Тема 2. Основные этапы развития социологии




Классические социологические теории Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г. Блумер, А. Роуз, Т. Стоун). Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Основные социологические теории. Основные направления развития макро- и микросоциологических теорий.

Основные этапы развития социологии.

Первый этап связан с появлением первых социологических теорий. В этот период социология развивается в основном как теоретическая наука. Этап представлен такими видными социологами XIX – начала ХХ века как О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.

Э. Дюркгейм (1858-1917) наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм не воспринимал тех философов, которые утверждали, что личность много значит в развитии общества. Критиковал внутренние сознательные и бессознательные влечения, желания. Стремления людей играют в жизни общества ведущую роль.

Э. Дюркгейм был уверен, что все социальные явления можно объяснить СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ, что изучать общество можно только в массе, идя от общего к целому, что социальная среда полностью формирует индивидуума.

Э. Дюркгейм считал, что человек рождается в гуще сложившихся до него политических, правовых, нравственных и культурных ценностей. Для того тобы не разделить учесть «белых ворон», он должен как можно быстрее усвоить эти ценности и реализовать их практически.

Э. Дюркгейм положительно относился к ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ социальной действительности на людей, он считал, что в этом и состоит социологическое развитие нормального общества.

Э. Дюркгейм создал метод, своеобразную науку о социальных факторах, где конечными причинами социальных явлений выступают идеи и духовные ценности массы людей, которые они практически воплощают.

Э. Дюркгейм пренебрежительно относился к тем, кто не вписывался в «коллективный рай». Отсюда СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ, по его мнению, заключается в нормальном развитии индивидуума или группы индивидуумов и способности их приспособиться (адаптироваться) к условиям среды используя ее для своего развития. То, что способствует развитию общества и благосостоянию населения признается полезным, то, что, по мнению этого общества не способствует – должно искореняться.

Болезнь общества, считает Э. Дюркгейм, может зародиться в любой его сфере; бывает, что все общество поражено болезнью и нуждается в комплексном лечении. «Коллектив – основной фактор социальности», а социальная жизнь «прямо вытекает из ее коллективного существа». В силу самого факта коллективного существования индивидуумов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной СОЦИАЛЬНОЙ (политической, правовой, моральной, культурной) ДИСЦИПЛИНЫ.

Марксистские социологи охотно цитировали Э. Дюркгейма. Социологический позитивизм был подхвачен лишь в СССР. Главная мысль «общество» - единый социальный организм, элементы которого должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дисциплина, одергивающая каждую личность, дисциплина, идущая от самого общества, а не от законодательных институтов, весьма желательна для его развития.

Г. Спенсер (1820-1903) представлял общество как целостный социальный организм. Сущность органической теории – общество развивается, прежде всего, по биологическим законам. Например, воробьи приспособились к людям, освоили города и поэтому изменили свои биологические навыки. Правительство он сравнивает с мозгом; торговлю – с кровообращением; кровяные тельца – с деньгами; средства связи – с нервной системой.

Уделяет внимание эволюционным процессам социума. Их основные моменты:

- переход от простого к сложному (ИНТЕГРАЦИЯ);

- переход от однородного к разнородному (ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ);

-переход от неопределенного к определенному (ВОЗРАСТАНИЕ ПОРЯДКА).

Г. Спенсер был уверен, что общество не будет развиваться, если не создать нормальные условия для деятельности (физической и духовной) каждого отдельного человека.

Социальное равновесие он толковал как результат приспособления людей друг к другу, компромиссов в поступках людей и социальных институтов. При этом необходима гармония интересов. Равновесие он видел в форме сбалансированности во взаимоотношениях людей и считал главным фактором стабильного общества.

М. Вебер (1865-1920). Естественно, что социология должна изучать поведение человека и общества. По мнению М. Вебера, вовсе не каждое поведение и деятельность должны интересовать социологов, а только те, которые осмыслены или с точки зрения целей и средств на достижения, ориентированы на других субъектов.

«Понимающая социология»М. Вебера, прежде всего, интересуется духовным миром объекта изучения. Его мотивами, тем внутренним миром, в котором сформировался и прорывается в действие мотив (у одного – корыстный, у другого – альтруистический, у третьего – животный).

М. Вебер считал, что понимающая социология должна понять и объяснить:

- посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени по каким причинам им это удается или не удается;

- какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотносительного поведения других людей».

