ПТ САУ Hetzer.
Jagdpanzer 38 Starr, Fgst.Nr.322971. У командира стоит вращающийся перископ, а задняя наклонная стенка изменила свою форму.
Jagdpanzer 38 Starr, Fgst.Nr.322971. Вид сзади отличается от обычного Хетцера из-за двигателя с воздушным охлаждением Tatra 928.
Bergepanzerwagen 38 Fgst.Nr.321822, ноябрь 1944, ВММ. Эти машины делались вместе с обычными Хетцерами и не имели собственной нумерации.
Bergepanzerwagen 38 Fgst.Nr.322678, февраль 1945, ВММ. Окончательная версия машины. Лобовая брня уменьшена с 60мм до 30мм. У водителя появилось большое смтротровое отверстие на лобовом листе.
Bergepanzerwagen 38 Fgst.Nr.322678, февраль 1945, ВММ. Вид сзади и сбоку.
Второй деревянный макет Хетцера. В этой версии боевое отделение расширили назад, борт сделали из одного листа для технологичности, добавили бортовые экраны и удалили дульный тормоз с7.5 cm Pak 39
Итоговый деревянный макет Хетцера. Установлен Rundumfeuer (пулемёт с дистанционным управлением), есть обычная антена и антена дальней связи типичная для командирских машин. Защитная ветиляционная решётка не прошла в серийное производство.
Апреля 1944, первый Хетцер выезджает из ворот цеха ВММ в Праге. Это командирская машина и она имеет вторую антену. Пулемёт не установлен.
Sturmgeschuetz 38(t) Fgsr.Nr.321003. Справа от водителя заметна амбразура для пистолета-пулемёта.
Vollkettenaufklarer 38 - разведмашина
Проект No.Bz. 3471 Panzerjager 38T mit 7.5cm L/70 (KwK42)
Противотанковая САУ Hetzer
После захвата Чехословакии немцам досталось большое количество отличных чешских танков TNHP (LT-38), которые под обозначением PzKpfw 38(t) были приняты на вооружение вермахта и принимали участие практически во всех военных кампаниях второй мировой войны. Но в 1943 году PzKpfw 38(t) начал устаревать, хотя его шасси по-прежнему оставалось замечательным достижением инженерной мысли. Именно поэтому немцы использовали шасси PzKpfw 38(t) в качестве базы для разработки новых типов легких бронированных машин.
|
В марте 1943 года генеральный инспектор танковых войск генерал-полковник Г. Гудериан отдал приказ о начале работ по созданию небольшого, легкого и хорошо бронированного истребителя танков. В декабре того же года был готов прототип, созданный на базе легкого танка PzKpfw 38(t). После завершения испытаний, результат которых превзошел все ожидания, новая машина была принята на вооружение под названием «Хетцер» («Охотник»).
С апреля 1944 года серийное производство новых противотанковых САУ началось на предприятиях фирмы ВММ (бывший ЧКД), а с сентября к ней присоединилась и «Шкода». В ходе производства самоходки постоянно улучшались и модернизировались. Планировалось также выпускать модификации с пушками Рак 39/1 калибра 75 мм и StuG 42 калибра 105 мм. Всего в 1944 и 1945 годах было выпущено 2584 истребителя танков «Хетцер».
«Хетцер» оказался лучшей легкой противотанковой самоходкой второй мировой войны. Машина имела совершенно новый низкий корпус, отличавшийся большим наклоном лобовых, бортовых и кормовых броневых листов, толщина которых варьировалась от 10 до 60 мм. В связи с увеличением массы по сравнению со стандартным танком PzKpfw 38(t) ходовая часть была усилена и расширена. Практически у базового танка позаимствовали только трансмиссию и агрегаты ходовой части. В качестве силовой установки использовался более мощный 160-сильный двигатель АС 2. На крыше корпуса появился дистанционно управляемый пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. 75-мм пушка прикрывалась маской типа «свиное рыло».
|
Боевое крещение «Хетцер» получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 на Восточном фронте и 101 — на Западном. На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 170 БРЭМ. После второй мировой войны «Хетцер» состоял на вооружении чехословацкой армии до начала 50-х годов, швейцарской — до начала 70-х.
Jagdpanzer 38 (t) Hetzer
Учитывая опыт тяжелых боев на Восточном фронте, Министерство вооружений Германии и различные конструкторские бюро, постоянно работали над конверсиями имевшимися в распоряжении легких танков, с целью противостоять Советским тяжелым и средним танкам, количество которых постоянно увеличивалось.
