Экологизация образовательной среды




Формирование и развитие человека во многом зависят и от природного окружения, от совокупности предметов и явлений природы, которые включены в сферу деятельности человека, со­ставляют необходимое условие существования и развития челове­ческого общества. Они оказывают влияние не только на развитие отдельных отраслей хозяйства, но и на самих людей, на обычаи и нравы народов, на их темперамент.

Многие выдающиеся ученые и педагоги указывали на огромное воспитательное значение общения детей с природой. К. Д. Ушин-ский в воспоминаниях о пребывании в Новгородсеверской гим­назии писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестнос­ти городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт име­ет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»

Детство... Личность... Общество... Три масштабных понятия, которые тесно связаны, составляют основу друг друга и входят в научное мировоззрение экологии детства. Ребенок стоит на пер­вом плане, так как, начиная с детства, он сам «работает» над сво­ей личностью, впитывая в себя окружающую действительность. И тем полноценнее разовьется личность, чем внимательнее будут ее воспитатели и чем благоприятнее будет окружающая среда в пла­не психическом, физическом, эмоциональном и прежде всего в экологическом.

Экологически чистая среда воспитания ребенка представлена тремя компонентами.

1. Естественно-природный. Воспитание приближено к самой природе, учитывая психофизиологические особенности развития организма ребенка. Развивать мышление детей, укреплять ум­ственные силы ребенка среди природы — это требование есте­ственных закономерностей развития детского организма, утверж­дал В. А. Сухомлинский. В самом процессе осмысленного общения с неразрушенной природой человек воспринимает и усваивает ее созидательный и гармоничный ритм, настраиваясь на аналогич­ную волну. Это служит одним из действенных способов восприя­тия действительности и оказывается важнейшим фактором дина­мического целостного мироощущения, необходимого для творческого развития личности (Э. В. Гирусов, Е. Д. Никитин).

2. Социальное окружение ребенка, способствующее освоению им новых видов деятельности, социальных ролей, формирует отно­шения с людьми. По мере взросления ребенка его окружение рас­ширяется, тем самым компоненты воспитательной среды есте­ственно меняются с течением времени. Необходимым условием сохранения режима благоприятного средового развития являются поддержка и сохранение взаимодействия между людьми сущест­вующими институтами социализации, «мирами детства» (У. Брон-фенбреннер), домом, школой, группой сверстников, местом работы. Если ребенок ощущает ненужность, небезопасность в нескольких мирах одновременно, или если «миры» пребывают в состоянии войны между собой, то дисгармония в сфере экологического ок­ружения личности приведет к утрате ощущения сопричастности, отчуждению ребенка. Учреждение системы образования может выступить интегратором «миров» детства развивающейся лично­сти ребенка.

3. Пространство культуры, выступающей системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и приро­ды. Развитие личностного мира ребенка осуществляется путем восхождения от индивидуального к духовно-практическому опы­ту человечества с целью воспитания человека культуры, способ­ного к самоопределению и продуктивной ноосферной деятельности по воспроизводству природно-культурной среды, с опорой прежде всего на национальную культуру.

В основе организации экологически чистой среды воспитания лежит совокупность принципов формирования ответственного отношения к природе:

— единство сознания, переживания и действия;

— прогностичность;

— дополнительность;

— междисциплинарность;

— взаимосвязь глобального, регионального и локального уров­ней рассмотрения экологических проблем.

Целеполагание экологически чистой среды воспитания — ста­новление субъектности воспитанника, включающей осуществление культурной идентификации, социальной адаптации, творческой самореализации, формирование целостной природно-социально-культурной картины мира. Экологически чистая природно-соци-альная среда воспитания способствует развитию и саморазвитию сущностных природных свойств ребенка в их единстве и целостности.

Проблемами формирования здоровой среды занимается валео-логия (педагогика здоровья).

 

Решение практических задач валеологии в школе предполага­ет предварительное их теоретическое осмысление. Построение теоретических конструкций (концепций, программ) требует уточ­нения используемой терминологии. В этом отношении не суще­ствует однозначного понимания терминов «образовательная сре­да» и «валеологизация».

При определении понятия «образовательная среда» можно ис­ходить из теоретического исследования, проведенного в 1931 г. известным педагогом М. Я. Басовым. Это исследование было вы­соко оценено в 70-е годы М. Г. Ярошевским как системное и ме­тодологически выверенное Под средой, по определению М. Я. Ба­сова, нужно понимать «отрезок действительности, в связи с которым живет человек» и «отношения с которым являются жиз­ненно значимыми для него». Басовым же выделяются и различ­ные типы среды, «когда для некоторого множества отдельных индивидуумов среда в основе своей складывается из одних и тех же общих элементов и при одинаковой их структуре».

