Инфологическая модель данных




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы, также увеличился объем обрабатываемой информации. И возникла объективная необходимость автоматизировать большую часть сферы человеческой деятельности.

Для автоматизации обработки данных в начале 70-х годов были предложены программы, специально предназначенные для управления данными – системы управления базами данных (СУБД).

В самом общем смысле база данных – совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объекта и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области. В базе данных может храниться множество таблиц с однотипными записями. Один из типов баз данных - это документы, набранные с помощью текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - файлы электронных таблиц, объединяемые в группы по характеру их использования.

С ростом популярности СУБД в 70-80-х годах появилось множество различных моделей данных. У каждой из них имелись свои достоинства и недостатки, которые сыграли ключевую роль в развитии реляционной модели данных, появившейся во многом благодаря стремлению упростить и упорядочить первые модели данных.

В зависимости от способа установления связей между данными с компьютерно–ориентированным описанием на языке конкретной СУБД, разрабатывались различные модели логической организации данных: иерархическая, сетевая и реляционная.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-систем автоматизации проектирования, средств администрирования и защиты баз данных и других.

От правильного набора инструментальных средств создания информационных систем, определения подходящей модели данных, обоснования рациональной схемы построения баз данных, организация запросов к хранимым данным и ряда других моментов во многом зависят эффективность функционирования разрабатываемых систем. Все это требует осознанного применения теоретических положений и инструментальных средств разработки баз данных и информационных систем.

 


1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

 

Сфера деятельности почтовых отделений характеризуется большими массивами информации и объёмом выполняемых работ.

Задача почтовых отделений заключается в своевременной доставке газет, журналов, писем, телеграмм, бандеролей жителям своих районов. Для этого им необходима единая информационная система, в которой будет отслеживаться поступление и последующая доставка всех писем, телеграмм и бандеролей населению и различным организациям, а также доставка газет и журналов по подписке на потовых отделениях населению и организациям. Качество и своевременность доставки писем, телеграмм и бандеролей будет зависеть от того, насколько продуманы каналы обмена ими между почтовыми отделениями и непосредственная их доставка получателям. А доставка газет и журналов жителям и организациям, которые подписались на их получение, зависит от своевременного заказа необходимых газет и журналов на типографиях, оплаты и доставки их на почтовые отделения, а также от своевременной их доставки получателям.

 


2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

2.1 Объект и назначение разработки

 

Объектом разработки является база данных для почтовых служащих, работающих в единой системе почтовых отделений. Она должна отображать весь перечень газет и журналов, которые имеются на подписку, данные подписчиков на эти газеты и журналы, а также прием и отправку писем, посылок и бандеролей.

В базе данных должны храниться сведения о газетах и журналах, поступающих в почтовое отделение, и подписка на определенные издания. Учет приема и отправки писем и бандеролей.

Цель моей работы заключается в проектировании и разработке системы управления базой данных «Почтовые отделения». Разрабатываемая мною база данных может быть использована для создания единой информационной системы почтовых отделений. В ней можно будет отслеживать пересылку писем, бандеролей, подписки на газеты и журналы.

Достижение цели осуществляется посредством комплекса задач:

- проектирование и создание таблиц для хранения данных;

- ввод данных;

- разработка других элементов базы, предназначенных для просмотра, редактирования и вывода информации.

Сведения о газетах и журналах должны включать в себя следующую информацию:

- уникальный шифр издания;

- название газеты или журнала;

- Ф.И.О. редактора газеты или журнала.

Сведения о подписке, должны содержать:

- Код подписки;

- Шифр издания;

- Название газеты или журнала;

- Личные данные подписчика;

- Срок подписки, с учетом стоимости.

Также в этой базе данных должны храниться сведения о принятых и отосланных письмах и бандеролях. Они должны включать:

- Код операции;

- Вид операции:

1. Прием;

2. Отправка.

- Вид приема или отправки:

1. Посылка;

2. Письмо;

3. Бандероль.

- Данные отправителя;

- Данные получателя;

- Ценность;

- Вес с учетом стоимости;

- Отчет о получении и выдаче.

Основными задачами СУБД будет являться:

1. Учет приема и отправки писем, посылок и т.д.;

2. Получение информации по коду операции;

3. Получение информации о газетах и журналах для подписки;

4. Учет подписчиков и срока подписки;

5. Получение сведений о подписке по коду подписки.

 

2.2 Требования к СУБД

 

1. База данных должна обеспечивают возможность получения:

а) информации об оказанных услугах почтовой связи;

б) информации о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи;

в) информации о почтовых отправлениях.

2. Создаваемая базы данных о пользователях услугами почтовой связи и базы данных об оказанных услугах почтовой связи должны соответствовать оборудованию почтового отделения, в том числе и программному обеспечению, обеспечивающему выполнение установленных действий.

3. Из базы данных о пользователях услугами почтовой связи обеспечивается возможность получения информации о пользователе услугами почтовой связи и о почтовом адресе пользователя услугами почтовой связи по персональным данным и (или) почтовому адресу.

