ТЕМА 3.15. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОКИСЛЕНИЯ. АНТИОКСИДАНТНАЯ ФУНКЦИЯ ЖИРОРАСТВОРИМЫХ ВИТАМИНОВ




Актуальность темы.

Биологическое окисление – это окисление различных веществ в клетке в процессе ее жизнедеятельности под влиянием ферментов. Процессы окисления в живой клетке имеют два основных значения: обеспечение ее энергетических потребностей и превращение питательных веществ в компоненты клетки. Дыхание - основной процесс снабжающий энергией живой организм. Процесс дыхания и окисления протекают в митохондриях. Помимо основной дыхательной системы, существует гидроксилирующая оксигеназная система мембран эндоплазматического ретикулума, содержащая цитохром Р-450. Конечными продуктами данной цепи являются гидроксилированный субстрат, вода и энергия (в виде тепла). Функцию неферментативных антиоксидантов выполняют жирорастворимые витамины А,Е, Д, К. Изучение материала по данной теме необходимо для понимания путей использования кислорода клетками: энергопродукции и превращения путем гидроксилирования огромного большинства эндо- и экзогенных гидрофобных соединений (стероидных гормонов, лекарств, ядов и др.) и защиты белков липидов и нуклетновых кислот от токсичных форм кислорода и других агрессивных окислителей, для понимания механизмов регуляции их метаболизма и возможной коррекции нарушения обмена веществ.

Теперь ознакомьтесь с целями занятия.

Общая цель.

Уметь интерпретировать особенности путей окисления метаболитов и ксенобиотиков в норме и при патологи для последующего использования в клинике внутренних болезней.

Конкретные цели: Исходный уровень:

Уметь:

1. Интерпретировать механизмы биологического окисления веществ, их роль в метаболизме клеток. 1. Интерпретировать способы окисления веществ, окислительно- восстановительные реакции, основы биоэнергетики (каф. медицинской и фармацевтической химии).
2. Интерпретировать роль активних форм кислорода в превращениях субстратов  
3. Интерпретировать биологическую роль жирорастворимых витаминов и проявления их гипо- и гипервитаминозов  
4. Интерпретировать патологические состояния, связанные с нарушением окислительных процессов. 3. Интерпретировать структуру митохондрий (каф. биологии)

 

Для проверки исходного уровня предлагается выполнить ряд заданий.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня:

Задание1 Какие из приведенных утверждений не характеризуют АТФ:

А.Пуриновый нуклеотид

В. Пиримидиновый нуклеотид

С. Универсальный макроэрг в клетках

D.Имеет две фофоангидридные святи

Е. Является формой запасания и передачи энергии в клетке

Задание 2 Студент выписал соединения не содержащие макроэргическую связь. Найдите ошибку.

А. Глицерол –3-фосфат;

В. Глюкозо-6-фосфат;

С. Ацетил-КоА;

D. Янтарная кислота;

Е. Глицин.

 

Задание 3. Стандартная свободная энергия гидролиза в ккал/моль для глюкозо-1-фосфата равна -5,0, глюкозо-6-фосфата -3,3, АТФ -7,3, креатинина - 4,3, глицерол-1-фосфата -2,2. Какое из этих соединений является высокоэнергетическим?

А.Глюкозо-1-фосфат

В.Глюкозр-6-фосфат

С.АТФ

D. Креатинин

Е. Глицерол-1-фосфат.

 

Задание 4. Витамин А содержит в структуре боковой цепи группу -СНО. К какому классу веществ он принадлежит?

А. Кислотам

В. Спиртам

С. Альдегидам

Д. Кетонам

Е. Жирным кислотам

 

Задание 5. В радикале одного из жирорастворимых витаминов присутствует фрагмент

-СН=СН-С=СН- Как он называется?

!

СН3

 

А. Изопрен

В. Изоаллоксазин

С. ß-ионон

Д. Пиридин

Е. Пурин

 

Задание 6. Студенту дано задание выделить из смеси веществ соединение, в основе структуры которого лежит филлохинон. Какой растворитель не следует использовать для этого?

А. Этиловый спирт

В. Хлороформ

С. Эфир

Д. Воду

Е. Бутиловый спирт

 

 

Правильность решения заданий проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

1.-В; 2 - С; 4 –С; 5 -А; 6-Д

 

Информацию, необходимую для восполнения исходного уровня, можно найти в следующей литературе.

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1991. – С. 213-227, 291-294, 301-304, 313-361.

3.Лекции по биоорганической химии.

 

Содержание обучения.

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

 

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

 

1. Типы реакций биологического окисления (оксидазный, оксигеназный, пероксидазный, свободнорадикальный) и их роль в метаболизме..

2.Активные формы кислорода (АФК): синглетный кислород, пероксид водорода, гидроксильный радикал, пероксинитрид. Механизмы их образование в организме, причины токсичности. Физиологическая роль АФК.

3. Ферменты и коферменты, участвующие в ОВР (приложение 2).

4. Молекула аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как основная форма сохранения химической энергии в клетке. Участие АТФ в реакциях энергетического сопряжения.

5. Способы синтеза АТФ в живых организмах (реакции фосфорилирования): субстратное фосфорилирование, фотофосфорилирование, окислительное фосфорилирование.

6. Транспорт АТФ и АДФ через митохондриальные мембраны. Роль митохондриальной креатинкиназы.

7. Источники витамина А и его биологическая роль (приложение 3).

8. Источники витамина Д, образование его активной формы, кальцитриола.

9. Участие витамина Д в метаболизме.

10. Участие витамина Е в метаболизме.

11. Биороль витамина К.

12. Биороль полиненасыщенных ВЖК.

13. Гипо-и гиперфункции жирорастворимых витаминов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: