Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учебный план «Литературное чтение»
Класс | Объем учебного времени | Раздел/Тема | Кол-во часов |
35 ч | Раздел I. Устное народное творчество | ||
Тема 1. Устное народное творчество. Русские народные песни | |||
Тема 2. Былины | |||
Тема 3. Волшебные сказки. | |||
Тема 4. Сказки про животных. | |||
Раздел II. Произведения русской литературы XIX века | |||
Тема 1. В.Жуковский. | |||
Тема 2. И. А. Крылов. | |||
Тема 3. А. С. Пушкин. | |||
Тема 4. Михаил Юрьевич Лермонтов | |||
Тема 5. Николай Васильевич Гоголь | |||
Тема 6. Николай Алексеевич Некрасов | |||
Тема 7. Афанасий Афанасьевич Фет. | |||
Тема 8. Антон Павлович Чехов. | |||
Раздел III. Произведения русской литературыXX века | |||
Тема 1. Максим Горький | |||
Тема 2. Владимир Маяковский | |||
Тема 3. Марина Цветаева | |||
Тема 4. Константин Георгиевич Паустовский | |||
Тема 5. Сергей Есенин | |||
Тема 6. Михаил Шолохов | |||
Тема 7. Евгений Иванович Носов | |||
Тема 8. Николай Михайлович Рубцов | |||
Тема 9. Юрий Иосифович Коваль | |||
Раздел IV. Из произведений зарубежной литературы |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол – во час | Основное содержание курса | Планируемые результаты освоения темы: знать/понимать, уметь. | |||
Раздел I. Устное народное творчество. – 4 ч | |||||||
1. | Устное народное творчество. Русские народные песни | Чтение статьи об УНТ. Пословица. Поговорка. Народная песня. Колыбельные песни. Былина. Сказка. | Знать жанры УНТ. Уметь выразительно читать русские народные колыбельные песни; определять характер песни. | ||||
2. | Былины. На заставе богатырской. | Былина- героическое сказание, сложенное народом Древней Руси. Зачин, трёхкратные повторы. Диалоги. | Знать особенности жанра былин, героев былин. Уметь плавно, мелодично читать былину, пересказать былину по плану. | ||||
3. | Волшебные сказки. «Сказка про Василису Премудрую» | Жанр сказка. Зачин, трехкратные повторы, концовка сказки. Постоянные эпитеты. Особенности волшебных сказок. | Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». Уметь составлять характеристику главных героев, давать оценку их словам, поступкам. | ||||
4. | Сказки про животных. «Лиса и тетерев». | Сказки о животных как отражение событий в жизни людей. Работа с иллюстрациями к тексту. | Знать содержание сказки, особенности сказок о животных. Уметь выделять главную мысль произведения; читать по ролям. | ||||
Раздел II. Произведения русской литературы XIX века – 13ч | |||||||
В.А. Жуковский. Биография писателя. | Портрет автора. Писательское наследие В.Жуковского. Дружба с А.С.Пушкиным. | Знать особенности биографии писателя. Уметь рассказывать о творчестве писателя. | |||||
В.А. Жуковский. «Три пояса» | Работа с подстрочным словарём. Чтение сказки по ролям. План составления отзыва по сказке. | Знать содержание прочитанного текста; понимание душевной красоты героини. Уметь объяснять смысл слов, поступков героев, сравнивать, рассуждать на тему «Что в жизни важнее?»; писать отзыв на сказку по плану. | |||||
И.А. Крылов – великий русский баснописец. «Кот и Повар». | Интересные факты из биографии И.Крылова. Басня. Мораль басни. Герои басен. | Знать интересные страницы жизни И.А. Крылова; басни И.Крылова, героев его басен. Уметь выразительно читать басни, рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова. | |||||
А.С. Пушкин. Биографическая справка. «Руслан и Людмила». | Важные моменты из жизни поэта. Произведения А.Пушкина. Мужество поэта. Руслан и Людмила как главные герои поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Знать основные этапы творчества А.С. Пушкина, произведения поэта; содержание поэмы «Руслан и Людмила». Уметь пересказывать отрывки из текста; описывать героев, составлять рассказ о главных героях. | |||||
А.С. Пушкин - «Барышня – крестьянка». | Повесть – как прозаическое произведение. Основная тема произведения. Историческое время, в которое происходят события. Герои повести. | Знать содержание, сюжет, главных героев повести. Уметь составлять рассказ по прочитанному тексту, составлять ответы на вопросы к тексту. | |||||
Отзыв по повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка». | |||||||
М.Ю. Лермонтов. Судьба страны – судьба поэта. «Тучи». | Основными сведениями из жизни писателя. Опальный поэт. Литературное наследие поэта. | Знать основные этапы творчества поэта. | |||||
М.Ю. Лермонтов «Баллада». «Морская царевна». | Произведения М.Лермонтова. Жанр баллады. Вымышленные герои баллад. | Знать содержание текста, особенности жанра. Уметь оценивать поступки героев, подкрепляя словами из текста; рассуждать над вопросом разумности поступков, желаний и способов их выполнения. | |||||
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». | Гоголь – автор повестей из украинской народной жизни. Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Иллюстрация А.И.Куинджи «Украинская ночь». Репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки» | Знать особенности творчества писателя. Уметь рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки»; выделять главное из текста; составлять устное описание картины или рассказ по картине; составлять отзыв по плану. | |||||
Отзыв по отрывкам из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». | |||||||
Н.А. Некрасов –певец народа. «Рыцарь на час». «Саша». | Основные вехи творчества поэта. Стихотворения Н.Некрасова. Поэмы Н.Некрасова. | Знать основные этапы творчества поэта. Уметь выразительно читать стихотворный текст; приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям. | |||||