4. Из базы данных об оказанных пользователям услугах почтовой связи обеспечивается возможность получения информации об оказанных услугах почтовой связи по персональным данным и (или) почтовому адресу пользователя услугами почтовой связи.

5. Контроль почтовых отправлений осуществляется в процессе их обработки в сетях оператора почтовой связи. При передаче почтовых отправлений в упаковочной таре (мешках, ящиках и другой упаковочной таре), должна учитываться плата за вес и упаковку отправления.

6. В сетях почтовой связи, включая объекты почтовой связи, обеспечивается защита от несанкционированного доступа персонала, обслуживающего сети почтовой связи.

7. Исключение избыточности в данных.

 

2.3 Выбор среды разработки

 

В соответствии с поставленными задачами и требованиями, одной из СУБД позволяющей разработать БД почтового отделения, является Microsoft Visual FoxPro. Удобство использования и мощность встроенных средств делает диапазон информационных систем, построенных с применением FoxPro, весьма широким – от локальных разработок для домашнего применения до серьезных профессиональных проектов, распределенных по сети баз данных, включающих сотни тысяч записей и сложнейшие правила обработки данных.

СУБД VFP поддерживает реляционную модель представления данных. Она функционирует под управлением операционных систем Windows 98, Windows XP и выше. СУБД VFP имеет стандартизованный интерфейс приложений Windows. В ней реализованы возможности программирования с использованием структурированного языка запросов Structured Query Language (SQL).

VFP поддерживает традиционные для офисных приложений механизмы связывания и встраивания объектов Object Linking and Embedding (OLE) и динамического обмена данными Dynamic Data Exchange (DDE).

Большинство действий по работе с элементами баз данных можно выполнить с помощью следующих средств: команд основного меню, кнопок панелей инструментов, команд контекстного меню и комбинаций клавиш, диалогового окна Command.

База данных является основным компонентом проекта приложения. К основным элементам базы данных можно отнести таблицы, запросы, отчеты, макросы и модули.

Для работы с БД имеется стандартное окно, из которого можно вызвать любой ее объект для просмотра, выполнения, разработки или модификации. Пользователь может для работы с БД разработать свой интерфейс, основу которого обычно составляют формы.

 

2.4 Требования к аппаратному обеспечению

 

Так как разработка базы данных производится на Microsoft Visual FoxPro, которая является высокопроизводительной СУБД, для функционирования её необходимы минимальные требования системы:

- Операционная система не ниже Windows 98;

- Процессор с частотой обновления не менее 2 Гц;

- 512 Мб физической памяти;

- Не менее 300 Мб доступного пространства на локальном диске.

 

2.5 Основные этапы проектирования базы данных «Почтовое отделение»:

 

1. Общее проектирование системы;

2. Проектирование структуры данных: выбор полей для включения в таблицы;

3. Проектирование и связывание таблиц;

4. Проектирование полей: правила ввода данных и проверки допустимости их значения;

5. Проектирование запросов;

6. Проектирование форм и отчетов;

7. Проектирование средств автоматизации: создание меню.

 

Инфологическая модель данных

 

Информационно-логическая модель отображает данные предметной области в виде совокупности информационных объектов и связей между ними. Эта модель представляет данные, подлежащие хранению в базе данных. При разработке модели данных могут использоваться два подхода. В первом подходе сначала определяются основные задачи, для решения которых строится база, и выявляются потребности задач в данных. При втором подходе сразу устанавливаются типовые объекты предметной области. Наиболее рационально сочетание обоих подходов. Это связано с тем, что на начальном этапе, как правило, нет исчерпывающих сведений обо всех задачах.

База данных «Почтовое отделение» содержит следующие сущности:

1. Сущность «Операция» - содержит информацию о проведенных операциях: код операции и вид: прием, отправку почты, или подписку на прессу;

2. Сущность «Получение» - содержит информацию о полученной почте: код операции, вид получения, данные отправителя и получателя, вес и ценность;

3. Сущность «Отправка» - содержит информацию об отправленной почте: код операции, вид отправки, данные отправителя и получателя, вес и ценность;

4. Сущность «Подписка» - содержит информацию о произведенных подписках на газету или журнал: код операции, код подписчика, шифр издания, срок и стоимость подписки.

5. Сущность «Подписчик» - содержит информацию о подписчике, а именно: код подписчика, Ф.И.О и адрес.

6. Сущность «Издание»- содержит информации о газетах и журналах доступных для подписки: шифр издания, название газеты или журнала, цена.

 

 

Рис.1. Инфологическая модель БД «Почтовое отделение».

Связь «получает» - М:1-несколько получений, являются лишь одной операцией получения.

Связь «отправляет» - М:1-несколько отправлений, являются лишь одной операцией отправления.

Связь «подписывает» - М:1-несколько подписок, являются лишь одной операцией подписка.

Связь «подписывается» - 1:М - один подписчик может оформить несколько подписок.

Связь «заказывает» - 1:М – на одно издание можно оформить несколько подписок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: