Понятие, значение и виды приемов




Тема 3.Приемы

Приемы являются важнейшей формой представительской деятельности государственных органов всех уровней. Они проводятся в ознаменование важных событий (национальных праздников, юбилейных дат), по случаю пребывания в стране зарубежных делегаций (прием от имени руководства принимающей стороны в честь зарубежных гостей – обязательная протокольная часть программы визита), проведения каких-либо официальных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций, презентаций, открытия и закрытия международных выставок, подписания договоров и т. д.), в порядке оказания почестей дипломатическим представителям, аккредитованным в стране. В практике работы дипломатических представительств широко распространены приемы с целью оказания почестей руководящим лицам страны пребывания, а также в порядке осуществления дипломатических функций.

Приемы – вид служебной деятельности. Их главное содержание – не банкетный стол, а углубление и расширение контактов, получение необходимой информации в неформальной обстановке. Обязательность приемов в дипломатической практике дала повод турецкому дипломату, писателю Якубу Караосманогму в его книге «Дипломат поневоле» (М., 1976) сделать сокрушенно-ироничныйвывод: «Каждый уважающий себя дипломат должен непременно портить себе пищеварение мешаниной из всевозможных кушаний и иссушать мозг пустой и напрасной игрой в сообразительность. Сидя за столом, он все время говорит и ест, говорит и ест. Свою соседку справа, безобразную женщину, он уверяет в том, что она красавица, а прескверно одетую соседку слева – в том, что у нее изумительный вкус. Если же он нечаянно окажется рядом с хозяйкой дома, то вынужден сказать ей, что более прекрасных кушаний он никогда и нигде не ел. Ему приходится постоянно быть начеку и уметь ответить на поставленный вопрос, ответить так, чтобы его ответ нельзя было истолковать ни положительно, ни отрицательно».

Приемы – древнейшая форма поддержания официальных контактов. Современные правила их подготовки, проведения, этикет поведения гостей впитали многовековые традиции культуры гостеприимства и застолья различных народов.

Несмотря на имеющиеся и сегодня национальные особенности, в международной практике сложилась определенная классификация приемов, носящая в некотором смысле условный характер. Особенно это касается критерия «официальный». Так, прием принято считать официальным, если на него приглашены гости согласно их служебному статусу: мужчины без жен, а женщины в силу официального положения – без мужей.

 

Организаторы, однако, по своему усмотрению могут придать мероприятию статус официального, поскольку жены (мужья), как известно, разделяют старшинство супругов.

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы без рассадки (стоя) и с рассадкой за столом согласно протокольному старшинству. Рассмотрим вначале виды дневных приемов.

«Бокал шампанского» («бокал вина»)– устраивается между 12 и 13

часами без рассадки за столом, продолжительность около часа. Гостям предлагаются, кроме шампанского, другие вина, соки, минеральная вода. В качестве закусок подаются канапе (маленькие бутерброды), орешки и т. д. Напитки и закуски разносят официанты (сотрудники из числа обслуживающего персонала). Это наиболее простой в подготовке и наименее почетный из всех видов приемов.

«Завтрак» – устраивается между 12 и 15 часами (обычно, в 12.30 или 13 часов) с рассадкой за столом. Продолжается обычно около часа за столом и около 20 минут – за кофе. Кофе (чай) может быть подан за тем же столом или в гостиной. Меню традиционно включаетодну-двехолодные закуски, горячие рыбное и мясное блюда и десерт. Могут быть предложены первые блюда (супы). Перед завтраком подается аперитив; к холодным блюдам – водка или настойки (охлажденные); к рыбе – белое охлажденное вино; к мясу

– красное вино комнатной температуры; к десерту – охлажденное шампанское; к чаю, кофе – ликер, коньяк.

На дневные приемы приходят в повседневном костюме, если форма одежды не указана в приглашении.

В протокольной практике особенно распространены вечерние приемы, традиционно считающиеся более почетными, нежели дневные.

