Экономические эффекты налогообложения - способы воздействия налогообложения на поведение налогоплательщиков. При введении нового налога некоторые лица меняют свое экономическое поведение с целью минимизировать его влияние.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [См.: 2, 13].
1. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина
9) водный налог.
2. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
|
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
3. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
|
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Классификация налогов приведена в Приложении 1.
Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов [См.: 2, 14].
|
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.
В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:
1. По объекту обложения:
- налоги с дохода (прибыли);
- с имущества;
- при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;
- при экспорте и импорте товаров.
2. По субъекту обложения:
- с юридических лиц;
- с физических лиц.
3. По механизму формирования:
- прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;
- косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем.
– Прямые налоги и сборы устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь. Налогоплательщик сразу чувствует тяжесть налогового гнета: он представляет себе размер общего бремени налогов, так как они зависят от величины дохода, семейного положения, вида коммерческой деятельности. Отличительная особенность прямого налога — относительно сложный расчет его суммы.
Косвенный налог — налог на товары или услуги, входящий в цену товара или тариф услуг. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству.
Косвенные налоги имеют серьезные экономические недостатки:
• их сбор отличается крайней неустойчивостью в пополнении доходов государства, бюджета и внебюджетных фондов. Поступления этих налогов определяются размерами хозяйственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, а следовательно, колеблются в зависимости от расширения и сужения деловой активности в промышленности, торговле;
• неэластичность по отношению к фискальным потребностям государства. Увеличение ставок налога и ужесточение взимания косвенных налогов может вместо ожидаемого прироста бюджетных средств вызвать потерю части тех средств, приток которых прежде гарантировался;
• механизм косвенного обложения усиливает финансовое напряжение в экономике, стесняет производство и товарное обращение, препятствует развитию малого бизнеса. Многие косвенные налоги взимаются с субъектов независимо от финансовых результатов их деятельности, поэтому не каждое предприятие может переложить полную сумму причитающихся с него налогов на потребителя через цены. Часто уплата многих косвенных налогов превышает скорость поступления выручки от реализации продукции (в промышленности средняя продолжительность хозяйственного цикла более 100—120 дней), поэтому предприятие для расчета с финансовой системой вынуждено использовать оборотные средства;
• вызывают устойчивую тенденцию к инфляции;
• неблагоприятны в социальном плане, так как затушевывают связь между реальными плательщиками налогов и финансовой системой, искажая общее налоговое бремя населения прежде всего малообеспеченных слоев. Оплата косвенных налогов независимо от доходности плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем большую долю своего дохода отдает казне, т.е. они регрессивны по сути.
4. По источникам обложения:
- с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);
- с дивидендов и процентов по вкладам;
- ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.).
5. По характеру и моменту обложения:
- в момент выплаты или получения дохода;
- после получения дохода;
- при расходовании доходов;
- по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта;
- таможенные пошлины:
а) фискальные;
б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных;
в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка;
г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство).
6. По органам взимания:
- федеральные (общегосударственные);
- региональные (областные, краевые и т.п.);
- муниципальные (местные - городские, районные).
7. По использованию:
- общего назначения;
- целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).
Любой налог с момента его введения выполняет целый ряд общественно значимых функций.
8. В зависимости от влияния налогов на мотивы
экономического поведения налогоплательщика налоги делят на 2 группы:
Первая группа — это налоги и сборы, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью. К этим налогам и сборам относятся налог на имущество, регистрационные и лицензионные сборы, патентный платеж для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Они являются условно-постоянными. Их уплаченная сумма аналогична условно-постоянным хозяйственным затратам в себестоимости продукции. Иначе говоря, относительная величина указанных налогов может снижаться пропорционально росту объема производства.
Вторая группа — напрямую связана с деловой активностью налогоплательщиков. К ней относятся НДС, акцизы, прибыль, таможенные пошлины. Это условно переменные налоги. Основная их тяжесть падает на средних производителей и потребителей.
В современной налоговой системе России действуют три вида налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.
Федеральные налоги и сборы — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, единый социальный налог, государственная пошлина, водный налог, НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Региональные налоги и сборы —налог на имущество организации;; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы —: земельный, налог на имущество физических лиц.