М. Вебер трактует ценность как нечто временное, но типичное для каждой исторической эпохи. Идеал – это некая модель того, что наиболее полезно человеку, что больше всего отвечает его интересам в его временном отрезке, а так как идеал никогда не совпадает с реальностью, с тем, что уже есть в обществе (а часто и противоречит реальности), то он, по словам М. Вебера, несет в себе черты утопии.

М. Вебер выделил следующие типы социального действия:

- целерациональный (-ное) действие. Ясное представление человеком своей цели и средств для ее достижения с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;

- ценностно-рациональный. Совершается через веру;

- аффективный. Происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне (преступление, совершенное в состоянии аффекта, смягчает вину);

- традиционный. Основан на силе привычки, принятой норме.

Г. Зиммель (1858-1918). На рубеже 19-20 вв. был кризис социологии. Переход в новое время обусловил пересмотр старых социологических основ канонов О. Конта и Г. Спенсера, на которых до этого времени была основана социология.Формальная социология призвана обозначить общество как межчеловеческое, межиндивидуальное пространство, а не разделять целостные социальные образования на две части. Г. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект формальной социологии лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни:

- социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и так далее;

- социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка);

- «модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплочённости группы и ее единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

- ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и другие;

- несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и прочие формы государственно-правовых организаций;

- наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая своё время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

 

Второй этап хронологически ограничивается 20–40-ми годами ХХ столетия (примерно между двумя мировыми войнами). В этот период бурно развивается эмпирическая социология, внедряются методы конкретных исследований в сферу производства, политическую практику, межличностные и межгрупповые отношения. Среди представителей этого этапа: Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Джорж Герберт Мид, Чарльз Кýли, Гюстав Лебóн.

Ф. Тённис (1855-1936) различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.

Выделял два типа общества, два типа общественных связей - общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни: отношения, совокупности, корпорации, или соединения, объединения, товарищества.

По главной концепции Ф. Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Ф. Тённис различает «волю» двух типов: естественную - основа «гемейншафта» (общины) и рациональную - основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая - индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Э. Мейо (1880-1949) основатель школы «человеческих отношений». Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, наличия материального стимула и менеджмента, но и от социального и психологического климата в рабочей среде. Основатели школы «человеческих отношений» рекомендовали управленцам определять отношения, сложившиеся в малых неформальных группах, выявлять их лидера, а затем использовать особенности таких групп (психологические и социальные) для налаживания межличностных отношений и повышения удовлетворенности рабочих своим трудом.

Основные положения школы «человеческих отношений»:

- трудовой коллектив представляет собой особую социальную группу;

- межличностные отношения выступают фактором роста эффективности и потенциала каждого работника;

- жесткая иерархия подчиненности не совместима с самой природой человека и его свободой;

- руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на производимую организацией продукцию.

Джорж Герберт Мид (1863-1931). Центральным в учении Д. Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия. «Социальный акт» он рассматривал как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Социальный акт включает четыре стадии: импульс, восприятие, манипуляцию и консуммацию (потребление). Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие (перцепция) - как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция, как процесс взаимодействия субъекта и объекта, консуммация (потребление) - как получение пользы от объекта взаимодействия и ее оценка. Рассматривая социальный акт как взаимодействие, он выделяет два его типа - несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодействия - символического, то в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Д. Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестов рассматривается им как речь.

Д. Мид считал, что общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относит жест и язык. Символическое окружение человека оказывает на него решающее влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и человеческого Я. Жест - это начальный, незавершенный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредуется значением, которое как бы «располагается» между жестом и воспринимающим его человеком. Смысл жеста вызывает (если он понятен) инстинктивную реакцию.

Третий этап – современный, начинается с конца 40-х годов ХХ века, то есть после второй мировой войны. Для этого этапа характерно усиление как теоретической, так и прикладной социологии. Активизируются попытки преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания. Для этого создаются так называемые теории среднего уровня. К представителям третьего этапа относятся Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Энтони Гидденс и др.

Р.Мертон (1910-2003). Онсформировал основы социологического анализа.Цель науки, с точки зрения Р.Мертона, заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания. Для достижения этой цели необходимо следовать четырем основным императивам научного этоса:

- универсализм (внеличностный характер научного знания);

- коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений);

- бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов);

- организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).

Р. Мертон считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня. Основными понятиями теории структурного функционализма Р. Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а также соответствие ожиданий последствиям. Дисфункции - это те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде.

