Взаимодействие — основа построения образовательной среды




Характеристика предметно-развивающей среды

 

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

 

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

 

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

 

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В любом случае (детский сад, школа, вуз) образовательная среда должна быть:

— обучающей,

— развивающей,

— воспитывающей,

— информативной,

— экологичной,

— эстетичной,

— диалоговой,

— гуманной,

— одухотворяющей.

 

Взаимодействие — основа построения образовательной среды

Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая пред­ставляет собой «непосредственное социальное окружение челове­ка — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы».

Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и че­ловека. Они пишут, что среда оказывает влияние на развитие лич­ности, а человек, как активная творческая, деятельная личность, может преобразовать и изменить среду. А поскольку человека можно рассматривать в качестве определенной модели, то среда, выступающая как другая модель, может взаимодействовать с ним.

При взаимодействии создается новое объединение, не похожее на прежнее. Чаще взаимодействие происходит между людьми, поэтому основой создания среды можно считать взаимодействие. Человек сам ищет тех, с кем ему хочется быть, участвовать в оп­ределенных совместных действиях. Число участников такого взаи­модействия может быть разным: от одного и более. Философ В. С. Библер подчеркивает, что процесс формирования «социума свободных индивидов представляет собой «мощное общение» и является двигателем коллективного развития. Поэтому общение между людьми является определенным видом взаимодействия. Философ пишет о большой роли малых групп в будущем. В такой среде (или малой группе) индивид неповторим и имеет возмож­ность работать наедине с собой. Работу наедине с собой можно также рассматривать как особый вид взаимодействия, который создает определенную среду. В. С. Библер считает, что это и «но­вое одиночество, и новый вид соучастия».

Таким образом, основой создания среды является взаимодей­ствие. Поэтому с позиции личностно-ориентированного подхода при рассмотрении явлений действительности, опираясь на гума­нистические идеи, мы считаем, что среда — это добровольное, сво­бодное образование участников, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реали­зовать свои возможности, проявлять творческую индивидуаль­ность во взаимодействии.

Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» учащихся в такие ситуации, как соучастие в коллективной рабо­те, оказание внимания сверстникам и др. На одном из учебных занятий детям было предложено составить рассказ по картинке «Экскурсия». Нами были получены сочинения следующего типа: «Дети пошли с учительницей в лес. Там они увидели белку. Ребя­та угостили ее орехами. Экскурсия понравилась».

Затем учащиеся стали работать группами по четыре человека. Каждый участник творческой группы должен был принять по­сильное участие в составлении рассказа.

Обнаружилось явное пре­имущество коллективной формы работы. Вот что сообщил Юра К.: «В нашей группе работали все. Сначала мы составили план, а потом вместе думали и написали такой рассказ: «Насту­пила зима. Облетели листья с деревьев. Они стоят в снегу и по­крылись инеем. Увидели ребята пушистую белку и дали ей орехов. Белочка грызла с удовольствием. Ребята были довольны. Всем было весело и интересно».

Таким образом, создание ситуаций соучастия развивает иници­ативу, творчество школьников, способствует организации атмо­сферы доброжелательности и защищенности.

Организовать ситуацию проявления внимания можно включе­нием учащихся в игры на переменах, проведением внеклассных клубных занятий (типа «Дружба начинается с улыбки»). Включе­ние школьников в различные воспитывающие ситуации создает основу для тесного взаимодействия и моделирует среду на дли­тельное время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: