Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).
Предложение, как и спрос, — самостоятельная сфера рыночной экономики, с особой экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
Взаимодействие спроса и предложения
На рынке взаимодействуют продавцы, которые задают «цену предложения», и покупатели, определяющие «цену спроса». Каждый из участников рынка старается получить максимально возможную выгоду: покупатели — приобрести товар по минимальной цене с максимальной полезностью, продавцы — продать товар по максимально возможной цене с целью увеличения прибыли. Под воздействием спроса и предложения на рынке формируется равновесная (рыночная) цена, которая удовлетворяет и продавца, и покупателя.
Спрос, предложение, рыночное равновесие.
Спрос – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Предложение – зависимость кол-ва товара, которые производители хотят и могут произвести цены на это товар.
Равновесная цена – цена уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Билет 10
Собственность – это отношение между человеком или сообществом людей (субъектов), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом) – с другой. Оно заключается в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, присвоении объекта субъектом и характеризует принадлежность объекта субъекту.
|
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Билет 12
Экономические формы реализации собственности включают:
· доходы (прибыль, рента, заработная плата, процент);
· систему экономических интересов;
· конечные народнохозяйственные результаты (удовлетворение потребностей членов общества, рост общественного благосостояния)
Индивидуальный тип собственности отражает отношение отдельного человека к объекту собственности как лично своему. Этот тип собственности выражается в двух формах: личная собственность и частная собственность.
Личная форма собственности возникает в том случае, если объект собственности может принадлежать только одному человеку (знания, квалификация, предметы личного потребления) с целью удовлетворения его личных потребностей. Когда объект собственности, принадлежащий одному человеку, начинает использоваться для удовлетворения общественных потребностей, то такую форму собственности называют частной формой собственности.
|
Коллективная собственность означает, что имущество (материальные и нематериальные активы) принадлежат не одному человеку, а группе людей. Этот тип собственности реализуется в таких формах, как общинная, семейная, коллективная, муниципальная и государственная
Смешанный тип собственности образуется при сочетании двух типов - частной и общей. Выделение смешанного типа собственности возникло в силу того, что в экономической системе, как правило, не может существовать в чистом виде частная и общественная собственность
№ 13 Предприятие. Его экономические цели и функции.
Предприятие – это самостоятельный организационно-обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию или оказывает услуги.
Предприятия:
1. Коммерческие (главная цель, которых получение прибыли)
2. Некоммерческие
Классификация предприятий:
1. В соответствии с используемыми ресурсами:
- трудоемкие (наибольший процент расходов на зарплату персоналу)
- фондоемкие (большой %затрат на оборудование и аммартизацию)
- материалоемкие (наибольший % расходов на сырье)
2. В соответствие с отраслевой принадлежностью (предприятия сферы услуг, питания, сел. хоз. и др)
3. Организационно правовая форма:
- товарищество
-общество
4. Государственные муниципальные предприятия.
Основными целями предприятия могут быть:
· завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
· добиться более высокого качества своего товара;
· занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
· добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
|
· повысить прибыльность своих операций;
· добиться максимально возможного уровня занятости.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
· размеров предприятия;
· отраслевой принадлежности;
· степени специализации и кооперирования;
· наличия социальной инфраструктуры;
· формы собственности;
· взаимоотношений с местными органами власти.
Вопрос 17
Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Среди видов безработицы можно выделить следующие:
Фрикционная Структурная Институциональная Циклическая Сезонная
Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.
Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Вопрос 18
Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация,[1] производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
Банк — это коммерческое[2] юридическое лицо, которое:
- создано в целях извлечения прибыли,
- имеет право осуществлять банковские операции,
- имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с - - целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских - - - счетов юридических и физических лиц,
- действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),
- не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.
Функции банка
1. Исторически первой функцией банков было безопасное хранение денег клиентов.
2. Так как у банка есть много клиентов, которые хранят в нем свои деньги, то банк становится способен переводить деньги от одного из них другому путём изменения записей в банковских счетах (безналичные расчеты). Безналичные расчеты возможны и между клиентами различных банков благодаря системе корреспондентских счетов.
3. Банки выдают кредиты. При этом фактически создаётся дополнительная денежная масса (см. Банковский мультипликатор).
№ 19 Сущность ограничителей рынка. Признаки ограничителей рынка.
- это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.
1. Емкость рынка (ограничения спроса). Высокая насыщенность рынка товарами или низкая платежеспособность покупателей — препятствие.
2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок (оптимальный экономический размер предприятия).
3. Преимущества, не зависящие от масштаба компании — Владение технологией, ноу-хау, преимущественный доступ к материалам, преимущественное географическое положение, кривая обучения.
4. Административные барьеры — лицензирование деятельности, квотирование производства, порядок регистрации новых предприятий, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы, ограничения на использование земель.
5. Состояние инфраструктуры рынка (транспорт и складирование).
6. Криминализация экономики.
7. Ценообразование, ограничивающее вход — политика установления такой цены, которая предотвращала бы нежелательное появление новых
8. Государственное регулирование экономики
-