П. Сорокин (1889-1968) один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Основой социологического анализа П.Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание, уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства невозможно. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества.

Т. Парсонс (1902-1979) один из создателей современной теоретической социологии. Общество в «структурном функционализме» - любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу следующие: общество должно быть приспособлено к среде, у общества должны быть поставлены цели, все элементы общества должны быть скоординированы, ценности в обществе должны сохраняться.

Теория социального действия, по Т. Парсонсу, феномен человеческого действия, под которым он понимает внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регуляторам социальное поведение. Каждое действие имеет свою внутреннюю структуру, состоит из ряда элементов и вместе с тем представляет собой социальную целостность по отношению к внешней социальной среде. Действие не только погружено в ситуацию, но и устремлено в перспективу. Оно подчиняется не только биофизическим потребностям человеческого организма, но и ценностным ориентациям человека как личности. Действия человека, как правило, не хаотичны, не сумбурны, а направлены, организованы, оформлены воздействием внутренних и внешних социальных факторов.

В теории социальной системыТ. Парсонс сформулировал положение о трехкомпонентной структуре социальной системы, включающей, во-первых, личностную систему действующих субъектов, обладающих потребностями, ориентированных на ценности и цели; во-вторых, культурную систему с ценностными, нормативным и статусно-ролевым содержанием, состоящим из верований и символов; в-третьих, естественный контекст, физическую среду. Каждая социальная система представляет собой и внутренне структурированную систему действий, осуществляемую одним, несколько или сколь-угодно большим множеством индивидов. В своем развитии социальная система должна стремиться к интеграции. Своих элементов, укреплению внутреннего порядка, поддерживанием равновесия, т.е. к самосохранению. Роль связующих начал выполняют такие факторы, как деньги, власть, взаимные ожидания и обязательства, а также общие цели. Для успешного существования системе необходимо выполнять несколько функций: адаптация к внешней среде; достижение поставленных целей; внутренняя координация и интеграция; сохранение образцов-ориентиров, позволяющих придерживаться избранного направления. Все вместе они позволяют системе сохранять устойчивость и равновесность в пределах своих границ и приспосабливаться к изменяющимся историческим обстоятельствам.

В современной социологии функционируют традиционные направления социологической мысли XIX века:

Неопозитивизм (продолжает и развивает взгляды выдающихся социологов XIX века Конта и Дюркгейма);

Неомарксизм(различные интерпретации социологических взглядов Маркса, как правило, без жесткого экономического детерминизма);

Понимающаясоциология (идущая от Вебера и связанная с осмысленным социальным действием);

Необихевиоризм как одно из направлений позитивизма и бихевиоризма. Последователи подобных теорий предлагают изучать только «открытое», то есть непосредственно наблюдаемое поведение людей, не углубляясь во внутренние психические состояния, которые невозможно проверить эмпирическими методами.

Особое место занимает символический интеракционизм, который объясняет социальное взаимодействие людей через призму символического содержания. Человеческие индивиды, в отличие от представителей животного мира, осознанно реагируют на символы: слова, предметы, знаки. В символах отражен общественный опыт, накопленный поколениями. Символы облегчают взаимодействие между людьми.

Среди богатого разнообразия социологических концепций современности видное положение занимают теории конфликта. Эти теории рассматривают конфликт как социальное явление, внутренне присущее человеческой природе и оказывающее позитивное или негативное влияние не только на межличностные или межгрупповые отношения, но и на развития общества в целом на различных этапах исторического процесса.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, т.е. правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер перед солдатом и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Согласно теории социальной мобильности П.Сорокина - это перемещение индивидов или социальных групп по стратификационной лестнице.

Виды социальной мобильности: горизонтальная, вертикальная (рис. 1).

Горизонтальная мобильность – это перемещение внутри страты без изменения социального статуса.

Вертикальная мобильность может быть восходящей, нисходящей. Например, связана с карьерой, благосостоянием и т.д.