Исходя из этого определения под образовательной средой можно понимать сово­купность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования.

Такое определение позволяет рассматривать образовательную среду целостно, включая в качестве ее элементов (значимых имен­но для сохранения здоровья школьников) организацию процесса обучения и воспитания (учебный план, расписание занятий, дли­тельность уроков и перемен и т. д.), методы и формы обучения, психологический фон уроков, санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим учащихся, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процеду­ры в течение дня.

При рассмотрении диады «образовательная среда — ребенок» часто постулируется адаптация среды к ребенку, т. е. создание оптимальных условий обучения и воспитания. Не отрицая необ­ходимости и гуманности подобной адаптации, необходимо при­знать, что создание идеальных условий при массовом обучении невозможно как в силу объективных причин (материально-техни­ческое оснащение школ, управление), так и в силу многообразия индивидуальных особенностей обучающихся. Актуальна, таким образом, и адаптация ребенка к образовательной среде, но не за счет нивелирования его личностных свойств, что зачастую проис­ходит в условиях современных школ, а за счет повышения резер­вов его психического и физического здоровья. Таким образом, процесс оптимизации системы «образовательная среда — ребенок» двунаправлен. Именно такую взаимоадаптацию, оптимизацию системы «образовательная среда — ребенок», направленную на полноценное, «здоровьесберегающее» развитие школьника и мож­но обозначить термином «валеологизация». Строго научным язы­ком надо говорить о валеологизации системы «образовательная среда — ребенок», но учитывая, что ребенок сам является неотъем­лемой частью образовательной среды, погружен в нее, а не про­тивопоставлен ей, правомочно говорить о валеологизации обра­зовательной среды.

Из многофакторного понимания образовательной среды выте­кает необходимость комплексной валеологизации.

Существует множество точек зрения на то, стоит ли проводить валеологизацию только психолого-педагогическими средствами, или же преимущественно физиолого-гигиеническими. На наш взгляд, искусственное отделение гигиенических аспектов валеоло­гизации от психолого-педагогических необоснованно и снижает эффективность валеологизации. Более того, на начальных этапах валеологической деятельности в школе этот аспект должен пре­валировать, так как отрицательное воздействие физических пара­метров образовательной среды на здоровье детей можно устранить в достаточно короткие сроки. К тому же оценка и коррекция са­нитарно-гигиенических условий позволяет педагогу-валеологу на основе практической деятельности наладить первичный контакт с администрацией, педагогическим коллективом.

Санитарно-гигиеническая оценка и коррекция может быть проведена не на техническом, а на педагогическом уровне. Для этого возможно создание санактива, в который могут войти уче­ники всех ступеней обучения. Под руководством педагога-валео-лога и заведующих кабинетами дети оценивают освещенность, проветривание кабинетов, качество уборки, параметры размеще­ния школьной мебели. Коллегиально, на основе санитарно-гиги­енических норм решается, в чем должна состоять коррекция фи­зических параметров образовательной среды. По итогам работы члены санактива отчитываются перед педагогическим коллективом.

В качестве ведущего условия эффективной валеологизации выступает формирование валеологических убеждений учителей, но именно эта деятельность является для педагога-валеолога наи­более сложной. Каждый учитель, особенно со значительным ста­жем работы, имеет свою собственную систему профессиональных и личностных ценностей, сложившийся стиль общения с учени­ками, предпочитаемые технологии обучения. Более того, в среде учительства часто существует неосознаваемая установка, которую можно обозначить «Я-сам-учу-и-знаю-как-надо». В результате прямое требование изменения профессиональных приоритетов может привести к отторжению валеологических знаний.

Недостаточно эффективно и абстрактное перечисление негативных по­следствий традиционного обучения для здоровья детей, так как оно не затрагивает, как правило, эмоционально-волевую сферу личности учителя.

Для формирования валеологических убеждений педагогов наи­более приемлем подход, который можно обозначить как экзистенциально-валеологический. Именно на экзистенциально-валеоло-гическом уровне строит свое общение с педагогами валеолог Ростовского ИПК и ПРО В. Е. Кайма. Концентрация на смысле и ценностях жизни, на достойных целях, на выборе между добром и злом позволяет акцентировать внимание на мировоззренческих проблемах здоровья, затрагивающих глубинные ценности каждо­го человека независимо от его профессиональных интересов. При­знание ее деятельности со стороны педагогов Ростовской облас­ти очевидно. Однако решение личных проблем здоровья учителя должно непосредственно переходить в собственно валеолого-пе-дагогическую проблематику.

В условиях школы целесообразно проводить обучение учителей посредством систематических творческих семинаров. В начале семинара осуществляется актуализация выбранной темы с помо­щью тестовых заданий, игровых ситуаций, совместно с учителя­ми решается та или иная проблема личного оздоровления, после чего эта же проблема рассматривается с профессиональной (пе­дагогической) точки зрения.

Преимуществом такого обучения является то, что у учителя есть возможность «прожить», интериоризировать полученные знания, в том числе и на своих уроках. Каждый следующий семинар на­чинается с обмена мнениями о том, что удалось осознать и при­менить на практике.

Методическая работа с учителями, являясь, бесспорно, приори­тетным направлением, не исчерпывает деятельности педагога-ва-леолога в школе.

Значима также просветительская деятельность среди родителей. Они, как правило, настроены позитивно на информацию о сохра­нении здоровья детей, но эмоционально-личностное общение с аудиторией, находящейся строго в ролевой позиции «родители»,

затруднено. Это предъявляет особые требования к подбору и по­даче нужной информации. Способом привлечения родителей к практической оздоровительной деятельности (что также актуали­зирует их роль в процессе сохранения и укрепления здоровья ре-' бенка, особенно в начальных классах) могут служить праздники здоровья, спортивные состязания с участием семьи, привлечение родителей к проведению несложных процедур валеологической диагностики.

Весьма важно уделить внимание проверке рабочих мест уча­щихся, ведь они сидят на них годами. Если ученик окажется на патогенной точке, он обречен на нездоровье. В наши дни издано немало литературы по биолокации.

Локация осуществляется с помощью металлических рамок из неомагничивающегося материала. Чаще всего рамки делают из меди, алюминия, латуни, бронзы или нержавеющей стали (она тоже не поддается воздействию магнита). Наиболее распростра­нены Г-образные рамки. Меньшее ее плечо должно иметь длину 15—20 см, большее — 40—60 см. Толщина проволоки 2—3 мм. При большей толщине рамки слишком тяжеловесны, при меньшей недостаточно реагируют на энергосиловую сетку Земли.

Техника работы с биорамками проста. Оператор (каждый пя­тый житель планеты это может делать без предварительного обу­чения) берет в руки рамки за меньшие их концы, но не зажимает, а держит по принципу «руки-шарниры». Во избежание зажимания на начальном этапе тренировок можно использовать в качестве шарниров либо резиновые шланги, либо пластмассовые шарико­вые ручки. Длинные концы рамок должны находиться в горизонталь­ном положении.

Там, где находится геопатогенная зона, рамки займут непарал­лельное положение (сойдутся или разойдутся под тем или иным углом). Чем больший угол образуют пересекающиеся длинные плечи рамок, тем опаснее зона. В отдельных точках, наиболее опасных для здоровья человека, рамки как бы «зашкаливает»: они выворачиваются «наизнанку» или сходятся у груди биолокатора.

Биолокационную съемку необходимо провести на площади всей классной комнаты (можно даже составить план геопатогенных линий и пятен, чтобы не забыть о них в будущем). Рабочие места, приходящиеся на пересечение геопатогенных силовых ли­ний Земли (сетка Хартмана) и на патогенные пятна, не должны быть заняты учащимися. Если же наполняемость класса так вели­ка, что не допускает за столами пустых мест, классный руководи­тель должен еженедельно менять их «хозяев». В противном случае, как показывают наши исследования, учащиеся, постоянно сидя­щие на геопатогенных точках, имеют сниженный иммунитет, чаще других подвергаются простудным и инфекционным заболевани­ям, сонливы, плохо учатся, невнимательны, быстро утомляются. В экстремальном же варианте «хозяева» патогенных рабочих мест обречены на онкологические заболевания.

Валеологизация образовательной среды невозможна без актив­ного участия в этом процессе администрации школы. В случае, если администрация занимает позицию стороннего наблюдателя за деятельностью педагога-валеолога, эффективность валеологизации образовательной среды окажется крайне низкой. Оптималь­ным вариантом является, на наш взгляд, присвоение педагогу-валеологу статуса заместителя директора.

Значительный вклад в изменение профессиональных приори­тетов администрации школ должны вносить ИПК и ПРО и мето­дические службы отделов образования. Сейчас же зачастую валеологическая деятельность в школе рассматривается не как сущностное условие повышения эффективности образовательного процесса, а как желательная, но необязательная дополнительная функция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: