса:
1) развитие индивидуума определяется в преобладающей степени природными задатками;
|
2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые наибо-лее важны для жизни и удовлетворения элементарных потребно-стей ребенка;
3) душевное и физическое развитие ребенка происходит нерав-номерно [5, с. 70].
Современные дидакты выделили следующие законы обучения:
1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и ме-тодов обучения;
2. Взаимосвязи творческой самореализации ученика и образова-тельной среды;
3. Обусловленности результатов обучения характером образова-тельной деятельности;
4. Взаимосвязи обучения, воспитания и развития;
5. Целостности и единства образовательного процесса.
Ученые-дидакты наряду с выявлением существенных, устойчи-вых, необходимых, повторяющихся связей и отношений между раз-личными явлениями определяют основные, исходные положения ди-дактической теории – принципы обучения. Общепризнанны следую-щие принципы: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории с практикой.
На практике принципы обучения могут модифицироваться, но содержательный компонент остается неизменным. Например, если в советской школе важнейшим наглядным пособием выступали плака-ты, таблицы, то на современном этапе все чаще используются графо-проекторы и дидактические возможности слайдов.
Знание дидактических законов и принципов необходимо, потому что они – интеллектуальный инструмент для организации образова-тельной деятельности учащегося. Те, кто владеют дидактикой, могут прогнозировать последствия тех или иных моделей обучения, пара-дигм и приходить к правильным заключениям и выводам.