 

 


Рисунок 1. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность

 

П. Сорокин считал, что причинами групповой мобильности являются: революции, реформы, серьезные изменения, которые происходят в обществе. Он считал, что внутри страты постоянно происходит движение. Мобильность (по П.Сорокину) – это система перемещений индивидов с одной социальной позиции на другую. Социальная мобильность (по П.Сорокину) определяет возможность нормального функционирования общества, чем интенсивнее ее процессы, тем более перспективным и целостным является развитие общества. П. Сорокин в историческом процессе выделяет мобильные и немобильные периоды – чередование которых, составляет динамику общественной жизни. Здесь намечается теория флуктуации социальных систем. П. Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории человечества не существует. В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е. флуктуирует. Флуктуации происходят нецеленаправленно и циклически: периодичность малых циклов достигает 12 лет, больших 60 и 150 лет. Все циклы чередуются и одни могут помещаться внутри других. Флуктуация показывает процесс изменения положений социальных групп во времени (взлеты и падения) (рис. 2).

 

уровень неравенства

 

 

 


исторические эпохи

 

Рисунок 2. Периоды в историческом процессе

 

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана, прежде всего, с достигаемыми статусами, в то время как групповая - с предписанными статусами.

Социальная стратификация П.Сорокина. Верхняя часть пирамиды способна к возвышению над остальными. После определенной точки насыщения проводятся реформы или революции. Утолщение профиля стратификации за счет усечения верхушки конуса. Это повторяющееся явление в истории всех обществ. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерно сводящим на нет социальную иерархию, так как неравенство, источник социального развития. П. Сорокин ввел понятие «социальные лифты », например, наличие образования может поднять человека на другой уровень. Между стратами всегда происходит перемещение (вверх или вниз). Пирамида имеет свойство удлиняться и в конечном итоге замкнуться на нескольких лиц (рис. 3).

 

конечный итог

 

 

Рисунок 3. Конечный итог пирамиды стратификационной системы

 

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

 

Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)

Структурный функционализм - это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой - структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны шаблоны деятельности людей. По Р. Мертону функционализм - это выделение элементов социального взаимодействия и определение их места и значения в некоторой связи, определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. Парадигма функционального анализа в социологии Р. Мертона:субъективные предпосылки: мотивы, цели деятельности индивидов должны учитываться при исследовании системы; объективные последствия (функции, дисфункции).

Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений в социальной структуре. Он анализировал различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Аномия – результат несоответствия между культурными целями (признанными обществом) и институциональными инструментами (средствами достижения культурных целей). Социальная структура укрепляется наличием комбинации всех реакций.

Структурно-функциональный подход Т. Парсонса. Пытался объединить теорию действия (Вебера) и теорию систем (Дюркгейма), понимал социальное действие как систему, которая присутствует на всех уровнях социальной жизни. Главная задача Т. Парсонса – построение общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач. Человеческое действие - самоорганизующаяся система, специфика которой в: символичности (символические механизмы регуляции: язык, ценности), нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности (иррациональность, независимость от условий среды, зависимость от субъективного понимания ситуации). Действие - это процесс в системе «субъект действия («Я») – ситуация». Акт социального действия включает: действующее лицо (субъект действия: человек, группа, организация, нация); цель; ситуацию (внешние обстоятельства); нормы и ценности (основа для выбора средств и целей действия). Функции социального действия: A-адаптация к условиям окружающей среды: ответственен поведенческий организм; G-целедостижение: достижение целей в отношении к окружающей среде: система личности и политическая подсистема; I-интеграция: координация социальных действий с действиями других носителей. Обеспечивается социальной системой и гражданским сообществом; L-поддержание образца (накопление знаний, норм, образцов). Выполняет функцию культурная система и институты культуры. Действующие функции порождают устойчивые отношения (социальные системы).

 

Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер)

Р. Дарендорф утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы множества групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Под конфликтом Л. Козер понимал «борьбу за ценности и притязания н обладание недоступными для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении». Американский социолог подчеркивал, то конфликты не всегда должны рассматриваться с отрицательной, деструктивной стороны. В них может быть заложен значительный конструктивный (позитивный) потенциал. Л. Козер подчеркнул, что в закрытом обществе конфликты порывают основы общественного, коллективного согласия и разделяют общество на враждебные группы, классы, а в открытом – способствуют «выходу» накопившихся социальных напряжений, предотвращают окостенение общества, ведут к социальным изменениям, т.е. выполняют конструктивную функцию. Всякое общество- сложная, иерархическая организационная система. Общественная иерархия связана с системой перераспределения власти. Никакое общество без организации властной иерархии невозможно. Следовательно, конфликт есть неизбежный результатлюбой системы отношений власти, поскольку власть всегда является значимым и ограниченным социальным ресурсом.