Прием типа «коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Проходит стоя. В приглашении указывается время начала и окончания приема(17.00-19.00;18.00-20.00).Гости могут приходить и покидать прием в любой час указанного времени.

На приеме подаются налитые в бокалы коктейли. Их разносят официанты. Иногда устраивается бар-буфетсо спиртными напитками. Коктейльный стол не сервируется столовыми приборами. Могут быть пластмассовые или деревянные разовые палочки илимини-вилки,с помощью которых берут канапе и фрукты из коктейля.

«А ля фуршет». Подготовка и организация «а ля фуршета» соответствует приему типа «коктейль». Формальное отличие – в большем количестве предлагаемых закусок. Могут накрываться столы, подаваться горячие блюда (жюльены, горячие сосиски). Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят. Официанты лишь сменяют тарелки, следят за наличием блюд, наливают напитки и накладывают мороженое.

Форма одежды на «коктейле» и «а ля фуршете» повседневная, если иное не указано в приглашении. В обоих случаях, чтобы подчеркнуть

торжественность мероприятия, в конце приема может подаваться шампанское. Если прием проводится по случаю национального праздника, в честь высокого гостя, возможна организация небольшого концерта, выставки, показ фильма.

«Обед» – наиболее почетный вид приема. Он обычно начинается между 19 и 21 часами (но не позднее), длится2–2,5часа до ухода главного гостя. Проводится с рассадкой за столом. В силу своего высокого статуса требует тщательной подготовки, профессионального обслуживания. Меню в соответствии с национальными традициями включаетдве-трихолодные закуски, первое, горячие рыбное и мясное блюда, десерт. Порядок подачи напитков тот же, что и на завтраке. Нередко обед предполагает особую форму одежды (смокинг или фрак для мужчин, вечернее платье для женщин), о чем указывается в приглашении.

Прием «ужин» отличается от обеда лишь временем начала (21 час и позднее). В силу позднего времени в протокольной практике менее распространен, проводится иногда по случаю визита высокого гостяиз-занапряженности рабочей программы. На ужине обычно не подается первое блюдо.

По особо торжественным случаям иногда устраивают два приема подряд: сразу же после обеда проводится прием типа «коктейль» или «а ля фуршет».

«Обед-буфет» – разновидность приема типа «обед». Второе название – «шведский стол». Проводится в то же время, что и «обед», но менее почетен и более демократичен. Предполагает свободную рассадку гостей по4–6человек за столом или на креслах, диванах. Отдельно сервируется буфетный стол, расположенный посредине зала или у стены. Участники приема подходят к буфетному столу, наполняют свои тарелки и садятся по собственному усмотрению рядом с людьми, с которыми хотели бы пообщаться. Вина, коктейли и спиртные напитки также выставляются на буфетном столе, за которым стоят официанты, меняющие столовые приборы, блюда, наполняющие бокалы.

Для дам – супруг официальных лиц – устраивается вечерний прием «чай» («кофе») между16–18часами. В дипломатической практике, например, он проводится супругой министра иностранных дел или посла для жен послов и других официальных лиц, а также при нанесении прощальных визитов вежливости женами глав дипломатических представительств. В английском протоколе такой прием называют «five o'clock» (пять часов). Накрываются один или несколько столов с учетом числа приглашенных лиц, подаются сладости, фрукты, напитки.

Достаточно редко, но еще встречаются приемы типа «жур фикс», с французского – фиксированный день. Эти приемы еще называют «вторниками», «четвергами». Суть их заключается в том, что супруга официального лица назначает день и час недели, когда она ожидает гостей.

После летних отпусков в начале осенне-зимнегосезона один раз рассылается приглашение, действительное на весь сезон, если не последует особого уведомления. По форме и содержанию «жур фикс» напоминает прием типа «чай». К приему «жур фикс» относятся и другие мероприятия, для которых на значительный промежуток времени определяется конкретное время, например, кинопросмотры. Их посещение свободное, в зависимости от времени, которым располагают приглшенные.