Долгий путь конверсий претерпел, широко используемый Вермахтом, Чешский танк TNHP, принятый на вооружение Германии, после оккупации Чехословакии, более известный под названием PzKpfw 38 (t), который также часто называли "Прага".
Первыми известными конверсиями танка стали:
s.I.G. 33/1 on Selbstfahrlafette 38 (t) sf Ausf M, Geschutzwagen 38 "Bison";
s.I.G.33 on PzKpfw 38 (t) Ausf H, Sd.Kfz 138/1 "Bison".
Это был опыт установки гаубицы s.I.G. 33 на шасси танка, с целью создания средства поддержки пехоты. До Мая 1944г. было построено 800 САУ обоих типов. Flak 30 or 38 L/55 on PzKpfw 38(t), Sd.Kfz. 140. Установка зенитного орудия на шасси танка. До октября 1943г. было построено 162 единицы.
Panzer Jaeger 38(t) fur 7,62cm PAK 36(r) Sd.Kfz 139 Marder III;
PAK 40/3 (L/46) auf Pz.Jag. 38(t) Sd.Kfz 138 Marder Ш.
Противотанковые САУ Marder, с использованием трофейного советского 76,2 мм орудия (построено 344 САУ, в основном использовались в Африканском Корпусе), и в последствие перевооруженным немецкой противотанковой пушкой PAK-40, с изменением конструкции рубки, построено около 1400 единиц.
Однако, все перечисленные образцы, на самом деле являлись, легко бронированными лафетами, предназначенными для несения того, или иного орудия, в бою обладали низкой живучестью, и были построены на переходный период, хотя фактически использовались почти до конца войны.
Самая удачная конверсия танка появилась в результате очередной программы по созданию легкого истребителя танков, предназначенного для поддержки пехоты, а также действия в составе отдельных подразделений истребителей танков, в качестве дополнения к имеющимся системам StuG III и StuG IV. В Марте 1943г. генерал-полковник Г. Гудериан дал указание по созданию истребителя танков на базе танка Pz.Kpfw 38 (t), полностью бронированного, обладающего низким силуэтом, и вооруженного пушкой, способной бороться с танками противника на дистанциях не менее 800м. Причиной появления этого приказа, было снижение темпов производства немецких САУ, производящихся на предприятиях Германии, в то время как территория Чехословакии не испытывала в полной мере всю тяжесть авиа ударов союзников.
Создателем Хетцера по праву является знаменитое предприятие CzKD в Праге, которое во время оккупации носило название Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik (BMM). Первоначально, на заводе планировалось производство StuG IV, однако, перестроить технологию предприятия в сжатые сроки на производство новой машины не удалось, хотя BMM и до этого занимался ремонтом немецких самоходных орудий. Именно этим и было продиктовано решение Гудериана, использовать для создания машины, уже имеющиеся производственные мощности, способные производить в большом количестве шасси танка Pz.Kpfw 38 (t), которые производились для семейства "Мардер". Техническое задание на Panzerjager 38 (t) было завершено 17 Декабря 1943г. и 24 Января 1944г. был построен первый деревянный макет. В Марте-Апреле того же года были построены 3 прототипа, которые были продемонстрированы Гитлеру на полигоне Арес в Восточной Пруссии и получили его одобрение. Новый истребитель танков был принят на вооружение под названием Sd.Kfz.182 Jagdpanzer 38 (t) Hetzer.
Конструкция нового истребителя танков была традиционной и создана, явно под влиянием уже имеющегося на вооружении Jagdpanzer IV. Боевое отделение машины было замкнуто, имело крышу, броневые листы располагались под рациональными углами. Орудие 7,5 см. Pak 39 L/48 размещалось в амбразуре с маской типа Saukopfblende. В процессе производства Хетцер претерпел ряд изменений, из которых наиболее значительными были - модернизация силовых агрегатов, применение усовершенствованных бортовых передач, совершенствование лафета и маски орудия.
Главным производителем Хетцеров являлся завод BMM, однако, позже, когда стало ясно, что он не справляется с первым заказом на 1000 машин, к производству подключился завод Skoda в г. Пльзень. Орудие производилось в Германии на предприятиях Rheinmetall-Borsig и Seitz Werke. К середине 1944 г. производство было полностью отработано и до конца войны было выпущено около 1570 машин.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
(Приведены данные поздней модели)
Наименование Sd.Kfz.138/2 Jagdpanzer 38 (t) Hetzer
Боевая масса 16,1 т
Экипаж 4 чел.