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г.Блумер, А. Роуз, Т. Стоун)

Символический интеракционизм основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Это особый вид интеракции, который осуществляется людьми.

Дж. Мид принципиально проводит различие между «действием» и «социальным действием». Под первым предполагается акт одного индивида, в то время как «социальное действие» подразумевает под собой вовлеченность двух или более людей с учетом их ментальности. Символами могут выступать жесты, которые по своему характеру Дж. Мид делит на незначимые и значимые.

- незначимые жесты - это жесты, способные вызвать реакции, в которых практически отсутствует мысль. Иначе говоря, действия одного человека способны стимулировать бессознательные действия у другого. (эти жесты характерны для быстротечных видов спорта: бокса, борьбы, хоккея и.т.д., а также для процесса ухаживания)

- значимые жесты - это, прежде всего, звуковые жесты, особенно конкретные слова языка. Значимые жесты способствуют развитию человеческого общества, так как ведут к осмысленному взаимодействию.

Согласно Дж. Миду, значимый символ- это жест, присущий только человеку. Они способны вызывать достаточно определенную и предсказуемую реакцию у тех, кому они адресованы. Благодаря этому возникает человеческая коммуникация.

Значимый символ обозначает предмет или событие, которые предполагают определенную реакцию и определенную линию поведения в соответствии с этим символом. Кроме того, именно благодаря значимому символу возможна символическая интеракция. Изначально у людей отсутствуют инстинкты поведения в социальной среде, поэтому символическая интеракция представляется необходимой, так как у людей появляется возможность общаться в своей естественной и социальной среде, а такжевыбирая из целого набора символов совершать обдуманные действия. Без символов не будет ни собственно человеческого общения, ни человеческого общества.Для полноценного существования людям необходимо жить в мире осознанных значений.

Согласно концепции символического интеракционизма, личность не может формироваться вне общества: индивид, личность всегда социальны. По мнению Г.Блумера, символический интеракционизм имеет предпосылки:

- первая предпосылка утверждает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под вещами подразумевается все, что человек воспринимает в окружающем мире: люди, физические предметы, социальные институты, социальные категории (друзья-враги), идеалы (свобода и честность), поступки людей и различные ситуации, с которыми человек сталкивается в своей обыденной жизни;

- значения тех или иных вещей отнюдь не фиксированы и не сформулированы заранее, наоборот, появляются, модифицируются и развиваются во взаимодействии с социальным окружением, в различных интеракционных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям;

- значения - это результат интерпретации, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Символическая коммуникация считается конституирующим началом человеческой психики, которая выделяет человека из остального животного мира.

 

Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау)

Теория обмена исходит из суждения о главенстве человека над системой. В основу теории Дж.Хоманса легли положения о взаимном обмене вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и наказаниями (негативными подкреплениями). Дж.Хоманс делит объекты своего исследования на группы. В процессе изучения этих групп социолог выявляет зависимость чувств и поступков их членов.

Пять постулатов теории обмена:

- постулат стимула: если в прошлом определенный стимул или набор стимулов приводил к вознаграждению поступка индивида, то тем более вероятно, что при наличии схожих стимулов в настоящем, человек совершит такой же или схожий поступок;

- постулат успеха: чем чаще индивид получает вознаграждение за свой поступок, тем больше вероятность того, что этот поступок будет повторяться им с определенной частотой в будущем;

- постулат ценности: чем ценнее для индивида результат его деятельности, тем чаще данный индивид будет совершать эту деятельность в будущем.

- постулат депривации — пресыщения: если человек получает награду за свои действия с определенной частотой, то последующие награды за те же действия становятся менее ценными;

- постулат распределительной справедливости: чем чаще правило распределительной справедливости оказывается нереализованным в ущерб какому-либо индивиду, тем вероятнее, что данный индивид испытает раздражение.

 

Основные направления макро- и микросоциологических теорий.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они изучают общество в целом и его системы социальных организаций, институтов, отношений(например, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера и т.п.).

Микросоциологические теории сосредоточены на изучении сферы конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (отношения социальной коммуникации, сфера повседневной реальности, социальное поведение, социальная мотивация и т.п.), например, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и т.п.

Теории среднего уровня или специальные социологические теории связаны с изучением той или иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей, например, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодежи, социология медицины, военная социология и т.п.

Аномия в социологии - это любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввел термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения, или их недостаточность. Дюркгейм акц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: