В качестве положительных боевых характеристик «Хетцера» историками отмечаются мощное вооружение, высокий уровень лобовой бронезащиты, широкое применение рациональных углов наклона бронирования, а также низкий силуэт машины[сн 25][1][94][114]. «Хетцер» также считался сравнительно простой и дешёвой в производстве[111][116] и надёжной[94][112] машиной.
Однако для достижения высоких основных боевых характеристик в рамках заданных массы и стоимости САУ, конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссных решений, приводивших к снижению не столь явных, но тем не менее важных характеристик. Так, исключительно высокая для столь лёгкой машины лобовая бронезащита и возможность оснащения «Хетцера» сравнительно мощным вооружением обеспечивались прежде всего уплотнением компоновки САУ, минимизацией забронированного объёма[сн 26] и широким применением рациональных углов наклона брони, в результате чего одной из основных проблем «Хетцера» стала теснота боевого отделения[23][24][35][49], приводившая к ухудшению условий работы экипажа, в результате чего эти машины не пользовались популярностью у экипажей[11]. Так, А. Зонс, бывший командиром «Хетцера» в годы войны, отмечал, что рабочее место командира оказывалось в удалении от остальных членов экипажа, особенно от водителя и наводчика, что приводило к ухудшению координации их совместной работы — особенно важной для истребителя танков с его ограниченными углами наведения орудия, требовавшими постоянного маневрирования всей САУ в условиях подвижных боевых действий. Серьёзную проблему представляло и расположение заряжающего: помимо того, что ему приходилось заряжать с левой стороны орудие, скомпонованное в расчёте на расположение заряжающего справа, ему приходилось извлекать выстрелы из основной боеукладки, перегибаясь через орудие. Эта задача ещё более осложнялась, когда казённая часть развёрнутого вправо орудия оттесняла заряжающего к левому борту[11][117]. Плотная компоновка позволила также обеспечить САУ для высадки и посадки экипажа лишь два люка в крыше корпуса, причём один из них приходился на троих членов экипажа, что осложняло покидание ими машины в экстренной ситуации[48].
|
Размещение 75-мм пушки с высокой баллистикой в меньшем по размерам, чем у других истребителей танков, боевом отделении «Хетцера» оказалось возможным благодаря размещению орудия в карданной рамке в лобовом бронелисте, вместо традиционной для StuG III и StuG IV лафетной установки на полу боевого отделения[48]. Важным преимуществом «Хетцера» перед большинством других германских истребителей танков[сн 27] стало и отсутствие дульного тормоза, при стрельбе поднимавшего пылевое или снежное облако, закрывавшее обзор и демаскировавшее САУ[118]. Недостатком орудийной установки «Хетцера», обусловленным плотной компоновкой боевого отделения и вызванным ей смещением орудия к правому борту, стали ограниченные углы горизонтального наведения по левому борту, меньшие, чем у других германских машин[23][сн 28], что затрудняло прицеливание, особенно по движущимся целям[119].
Для упрощения конструкции и удешевления производства, конструкторы «Хетцера» пошли на сокращение числа смотровых приборов до минимума[48]. Сильнее всего это затронуло командира, который при необходимости держать крышку люка закрытой полностью лишался возможности наблюдать за полем боя. Даже при открытом люке, поворотный перископический прибор обеспечивал лишь ограниченный обзор по сравнению с полноценной командирской башенкой[60][120] и имел сравнительно большое непросматриваемое пространство в лобовом секторе[117]. На машинах ранних выпусков, единственным средством кругового обзора при закрытых люках являлся прицел пулемётной установки, и даже введённые позднее неподвижные смотровые приборы командира и заряжающего не решали этой проблемы. Вместе с тем, недостатки комплекса приборов наблюдения «Хетцера» играли роль прежде всего при его использовании в роли штурмового орудия или ведении иных наступательных действий, когда экипажу приходилось на ходу или на коротких остановках вести поиск целей, в том числе замаскированных, в широком секторе, в то время как командир из-за угрозы обстрела был бы вынужден значительную часть времени держать люк закрытым, лишаясь обзора. При оборонительной же тактике противотанковых дивизийных подразделений, особое значение придававшей ведению огня с заранее подобранных позиций и из засад[113], САУ оказывалась в более выгодном положении для поиска целей, тем более таких сравнительно заметных, как наступающая бронетехника противника, что снижало требования к обзорности.
|