Двигатель Praga AC/2, 6 цилиндров, 160 л.с.
Скорость По шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности 25 км/ч.
Радиус действия По шоссе - 180 км, по пересеченной местности 130 км
Емкость топливных баков 320 литров
Длина / Ширина / Высота 6,38м / 2,63м / 2,17м
Вооружение Пушка: 75 мм Pak 39/L 48, Пулемет: 7,92 мм MG 42
Боекомплект 40 снарядов к пушке, 1200 патронов к пулемету
Броня мм. / Угол наклона Лоб корпуса 60/60, Борт 20/40, Корма 8/70, Маска орудия 60
Производитель BMM, Skoda
Произведено 1570
В Июле 1944г. первые Хетцеры начали поступать в войска. Распределение Хетцеров происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 Хетцеров и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, Хетцеры поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945г. стали формироваться отдельные противотанковые роты оснащенные Хетцерами, а отдельные взводы Хетцеров входили в импровизированные соединения создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто Хетцеры заменяли недостающие Тигры в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты Хетцеров находилось в составе РОА.
Хетцеры широко применялись в боях за Восточую Пруссию, В Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, Хетцер явился отличным образцом противотанкового орудия, способного сражаться из засад, быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС, что делало невозможным применение Хетцеров в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. Хетцер был идеальным оружием ближнего боя.
Конструкция Хетцера была настолько удачной, что после войны около 250 Хетцеров под маркой ST-1 находились на службе в армии Чехословакии, а 150 машин были произведены для Швейцарии и эксплуатировались там до конца 60-х годов под маркой G-13. Все послевоенные Хетцеры оснащались новым орудием, производимым в Чехословакии, а также прицелами и системой связи.
Нельзя также не обратить внимания на конверсии самого Хетцера. На базе Хетцера производились САУ поддержки пехоты, вооруженные 150мм гаубицей - 15cm Shveres Infanteriegeschuets 33/2 auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer, огнеметный Flammpanzer 38 (t) Hetzer и БРЭМ Bergepanzer 38 (t) Hetzer.
В настоящее время большое количество Хетцеров и его послевоенных модификаций можно увидеть в музеях разных стран мира. Большое количество ST-1 и G-13 используются различными военно-историческими клубами, играя роль "того самого Хетцера". К сожалению, не сохранилось большого количества фотографий Хетцера, используемого немецкой армией, поэтому, наиболее часто встречаются фотографии, ST-1, перекрашенных под Хетцеры, участвующих в военно-исторических шоу. «Хетцер»[сн 1] (нем. Hetzer — «Егерь») или Jagdpanzer 38[сн 2] — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий[3][4].
|
Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827[сн 3] САУ этого типа[5]. САУ активно использовалась германскими войсками на завершающем этапе войны, в основном на советско-германском фронте. 75 «Хетцеров» в декабре 1944 — январе 1945 года было также передано Венгрии. После войны производство «Хетцеров» было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ[6][7]. Хотя в Чехословакии «Хетцеры» были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставалис 1972 года[8] ] История создания
Лёгкий танк Pz.KpfW.38 Ausf.S
Одним из основных и наиболее многочисленным образцом бронетехники вермахта во второй половине Второй мировой войны являлось штурмовое орудие Sturmgeschütz III[9][сн 4]. Но к концу 1943 года Управление вооружений вермахта было вынуждено начать поиск альтернативы StuG III, сразу по нескольким причинам. Одной из них стало то, что в результате проведённой союзниками в ноябре 1943 года бомбардировки заводов фирмы «Алкетт» в Мариенфельде были повреждены цеха основного производителя этих САУ, что поставило под угрозу планы её производства на 1944 год. В качестве временного решения был начат выпуск штурмового орудия Sturmgeschütz IV, представлявшего собой комбинацию «надстройки»[сн 5] StuG III и шасси танка PzKpfw IV. Однако такая САУ была дороже и отнимала шасси, нужные для производства не менее необходимых танков PzKpfw IV. Другой причиной стало то, что даже до бомбардировки объёмы производства штурмовых орудий не удовлетворяли потребностям вермахта, которые, по расчётам OKH, должны были к началу 1945 года достигнуть не менее 1100 штук в месяц[10]. Помимо этого, главный инспектор бронетанковых войск Г. Гудериан указывал на необходимость создания лёгкого штурмового орудия для перевооружения противотанковых подразделений пехотных дивизий[11].