А.А. Фет. Поэзия А.Фета. | Основные сведения из жизни писателя. «На заре ты ее не буди…». «Помню я: старушка няня…». «Это утро, радость эта…». | Знать основные этапы творчества поэта, стихотворения Фета. Уметь находить в тексте художественные определения, сравнения; выразительно читать наизусть поэтические строки; составлять развернутые ответы на вопросы к тексту стихотворений. | |||||
А.П. Чехов. «Пересолил». «Злоумышленник». | Основные сведения из жизни писателя. Главную мысль произведения. Речь героев как признак ума, образованности. Юмор: смешно или грустно? | Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова. Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней; объяснять смысл названия рассказа; выделять части текста по плану. | |||||
Раздел III. Произведения русской литературыXX века – 13 ч | |||||||
А.М. Горький. Биографические заметки. «Песня о Соколе». | Алексей Максимович Пешков. Псевдоним. Поучительность биографии М.Горького. Книги Горького. | Знать основные этапы «сказочной» жизни писателя; его произведения, героев. Уметь выделять главную мысль произведения; находить определения из текста, характеризующие сокола, составлять краткий пересказ. | |||||
В.В. Маяковский: «рассказ о времени и о себе». «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче» | Жизнь, судьба В.В. Маяковского, стихи поэта. Своеобразие стихов Маяковского. Особенность чтения стихотворений. Словотворчество. | Знать некоторые особенности творчества поэта; образные средства, используемые автором; значение авторских неологизмов. Уметь пересказывать содержание стихотворения; выразительно читать. | |||||
Творчество М.И. Цветаевой. | Поэзия м.Цветаевой – гордость русской культуры. «Красною кистью рябина зажглась». «Вчера еще в глаза глядел…». | Знать основные этапы творчества поэта; наизусть одно из стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение; отвечать на вопросы к тексту. | |||||
К.Г. Паустовский «Моя писательская жизнь». «Стекольный мастер». | К.Г.Паустовский и его безграничная любовь к Родине, природе. Герои произведений К.Паустовского. Вера в доброту людей. | Знать особенности творчества писателя; героев его произведений. Уметь выделять главную мысль произведения; рассказывать об особенности произведения (сам автор - действующее лицо рассказа); выражать своё отношение к событиям в произведении. | |||||
Интерпретация рассказа «Стекольный мастер» | |||||||
С.А. Есенин. Автобиография. Поэзия С.Есенина. | Основные сведения из жизни писателя.«Нивы сжаты, рощи голы…». «Собаке Качалова». | Уметь рассказать, чему посвящено стихотворение, подтвердив словами из текста, описывать своё настроение от прочитанного стихотворения; выразительно читать стихотворный текст | |||||
М.М. Шолохов. Биографическая справка. «Судьба человека» | Основные сведения из жизни писателя. Герои ВОВ. Патриотизм и любовь к своей Родине. Боль за судьбу чужого человека. | Знать особенности творчества писателя; героев его произведений. Уметь описывать мужественный характер Андрея Соколова; выражать свое отношение к прочитанному и отношение к главному герою; составлять план текста; выделять главную мысль каждой части; пересказывать небольшой отрывок из текста. | |||||
Интерпретация рассказа «Судьба человека». | |||||||
Е.И. Носов - биографические заметки. | Основные сведения из жизни писателя. Тема произведений Н.Носова. Основная мысль рассказа. | Знать особенности творчества писателя; содержание рассказа. Уметь определять главную мысль рассказа, объяснять смысл названия произведения, тему текста, пересказывать текст; выражать свое отношение к прочитанному. | |||||
Е.И. Носов «Трудный хлеб». | |||||||
Н.М. Рубцов. Очерк о жизни и творчестве поэта. Стихотворения Н.Рубцова. | Творчество поэта, его отношение к малой родине. «Тихая моя родина». «Русский огонёк». «Зимняя песня». | Уметь выразительно читать, анализировать стихотворный текст, описывать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста. | |||||
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | Творчество писателя. Характеристика героев рассказа. Основная мысль произведения. Анализ текста. Мое отношение к героям рассказа. | Знать содержание прочитанного текста. Уметь описывать главного героя; пересказывать историю, произошедшую с ним, опираясь на название глав; определять авторскую позицию; высказывать свое отношение к героям рассказа. | |||||
Раздел IV. Из произведений зарубежной литературы – 4 ч | |||||||
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд». | Р.Стивенсон – английский писатель-романтик. Жанр баллада. Что прославляет в своем произведении Стивенсон. | Знать содержание баллады, основную идею баллады. Уметь выразительно читать стихотворный текст, рассуждать на тему жестокости; характеризовать героев по их поступкам. | |||||
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». | Знакомство с главными героями рассказа. Комментированное чтение. Анализ эпизода. Составление плана. | Знать содержание текста. Уметь составлять характеристику главного героя, опираясь на текст; выделять главную мысль рассказа; составлять художественный пересказ по плану; выражать своё отношение к животным и к поступкам людей. | |||||
Джоральд Даррелл «Живописный жираф». | Знакомство с биографией и творчеством писателя. Анализ текста. Основная мысль текста. Сравнительная характеристика героев. | Знать содержание текста. Уметь составлять характеристику главного героя, опираясь на текст; выделять главную мысль рассказа; составлять художественный пересказ по плану; выражать своё отношение к животным и к поступкам людей. | |||||
Контрольные вопросы и задания за курс литературы 9 класса. | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. | Уметь ориентироваться в тексте; выражать свои эмоции красками, образами; пересказывать прочитанные ранее произведения. | |||||