Есть другие, менее распространенные виды приемов – литературные и музыкальные вечера, выезды на природу, рыбалку и т. д. По-своемуэксклюзивный вид приема для дипломатического корпуса принят в государственном протоколе России – «рождественская охота»; в Канаде устраивается прием по случаю «музыкального выезда на лошадях».

В международной протокольной практике нет обязательного правила устраивать ответные приемы. Однако они возможны. Так, по желанию зарубежных партнеров ответный прием может быть запланирован в программе визита.

При организации визитов на высшем уровне ответный прием гостем устраивается, как правило, в посольстве своей страны. На нем обязательно присутствуют высшие должностные лица принимающего государства. Согласно отечественному протоколу, это единственный случай приема в диппредставительстве, где присутствует белорусский президент.

Поскольку должностное лицо может быть поставлено перед необходимостью как присутствовать на различного рода официальных приемах, так и самому организовывать их, рассмотрим основные требования этикета, предъявляемые к обоим аспектам этого вида представительской деятельности. Заметим, что многими из этих требований можно руководствоваться и в повседневной жизни при организации семейных и дружеских встреч, приемов гостей.

1.2. Подготовка приема

Проведение приема требует тщательной подготовки, которая включает в себя: определение вида и времени проведения приема; составление списка приглашенных и заблаговременную рассылку приглашений; соответствующую подготовку помещения; составление плана рассадки за столом и печатание кувертных и рассадочных карточек, если речь идет о завтраке, обеде или ужине; составление меню и сценария проведения приема.

Выбор вида приема определяется характером события, которому он посвящен, финансовыми возможностями его устроителей, а также сложившимися протокольными традициями.Наиболее почетными видами приемов, подчеркивающими важность повода, являются: из дневных – завтрак, из вечерних – обед или ужин. Они обычно проводятся по случаю

визитов зарубежных гостей, а также в порядке повседневной дипломатической деятельности диппредставительств. Их подготовка требует значительных организационно-материальныхзатрат, специфика проведения (необходимость рассадки гостей) вынуждает ограничивать число приглашенных лиц, прежде всего со своей стороны.

Более просты в подготовке и демократичны по характеру проведения получившие в последнее время широкое распространение в международной протокольной практике приемы без рассадки (стоя) типа «коктейль», «а ля фуршет». Названные виды приемов позволяют значительно расширить круг приглашаемых гостей и демократизировать их содержание. Дипломатическим корпусом эти приемы проводятся по случаю национальных праздников.

В некоторых странах в особо торжественных случаях устраиваются два приема подряд: сразу же после обеда для особо важных персон проводится прием «коктейль» или «а ля фуршет» с более широким кругом гостей.

При определении даты приема важно помнить, что приемы не организуются в предпраздничные и нерабочие дни, а также в дни национального траура (назначенные ранее отменяются).

Приглашение на прием. При определении количественного и персонального состава гостей, приглашаемых на прием, следует исходить из важности события, которому он посвящен.Если прием проводится по случаю визита зарубежной делегации, необходимо учитывать уровень и характер отношений между партнерами.При этом, если делегация гостей представлена супружескими парами (парой), то и официальные лица принимающей стороны на прием приглашаются с супругами.

На прием в честь высокого гостя, находящегося с визитом в нашей стране, кроме сопровождающих его лиц (членов делегации) приглашаются посол страны гостя и старшие дипломатические сотрудники.

О времени и виде приема гости извещаются заранее приглашениями. Приглашения желательно отпечатать типографским способом. Имя,

фамилия приглашенного и его должность пишутся от руки или впечатываются в бланк. Супружеским парам посылается общее приглашение с указанием на первом месте имени официального лица. Приглашения пишутся от третьего лица с употреблением выражения «имеет честь пригласить» и не подписываются. В приглашениях на прием типа

«коктейль» или «а ля фуршет» указывается время начала и окончания приема

(см. приложение 4).

При направлении приглашения важному лицу лучше до его отправки по телефону осведомиться, приемлем ли назначенный день, а само приглашение рекомендуется послать с курьером.

В приглашении на торжественный прием может указываться форма одежды (дресс-код).В левом нижнем углу пишется: «white tie» (белый

галстук, что означает – фрак); «black tie» (черный галстук, т. е. смокинг); «ewening dress» – вечерняя одежда. Дамы должны быть в вечерних туалетах, хотя в приглашении это не указывается. В Англии иногда в приглашениях указывается «undress» – буквальный смысл – без одежды, что означает пожелание гостю быть в простом костюме. (Более подробно о дресс-кодебудет рассказано в 10. 4)

Проставленные внизу приглашения буквы RSVP означают просьбу подтвердить приглашение (repondez, s’il – просьба ответить). На приглашении, направленном VIP-персонепосле предварительной устной договоренности, буквы RSVP зачеркивают и вместо них пишут «p. m.» (pour memoire – для памяти). Если на приглашении указан номер телефона, ответ можно дать по телефону. Кстати, японцы, рассылая приглашения, прилагают открытку с обратным адресом. На ней достаточно подчеркнуть слово «благодарю» или «сожалею» и бросить в почтовый ящик. Нежелательно отвечать на приглашение визитной карточкой, в некоторых странах это считается нетактичным.

При подготовке приглашения не лишним будет уточнить семейное положение, точный адрес приглашенного, удостовериться, не изменился ли его служебный статус. Эти, казалось бы, мелочи позволят избежать неприятных недоразумений.

Приглашение направляют за две-тринедели до приема. Ответ на него обязателен независимо от того, принято приглашение или нет.При отказе принять приглашение благодарят за оказанную честь и мотивируют отказ (см. приложение 4). При этом следует исходить из того, что чем выше положение лица, устраивающего прием, тем раньше отправляется ответ на его приглашение.Обычно ответ принято давать через 3–5 дней после получения приглашения.

Оборудование помещения для приема. Выбор места и оборудование помещения для приема являются существенным этапом в его подготовке. Особенно это касается приемов, проводимых дипломатическими представительствами за рубежом. Если прием проводится в резиденции посла или в посольстве, то приглашенные на него гости как бы оказываются на территории государства хозяев. Чаще, однако, посольства устраивают приемы в арендованных помещениях местных ресторанов с хорошей кухней и обслуживанием. Организаторы в таком случае обязаны подумать о размещении национальных флагов, а нередко и портретов глав обоих государств. В особо торжественных случаях (прием в честь главы государства) может быть приглашен оркестр для исполнения гимнов страны гостя и страны пребывания, а также торжественного марша по окончании приема. На таких приемах нередко организуются концерты, исполняется национальная музыка. Соответственно и помещение должно отвечать формату приема такого уровня. Несомненно, проведение приемов у себя на родине упрощает выполнение этих требований.

Для проведения приема с рассадкой желательно иметь два зала: один для сбора гостей, другой для банкета. В первом зале (аванзале) ставят кресла, низкие столики, на которые можно положить сигареты, расставить пепельницы. Здесь собираются приглашенные до начала приема и прихода главного гостя. Столы накрываются во втором, основном зале приема. Иногда на больших приемах для наиболее видных гостей отводится отдельный зал, который, однако, не должен быть изолирован от остальных помещений, или место в зале. Долг хозяина дома (приема) – найти время, чтобы обойти все залы и оказать внимание всем приглашенным.

При проведении приема без рассадки гостей можно ограничиться одним залом.

Немаловажным требованием является соответствие размеров помещения количеству приглашенных. В тесном зале при большом скоплении гостей организаторы рискуют оставить впечатление, что их желания не соответствуют возможностям. Впечатление от приема будет утеряно. Также не стоит приглашать небольшой круг гостей в просторный банкетный зал, размер которого помешает создать уютную обстановку, располагающую к непринужденной беседе.

Рассадка на приеме. Рассадка за столом на приемах типа «завтрак», «обед», «ужин» осуществляется в соответствии с общепринятыми протокольными нормами, главная из которых – строгое соблюдение принципа старшинства гостей с точки зрения их служебного положения и общественного статуса.Среди дипломатов определение старшинства сложности не вызывает. Ориентиром здесь являются дипломатические ранги, а при равных рангах – время пребывания в стране. Сложнее определиться в иерархии политических и общественных деятелей, представителей бизнеса, церкви, культуры, прессы. Во избежание ошибок в рассадке не будет лишним проверить их старшинство в Службе государственного протокола Министерства иностранных дел Республики Беларусь или в соответствующем ведомстве.

При рассадке гостей придерживаются следующих протокольных правил:

места, ближайшие к хозяйке и хозяину, считаются самыми почетными. Чем

дальше место от этих лиц, тем оно менее почетно. Место по правую руку почетнее места по левую руку. Первыми по правую руку от хозяина рассаживают женщин, от хозяйки – мужчин. Затем места чередуются: рядом с женщиной сажают мужчину и наоборот. На приеме, где присутствуют только мужчины, почетному гостю может быть предложено место за столом напротив хозяина. Пространственно почетное место располагается напротив входной двери; если дверь находится сбоку – почетное место напротив окна, выходящего на улицу.

Женщине не отводят место рядом с женщиной, а мужу – с женой. Два иностранца из одной страны не должны сидеть вместе. Женщине не предлагают место в торце стола, если напротив не сидит мужчина. Замужняя женщина занимает место в соответствии со старшинством своего супруга. Вдовы сохраняют статус мужей. Замужние женщины имеют старшинство выше разведенных, а также молодых девушек, если только последние не обладают преимуществом в силу своего официального положения. Соблюдение этих правил важно и на чисто женских приемах. К слову, традиция предоставлять почетные места женщинам и важным гостям принадлежит древним скандинавам.

Муж женщины, занимающей официальное положение, садится среди мужчин соответственно статусу супруги, если только его положение

(титул, почетное звание и т. д.) не дают права на более почетное место. Однако в дипломатическом протоколе эта привилегия на мужа послаженщины распространяется не полностью. Его старшинство за дипломатом, который выполнял бы обязанности временного поверенного в делах в случае отсутствия посла.

Есть небольшая деталь: гостя-левшуобычно усаживают в торце стола, что зрительно делает эту особенность менее заметной при пользовании столовыми приборами.

При опасении, что кто-тоиз гостей может воспринять предложенное место в торце стола как ущемление его протокольных прав, хозяйка и хозяин могут сами занять эти места.

Общепринято при равном статусе преимущество иностранных гостей перед гражданами своей страны. Применительно к дипломатической практике из этого следует, что в доме иностранного дипломата преимущество имеют глава правительства государства пребывания, председатели палат парламента и министр иностранных дел. В доме министра иностранных дел иностранные послы имеют преимущество перед названными официальными лицами страны аккредитации.

Члены семьи хозяина уступают старшинство гостям.

При рассадке на приеме по случаю визита зарубежной делегации необходимо учитывать знание иностранных языков сидящими рядом с гостями. Не исключено приглашение переводчиков, которые обычно также сидят за столом, но могут находиться и позади кресел хозяина и главного гостя.

После или во время какого-либодвустороннего совещания или переговоров возможна рассадка на завтраке, обеде или ужине одной делегации напротив другой.

Для облегчения работы по составлению схемы рассадки на приеме уместно составить два списка гостей согласно их старшинства: список гостей-иностранцеви списокгостей-соотечественников.Затем оба списка сводятся в один в порядке предполагаемой рассадки гостей в соответствии с вышеприведенными протокольными правилами(возможные схемы рассадки см. в приложении 5).

Трудности в рассадке могут быть устранены путем установки двух столов – с хозяином во главе одного стола и хозяйкой во главе другого. При этом мужья и жены рассаживаются за разными столами.

