Sturmhaubitze 10,5 cm StuH 42/2 — самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий, созданная на базе «Хетцера». САУ предназначалась для восполнения нехватки специализированных штурмовых орудий средних и больших калибров и была вооружена 105-мм гаубицей StuH 42. Отличия StuH 42/2 от базового «Хетцера» сводились к установке 105-мм гаубицы на месте 75-мм пушки и замене боеукладок. Известно, что в сентябре — октябре 1944 года фирмой BMM был изготовлен и прошёл испытания один прототип новой САУ, а по неподтверждённым данным позднее были изготовлены ещё несколько опытных образцов, но дальнейшие работы по StuH 42/2 были прекращены в пользу постройки аналогичного штурмового орудия на базе Jagdpanzer 38(d)[77].
Jagdpanzer 38 lang — программа по созданию на шасси «Хетцера» самоходной артиллерийской установки с более мощным вооружением. Свои варианты такой САУ были предложены осенью 1944 года фирмами «Алкетт», «Крупп» и BMM, но по неизвестным причинам за стадию проекта эти разработки не вышли. В одном из представленных вариантов САУ должна была иметь компоновку с размещением боевого отделения в кормовой части, в легкобронированной рубке, увеличивавшей высоту общую высоту машины до 2,6 м при уменьшении высоты основного броневого корпуса. Предусматривался триплекс САУ с вариантами вооружения в виде 75-мм и 88-мм пушек KwK 42 и KwK 43 или 150-мм гаубицы StuH 43, помимо этого, вместо бензинового двигателя машина должна была оборудоваться дизельным двигателем воздушного охлаждения фирмы «Татра»[27].
Aufklärungspanzer 38, также Gerät 564 — разведывательный танк, созданный на базе Bergepanzer 38. Заказ на разработку, выданный фирме BMM в октябре 1944 года, предусматривал создание 15-тонной машины с экипажем из трёх человек, вооружённой 75-мм пушкой K 51. От базовой БРЭМ разведывательный танк отличался наличием дополнительной открытой сверху рубки, в лобовом бронелисте которой в установке с ограниченными углами наведения размещалась 75-мм пушка, а также оборудованием более мощной радиостанцией. Был изготовлен по меньшей мере один прототип Aufklärungspanzer 38, успешно прошедший испытания зимой — весной 1945 года. Были также разработаны варианты Gerät 563, Gerät 585 и Gerät 586, отличавшиеся вооружением, соответственно, из 20-мм автоматической пушки FlaK 38, спаренной установки 20-мм автоматических пушек KwK 38 или 120-мм миномёта и по некоторым данным были даже изготовлены прототипы этих машин, но на испытания они не поступали[78].
|
Pz.KpfW.38 n.A. mit turm PzKpfw IV — проект по созданию среднего танка на шасси «Хетцера». Предложение о постройке такой машины на усиленном и увеличенном шасси Pz.KpfW.38(t) выдвигалось фирмой «Крупп» ещё в октябре 1943 года, но было тогда отвергнуто из-за большого необходимого объёма переделок. Тем не менее, в начале 1944 года идея получила развитие уже в проекте установки на «Хетцер» башни среднего танка PzKpfw IV с 75-мм пушкой KwK 40[сн 17]. Но так как мощность двигателя Praga EPA оказалась недостаточной для получившегося танка, пришлось пойти на серьёзные упрощения конструкции для уменьшения массы и упрощения производства: экипаж был сокращён на одного человека[сн 18], а у башни были ликвидированы командирская башенка, кормовой ящик и боковые люки. Танк не вышел за стадию проекта, но в январе 1945 года к нему вновь вернулись, планируя получить более удачную машину при использовании шасси Jagdpanzer 38(d). Для будущего танка фирмой «Даймлер-Бенц» даже была специально разработана облегчённая башня типа Schmalturm с 75-мм пушкой без дульного тормоза. Однако и этот танк остался на стадии проекта, так как сама программа постройки САУ Jagdpanzer 38(d) до окончания войны не продвинулась далее постройки единственного прототипа[78].
|
Чехословакия
PM-1 — опытный чехословацкий огнемётный танк на шасси «Хетцера». Был создан фирмой ČKD по заказу чехословацкой армии, выданном 14 февраля 1949 года. Всего планировалось переоборудовать в огнемётные танки 70—75 машин. Прототип, переоборудованный из ST-I, отличался от базовой САУ отсутствием установки 75-мм пушки, амбразура которой заваривалась броневой плитой, и установкой на крыше боевого отделения башни с автономными шаровыми установками для 7,62-мм пулемёта ДТ и огнемёта Flammenwerfer 41 с размещёнными в боевом отделении тремя баками на 1000 литров огнесмеси. Экипаж машины был сокращён до двух человек. Испытания прототипа, начавшиеся в феврале 1951 года, показали неудовлетворительную дальность действия огнемёта, не превышавшую 60 метров. Хотя к лету 1954 года за счёт изменения конструкции огнемёта и применения более совершенной огнесмеси, удалось увеличить дальность до 90—140 метров, в 1955 году армия полностью свернула программу постройки огнемётных танков[6][79].