В первые дни после бомбардировки рассматривалась в первую очередь возможность организации производства Sturmgeschütz III на заводах фирмы BMM, но предварительная проработка показала, что их сборочные линии и цеха, до этого занимавшиеся выпуском только лёгких бронемашин, не приспособлены к сборке 24-тонных штурмовых орудий. 6 декабря доклад о ситуации с выпуском штурмовых орудий был представлен А. Гитлеру, который согласился с предложением командования вермахта о создании для производства на BMM «лёгкого истребителя танков» (нем. leichte Panzerjäger). Требования к будущей САУ включали массу в 13 тонн, максимальную скорость в 55—60 км/ч и 60-мм лобовую броню, расположенную под значительными углами наклона[12]. Проект подобной САУ с противоснарядным бронированием на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) был разработан BMM ещё в августе — сентябре 1943 года. В то время вермахт не заинтересовался проектом, однако после возникновения потребности в новом штурмовом орудии были проведены исследования, показавшие, что наиболее дешёвым и освоенным в производстве являлось именно это шасси, на котором выпускалась в то время противотанковая САУ «Мардер III». Помимо дешевизны в производстве, Pz.KpfW.38(t) имел удачную конструкцию подвески, позволявшую при необходимости компенсировать увеличение массы бронемашины путём увеличения числа листов в рессорах или их толщины. Ещё одним доводом в пользу такого решения являлось то, что территория Чехословакии, на которой располагались заводы по производству этого танка, в то время почти не подвергалась бомбардировкам. В результате, в ноябре 1943 года BMM получила официальный заказ на завершение отложенного проекта «штурмового орудия нового типа» (нем. Sturmgeschütz n.A. или StuG n.A) в течение месяца[10].
17 декабря 1943 года проект новой САУ был завершён, и комиссии Управления вооружений были представлены деревянные макеты двух предложенных BMM вариантов её исполнения. Первый базировался на шасси танка Pz.KpfW.38(t) и вооружался 105-мм безоткатным орудием, а второй использовал шасси опытного модернизированного варианта Pz.KpfW.38(t), разведывательного танка TNH n.A. и был вооружён 105-мм трубой — пусковым устройством противотанковых ракет[13]. Конструкция корпуса, имевшего рациональные углы наклона брони (англ.)русск., была разработана германскими конструкторами[14]. Проект был одобрен комиссией, и к производству был рекомендован доработанный вариант, сочетавший конструктивные решения обоих предложенных образцов. Однако от ещё не отработанных 105-мм орудий было решено отказаться в пользу проверенной 75-мм противотанковой пушки PaK 39. 27 января 1944 года был одобрен окончательный проект САУ, ещё до испытаний принятый на вооружение под обозначением «75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси Pz.KpfW.38(t)» (нем. Sturmgeschütz n.A. mit 7,5 cm PaK 39 L/48 auf Fahrgestell Pz.KpfW.38(t))[13].
Хотя на вооружение новая САУ была принята в качестве штурмового орудия, каковые организационно находились в подчинении артиллерии, такое положение не устраивало Гудериана, который хотел получить StuG n.A в распоряжение своего́ рода войск для использования в качестве истребителя танков[сн 6]. В итоге Гудериану удалось этого добиться, и StuG n.A были переклассифицированы в истребители танков. В танковых войсках они первоначально носили обозначение Panzerjäger für 7,5 cm PaK 39 L/48, с 11 сентября 1944 года сменённое на окончательное официальное Jagdpanzer 38. По германской ведомственной системе обозначений военной техники САУ был присвоен индекс Sd.Kfz.138/2[3][13]. Jagdpanzer 38 получил также имя название «Хетцер» (нем. Hetzer — егерь, травящий зверя)[13]. По данным Т. Йенца, это название первоначально было закреплено за перспективным проектом схожего с Jagdpanzer 38 лёгкого истребителя танков — E-10, но неясным образом, возможно в результате недоразумения, стало употребляться по отношению к Jagdpanzer 38[3] и 11 декабря 1944 года было закреплено за ним официально[13].