Виды и классификация налогов и сборов, взимаемых в РФ




Экономические эффекты налогообложения - способы воздействия налогообложения на поведение налогоплательщиков. При введении нового налога некоторые лица меняют свое экономическое поведение с целью минимизировать его влияние.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [См.: 2, 13].

1. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина

9) водный налог.

2. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

3. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Классификация налогов приведена в Приложении 1.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов [См.: 2, 14].

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:

1. По объекту обложения:

- налоги с дохода (прибыли);

- с имущества;

- при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;

- при экспорте и импорте товаров.

2. По субъекту обложения:

- с юридических лиц;

- с физических лиц.

3. По механизму формирования:

- прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;

- косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем.

Прямые налоги и сборы устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь. Налогоплательщик сразу чувствует тяжесть налогового гнета: он представляет себе размер общего бремени налогов, так как они зависят от величины дохода, семейного положе­ния, вида коммерческой деятельности. Отличительная особенность прямого налога — относительно сложный расчет его суммы.

Косвенный налог — налог на товары или услуги, входящий в цену товара или тариф услуг. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечис­ляет ее государству.

Косвенные налоги имеют серьезные экономические не­достатки:

• их сбор отличается крайней неустойчивостью в пополне­нии доходов государства, бюджета и внебюджетных фондов. Поступления этих налогов определяются размерами хозяй­ственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, а следовательно, колеблются в зависимости от расширения и сужения деловой активности в промышленности, торговле;

• неэластичность по отношению к фискальным потребностям государства. Увеличение ставок налога и ужесточение взи­мания косвенных налогов может вместо ожидаемого при­роста бюджетных средств вызвать потерю части тех средств, приток которых прежде гарантировался;

• механизм косвенного обложения усиливает финансовое на­пряжение в экономике, стесняет производство и товарное обращение, препятствует развитию малого бизнеса. Многие косвенные налоги взимаются с субъектов независимо от фи­нансовых результатов их деятельности, поэтому не каждое предприятие может переложить полную сумму причитаю­щихся с него налогов на потребителя через цены. Часто уп­лата многих косвенных налогов превышает скорость поступ­ления выручки от реализации продукции (в промышленно­сти средняя продолжительность хозяйственного цикла более 100—120 дней), поэтому предприятие для расчета с финансо­вой системой вынуждено использовать оборотные средства;

• вызывают устойчивую тенденцию к инфляции;

• неблагоприятны в социальном плане, так как затушевыва­ют связь между реальными плательщиками налогов и фи­нансовой системой, искажая общее налоговое бремя насе­ления прежде всего малообеспеченных слоев. Оплата косвенных налогов независимо от доходности платель­щика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем большую долю своего дохода отдает казне, т.е. они регрессивны по сути.

4. По источникам обложения:

- с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);

- с дивидендов и процентов по вкладам;

- ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.).

5. По характеру и моменту обложения:

- в момент выплаты или получения дохода;

- после получения дохода;

- при расходовании доходов;

- по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта;

- таможенные пошлины:

а) фискальные;

б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных;

в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка;

г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство).

6. По органам взимания:

- федеральные (общегосударственные);

- региональные (областные, краевые и т.п.);

- муниципальные (местные - городские, районные).

7. По использованию:

- общего назначения;

- целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

Любой налог с момента его введения выполняет целый ряд общественно значимых функций.

8. В зависимости от влияния налогов на мотивы
экономического поведения налогоплательщика налоги делят на 2 группы:

Первая группа — это налоги и сборы, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью. К этим налогам и сборам относятся налог на имущество, регистрационные и лицензионные сборы, патентный платеж для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Они являются условно-постоянными. Их уплаченная сумма аналогична условно-постоянным хозяйственным затратам в себестоимости продукции. Иначе говоря, относительная величина указанных налогов может снижаться пропорционально росту объема производства.

Вторая группа — напрямую связана с деловой активностью налогоплательщиков. К ней относятся НДС, акцизы, прибыль, таможенные пошлины. Это условно переменные налоги. Основная их тяжесть падает на средних производителей и потребителей.

В современной налоговой системе России действуют три вида налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.

Федеральные налоги и сборы — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, единый социальный налог, государственная пошлина, водный налог, НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Региональные налоги и сборы —налог на имущество организации;; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы —: земельный, налог на имущество физических лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: