Экологическая сертификация лесов - это процесс инспекции методов ведения лесного хозяйства на отдельных лесных площадях для определения соответствия их определенным международным критериям.
Система сертификации и, в особенности, заложенная в неё связь ответственного продавца с лесозаготовителем направлена на создание условий, при которых невыгодно вести "плохое" (не экологичное) лесное хозяйство. Сама же сертификация направлена на становление социально, экологически и экономически сбалансированного и устойчивого лесного хозяйства.
Сертификация позволяет потребителю лесной продукции делать выбор между хоть и более дорогим, но сертифицированным товаром из экологически грамотно используемых лесов и не сертифицированным товаром. Причём сертификации могут подвергаться не только лесные участки и круглые лесоматериалы, с них получаемые, но и вся технологическая цепочка от "пня", включая транспортировку, распиловку и переработку лесной продукции, до магазина или другого пункта продажи конечного изделия. Сертификация может охватывать практически все продукты лесопользования и лесопереработки - от брёвен до бумаги и мебели.
Экологическая сертификация лесоуправления представляет собой добровольное соглашение, которое подписывают лесовладелец или лесопользователь и сертифицирующий орган, по которому лесовладелец принимает на себя определённые обязательства по охране окружающей среды при пользовании лесом.
В настоящее время в лесном секторе России разрабатываются или существуют следующие виды сертификации:
- обязательная сертификация лесных ресурсов (согласно ст.71 Лесного Кодекса);
|
- сертификация (лицензирование) лесозаготовительных предприятий;
- добровольная сертификация лесоуправления (стандарты серии ISO 14000 или FSC);
- техническая сертификация древесины (согласно ГОСТу);
- радиоэкологическая сертификация древесины (согласно ГОСТу).
Первый и второй виды сертификации в настоящее время лишь разрабатываются федеральной службой лесного хозяйства. Эта сертификация, вероятно, будет производиться при конкурсе на аренду участков леса для лесопользования. Лесозаготовителям могут выдаваться специальные лицензии.
Добровольная сертификация лесоуправления (экологическая сертификация) по стандартам серии ISO 14000 и FSC - качественно новый шаг, т.к. характеризует систему управления охраной окружающей среды. Эта сертификация разрабатывалась как средство оценки правильности ведения лесного хозяйства с точки зрения его экологической, экономической и социальной сбалансированности. Сертификация лесоуправления является типично рыночным, "мягким" инструментом контроля правильности ведения лесного хозяйства.
Сертификация лесных продуктов свидетельствует о соответствии продукции определённым стандартам (ГОСТам). Как правило, соответствующие ГОСТы на лесную продукцию основаны на стандартах ISO разных серий. В России широко применяется техническая сертификация древесины и прочей лесопродукции. Она характеризует технические параметры и товарные качества древесины и прочих продуктов. В последнее время при экспорте таможенными органами запрашивается радиоэкологический сертификат.
Сертификация лесоуправления имеет две основные цели:
|
1. совершенствование лесоуправления;
2. обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам.
Другими важными целями сертификации являются повышение качества управления и ведения лесного хозяйства, улучшение сбора и использования лесных податей и налогов, повышение эффективности и экономичности работы по всей цепочке от заготовителей до переработки, привлечение инвесторов.
Добровольная сертификация производится только при желании и готовности владельца леса (лесозаготовителя) удостоверить уровень ведения лесного хозяйства (переработки). Сертифицируется ведение лесного хозяйства и продукция лесозаготовки и переработки, а также недревесные продукты.
Процедура сертификации состоит из следующих этапов:
- принятие (адаптация) региональных стандартов устойчивого лесного хозяйства;
- одобрение стандартов Советом управления лесами (FSC);
- приглашение независимого аудитора для сертификации;
- обследование и оценка территории (цепочки переработки);
- выдача сертификата (или замечаний для исправления).
Важным является вопрос о стоимости сертификации. Она складывается из трёх компонентов:
1. стоимость доведения уровня лесного хозяйства до требуемых нормативов;
2. стоимость самой сертификации;
3. стоимость сертификации цепочки от заготовки до переработки.
Затраты на доведение лесного хозяйства до требуемого при сертификации уровня являются наиболее значительными. В то же время повышение эффективности планирования и ведения лесного хозяйства, неизбежное при сертификации, приводит к увеличению выхода продукции и частичной компенсации затрат. Затраты на отслеживание "цепочки" составляют в среднем 1% от стоимости продукции.
|
В мировой торговле лесопродукцией спрос на сертифицированный товар постоянно растёт, несмотря на то, что стоимость сертифицированной древесины в среднем на 5-10 % выше, чем обычной. Крупные ассоциации и группы покупателей в Великобритании, Германии и Голландии отказываются от закупок несертифицированной древесины. Аналогичные группы созданы уже в Австрии, Бельгии, Испании, Швейцарии, США и создаются в Японии. Таким образом, необходимым условием конкурентоспособности лесопродукции на "экологически чувствительных" мировых рынках является наличие экологического сертификата.
Значение и принципы функционирования Международной организации труда, Европейского союза, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, Международной торговой палаты, Лесного попечительского совета
Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации.
МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Принята Базовая конвенция о трудовых стандартах. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ, Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ, называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.
Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;
- защита прав человека;
- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;
- разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
- содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
- разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) - одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. Целями ОЭСР являются: вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, рост занятости и повышение уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов; содействие экономическому и социальному благополучию в регионе ОЭСР путем координации политики государств-членов; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.
Членами ОЭСР являются 25 экономически развитых государств. Европейский союз принимает активное участие в работе ОЭСР. РФ сотрудничает с ОЭСР на основании подписанного в 1994 г. Соглашения о привилегиях и иммунитетах. Постоянные члены ОЭСР - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония и семь ежегодно переизбираемых членов. ОЭСР занимается самым широким спектром экономических и социальных проблем: экономическая политика, экономика и развитие, содействие развитию, торговля, движение капитала, рынки капитала, страхование, налоговая политика, конкурентная политика, потребление, туризм, морское сообщение, международные инвестиции и многонациональные корпорации, энергетическая политика, промышленность, сталь, научная и технологическая политика, информационная политика, коммуникации и компьютеризация, образовательная политика, рабочая сила и социальные вопросы, государственное управление, окружающая среда, сельское хозяйство, рыболовство и др. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.
Большую роль в становлении корпоративной социальной ответственности также играет Европейский союз. В части это реализуется через Европейскую социальную хартию, Green Paper on Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility.
Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека. Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. В 1996 году принята Европейская социальная хартия (пересмотренная). На 2012 год из 47 стран-участниц СЕ четыре — Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и Швейцария, — не ратифицировали ни изначальной, ни пересмотренной хартии, 32 страны ратифицировали пересмотренную хартию, 11 — изначальную.
Большой вклад в развитие социальной ответственности бизнеса вносит партнерство между организациями Global Reporting Initiative (GRI) и Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), о котором было объявлено в конце 2010 года. Данное партнерство позволит экономическим субъектам более последовательно проводить принципы устойчивости и открытости, используя объединенные инструменты управления устойчивой практикой – OECD Guidelines for Multinational Enterprises (Руководство OECD для многонациональных предприятий) и GRI Sustainability Reporting Framework (руководство GRI по отчетности в области устойчивой практики).
OECD Guidelines for Multinational Enterprises – один из самых комплексных инструментов корпоративной ответственности, разработанный правительствами. Он охватывает все сферы бизнес этики и направлен на все сферы деятельности многонациональных компаний, действующих в 42 странах. Руководство также имеет уникальные механизмы контроля за исполнением обязательств.
GRI – предоставляет наиболее признанную и распространенную методику создания отчетов об устойчивой практике. Ключевая цель GRI – сделать отчетность по устойчивой практике общепринятой.
OECD Guidelines for Multinational Enterprises и GRI Sustainability Reporting Framework основаны на согласованных на международном уровне стандартах и принципах ведения устойчивого бизнеса, включая вопросы соблюдения прав человека, социальные, экологические и экономические аспекты.
GRI Sustainability Reporting Framework – руководство по измерению устойчивой практики, OECD Guidelines for Multinational Enterprises – задает критерии измерения устойчивой практики (бенчмаркинг).
Международная торговая палата (МТП) — независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Представители национальных торговых палат создают национальный комитет МТП. Штаб-квартира организации находится в Париже.
Основная цель МТП заключается в повышении уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.
Также МТП занимается подготовкой политических заявлений и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 600), «Арбитражный регламент МТП», типовые международные контракты и многие другие.
Ежегодно обновляемая программа МТП, включающая в себя проведение международных и национальных конференций и семинаров, является важнейшим каналом доведения экспертных оценок до широкой аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при активном содействии национальных комитетов МТП.
Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия и компании в ближайшие годы, и разрабатывается стратегия решения этих проблем. При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.
МТП проводит свою политику тремя путями:
— имея постоянные представительства при ООН в Нью-Йорке и Женеве;
— принимая участие в межправительственных конференциях;
— делая представление отдельным правительствам.
Наиболее важными корпоративными экологическими соглашениями и стандартами в области устойчивого развития являются принципы Международной торговой палаты Business Charter for Sustainable Development, Business in Society; Making a Positive and Responsible Contribution. В 1995 году Всемирный промышленный совет по окружающей среде Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce’s World Industrial Council for the Environment) объединился с Предпринимательским советом за устойчивое развитие (Business Council for Sustainable Development). В результате был создан Всемирный предпринимательский совет за устойчивое развитие (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD), который считается мировым лидером в приобщении бизнеса к процессу устойчивого развития и согласовании предпринимательских инициатив с требованиями безопасности окружающей среды.
Лесной попечительский совет (Forest Stewardship council, FSC) — международная некоммерческая организация в форме ассоциации, которая состоит из представителей экологических и социальных организаций, продавцов лесоматериалов, лесничьих, коренных малочисленных народов, лесных корпораций, сертификационных организаций из многих стран мира, в том числе и из России. Члены ЛПС могут состоять в экологической, экономической и социальной палатах.
Разработанные FSC принципы и критерии являются рамочными, а, следовательно, необходимы национальные стандарты. Первый национальный стандарт был разработан в Швеции в 1997 году. Всего аккредитовано 27 национальных стандартов, в том числе и российский в 2008 году.
Национальная рабочая группа не только разрабатывает национальные стандарты, например стандарты лесоуправления, стандарты для малых лесных хозяйств (т. н. SLIMF), национальную оценку риска при поставках контролируемой древесины, но и разрешает споры, касающиеся спорных вопросов сертификации. Начиная с 2010 года, Национальная инициатива также проводит лицензирование использования торговой марки FSC для несертифицированных пользователей (торговых организаций).
Сертификация по схеме FSC осуществляется аккредитованными в системе органами. Они же по результатам тщательного аудита и выдают сертификат FSC. Сертификат выдается на 5 лет, ежегодно производится переаттестация.
В России работают 6 сертификационных органов, в мире — свыше 20.