При проведении приемов с большим числом приглашенных неизбежны сложности с предоставлением гостям мест согласно их статусу. Это предполагает взаимную деликатность организаторов мероприятия и его участников. Первые должны неукоснительно соблюсти главное правило рассадки: самые почетные места занимают самые почетные гости. Его нарушение может быть расценено как сознательная демонстрация пренебрежения к статусу гостя, а в случае с иностранными гостями – и к государству, им представляемому.*

Приведенный пример, конечно, не означает, что всякое несоответствие протокольным условностям официальное лицо должно рассматривать как попытку умышленного нанесения оскорбления своему престижу, требующую соответствующей реакции. Нередко оно объясняется банальными организационными огрехами.

Помимо соблюдения приведенных правил устроителям приема нелишне учесть степень коммуникабельности отдельных гостей, личные отношения сидящих рядом, их «совместимость». От этого во многом зависит комфортность состояния приглашенных лиц.

*______________

Протокольной практике известен случай достаточно резкой реакции на такого рода отступление от общепринятых правил. Французский посол в США Э. Альфан, являвшийся главным гостем в доме сенатора на обеде, на который были приглашены другие официальные лица, отказался занять недостаточно почетное, по его мнению, место за столом. Дипломат заявил, что как частное лицо он мог бы сидеть и под столом, но как представитель государства он рассчитывает на более уважительное к себе отношение. Хозяин дома разрядил обстановку, усадив посла по правую руку от себя.

Для обозначения мест за столом организаторы приема печатают

рассадочные и кувертные карточки – небольшие прямоугольные листки из плотной бумаги с напечатанными на них фамилиями участников приема. В

аванзале, где собираются гости и подается аперитив, или перед входом в банкетный зал на небольшом столике помещается план рассадки. Соответственно с планом каждое место за столом обозначено кувертной карточкой, обычно положенной на самый высокий бокал. На приемах с большим числом гостей используются специальные карточки со словами

«Ваше место за столом» и соответствующим обозначением (см. приложение

6). Иногда на приеме с присутствием дамгостю-мужчинеможет быть

вручена карточка, на которой напечатана фамилия женщины, в паре с которой он должен проследовать из гостиной в зал приема. Знакомство с планом рассадки и ориентир в виде кувертной карточки позволяют гостям без труда найти свои места за столом.

Составление меню и сценария проведения приема. Составляя меню,

необходимо учитывать вкусы гостей, их культурные и религиозные традиции. Однако общепринятые правила соблюдаются неукоснительно (чередование блюд, соответствие напитков закускам и т. д.). Современная международная практика эволюционирует в сторону упрощения (удешевления) приемов: ограничивается подача спиртных напитков, слишком дорогих блюд. Вместе с тем очевидно стремление устроителей придать проводимым мероприятиям национальный колорит.

Для сервировки стола желательно пригласить квалифицированного специалиста или, во всяком случае, компетентного в этом человека.

Сценарий приема продумывается заранее. Предусматривается место встречи гостей хозяевами в аванзале. Выделяются сотрудники для встречи гостей у подъезда или в вестибюле. Распределяются обязанности присутствующих на приеме работников устраивающей прием организации (учреждения). Это особенно важно для приема «коктейль» или «фуршет». Здесь целесообразно закрепить за каждым гостем кого-тоиз принимающей стороны. При этом представитель хозяев должен весьма корректно оказывать внимание гостю (беседовать, знакомить с присутствующими, наливать напитки, предлагать закуску) с тем, чтобы не быть слишком назойливым, не сковывать гостя.

Если прием помимо собственно угощения предполагает проведение концерта, выставки, показ кинофильма и т. д., необходимо позаботиться об их органичном включении в общий сценарий мероприятия.

Меню, время и очередность подачи отдельных блюд, график перерывов в ходе обслуживания для выступлений с речами и тостами заранее согласовываются с обслуживающим персоналом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: