Объект, предмет, цель изучения административного управления
Базовые понятия административного управления
Административное управление и государственное управление
Государственное администрирование
Объект, предмет, цель изучения административного управления
Административная наука — одна из общественных наук, изучающая государственную и муниципальную администрацию, управленческие процессы, отношения внутри органов исполнительной власти и их взаимодействие с внешней общественной средой.
Подобно любой относительно развитой и сформировавшейся дисциплине, наука об административном управлении занимается регистрацией и систематизацией явлений, имеющихся в данной области, а также раскрытием закономерностей и причинных связей между ними, чтобы на этой основе сформулировать практические выводы и рекомендации.
Административная наука, так же как смежные с ней — политическая, социологическая, психологическая науки, не является нормативистской. Она относится к эмпирическим общественным наукам и выводит свои правила и закономерности из реальной общественной жизни. Наука об административном управлении показывает администрацию такой, какая она есть на самом деле. Одновременно она помогает обнаружить недостатки в управлении и подсказывает пути их устранения. Но найденные ею решения проблем и предлагаемые реформы могут быть реализованы только политической властью.
Наука «административное управление» не является схоластической дисциплиной, а имеет конкретную прагматическую задачу: добиться большей внутренней слаженности в работе администрации. Эта точка зрения иногда оспаривалась, думается, на том основании, что наука должна быть беспристрастной. Но это несколько иной аспект, он очевиден и постулирует объективность, независимость наблюдателя. Это не должно мешать теории административного управления служить практике. Было бы противоестественным, если бы исследователь наблюдал за администрацией точно так же, как энтомолог за насекомыми. Всякое исследование вопросов управленческого воздействия на общество по необходимости является критическим, но это не мешает на основе выявленных объективных закономерностей обосновать необходимые изменения в управлении.
|
Административную науку некоторые литераторы подчиняют какой-либо другой общественной науке — из числа тех, что изучают вопросы управления: политологии, социологии управления, административному праву, теории организации и управления. Как и большинство общественных наук, наука административного управления является своеобразным научным перекрестком, где встречаются приемы и методы других наук. В то же время наука административного управления — автономная научная дисциплина.
Основным признаком, отличающим одну дисциплину от другой, является особая, определенная область и цель исследования. Для науки об административном управлении такой областью будут различные подразделения аппарата государственного управления и в весьма небольшой степени органы власти (последние — лишь в случае выполнения ими функций явно административного характера). Цель исследования — выработка рекомендаций для совершенствования деятельности аппарата государственного управления в самом широком понимании.
|
Административная наука (и соответствующая ей учебная дисциплина) может быть представлена в виде нескольких научных направлений (разделов). Важнейшие:
• методология, анализ базовых понятий и концепций;
• история административной мысли, становления административной науки;
• современная теория административного управления; системный
анализ и различные подходы изучения (государственно-административное управление как система);
• администрирование как процесс, процедуры и отношения в государственных учреждениях;
• административная политика как стратегия и проведение административных реформ.
Базовые понятия административного управления
Администрация (англ. the management, administration) имеет несколько значений: 1) органы исполнительной власти и управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия; 3) распорядители, ответственные устроители, исполнители.
Итак, субъекты исполнительной власти и субъекты управления, управляющего воздействия указаны.
Субъекты исполнительной власти — органы и лица, правомочные принимать публично значимые административные решения (постановления, распоряжения), устанавливающие нормативные предписания, правила.
Субъекты управления — должностные лица государственно-административных (муниципальных) органов, служащие, исполняющие и ответственные за исполнение гражданами административных решений (постановлений, распоряжений) в своей компетенции имеющие полномочия по урегулированию поведения, отношений граждан в рамках административных предписаний, решений.
|
Публичное административное управление (Public Administration) — отправляющее воздействие администрации на общественные процессы и отношения, которые проявляются в публичной сфере, т. е. в общественной социальной жизни, публичном секторе экономики.
Если субъект — государственнаяадминистрация, органы исполнительной власти и их должностные лица — речь идет о государственно-административном управлении.
Если субъект — администрация муниципальных образований и должностные лица районных управ, муниципалитетов — речь идет о муниципальном административном управлении, или административном управлении на муниципальном уровне.
Если субъект — администрация предприятий и их руководство — речь о менеджменте.
Какое же содержание заключает в себя понятие «административное управление»?
1. Это разновидность социального управления: осуществляется через людей, распространяется на людей с целью урегулирования, организации, упорядочения отношений людей.
2. Нужно различать внутриорганизационное управляющее воздействие администрации данной организации, учреждения, предприятия и внешнее на общество, за рамками данной организации, учреждения — властно-публичное управляющее воздействие, которое могут оказывать лишь органы (и должностные лица) публичной власти: органы государственной и муниципальной власти (и их должностные лица с публично-властными полномочиями).
3. Это сфера реализации исполнительной (подзаконной) власти, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-территориального устройства: федеральном, федерально-окружном, субъектов Федерации, административных единиц в рамках субъектов Российской Федерации, местном (муниципальном).
4. Это особый вид общественной деятельности (государственная служба, муниципальная служба) по управлению делами государства.
5. Это не стратегическое руководство, не стратегическое управление и планирование, а повседневное, оперативное управление делами государства, обеспечение государственным аппаратом функций государства, исполнение законов.
6. Это особый вид общественных отношений — неравновесных, управленческих, субъектно-объектных, связанных с осуществлением исполнительной власти.
7. Это процесс (администрирование), реализующий правоотношения, возникающие между гражданами (физическими лицами), организацией (юридическими лицами) и государственным (муниципальным) органом власти.