Управление налоговой системой




Управление налоговой системой является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. То есть это государственное управление, которое следует отличать от налогового планирования на предприятиях. Главной целью управления налоговой системой является обеспечение бесперебойного поступления обоснованных налоговых доходов в бюджет при разумных затратах по их сбору. Исторически в России управление налоговой системой проявлялось в нескольких формах: система откупов, сбор через государственных чиновников, сбор налогов общинами.

Система откупов использовалась с древнейших времен. Суть её состояла в том, что отдельным лицам предоставлялись права по доставке в казну определенной суммы налога. Соответственно им вменялось в обязанность взимание отдельных налогов. При этой форме на усмотрение откупщика отдавался весь механизм сбора налогов. Недостаток этой системы – Частное лицо решало вопросы сбора налогов в собственных интересах, не заботясь о государстве.

В 19 веке многие экономисты возлагали надежды на сбор налогов общинами при помощи выборных комиссий из местных жителей. Однако исторически подтверждена безальтернативность государственной системы сбора налогов и сборов.

В 1863 г. в составе Минфина был учрежден Департамент окладных сборов – прообраз МНС. А в 1885 году было учреждено 500 должностей податных инспекторов.

В настоящее время согласно НК участниками налоговых правоотношений со стороны государства являются МНС и его территориальные подразделения; Минфин и финансовые подразделения субъектов РФ и органов самоуправления; органы государственных внебюджетных фондов, таможенных органов. Главное звено – налоговые органы.

Важная роль в налоговых правоотношениях принадлежит органам налоговой полиции. Они выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства.

Главной задачей налоговых органов является контроль за исполнением законов и нормативных актов по налогообложению, правильностью исчисления налогов, за своевременным и полным внесением налогов юридическими и физическими лицами в соответствующие бюджеты. Так в соответствии с НК налоговые органы имеют право:

§ Требовать от налогоплательщиков соответствующие документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, пояснения, докуметально подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;

§ Осуществлять налоговые проверки

§ Осматривать используемые налогоплательщиком для получения дохода производственные, складские и иные помещения.

§ Определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет. В основу таких расчетов должна закладываться информация о налогоплательщике.

§ Требовать устранения выявленных нарушений

§ Взыскивать недоимки по налогам и сборам

§ Привлекать для осуществления налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков Т.д.

Основная обязанность налоговых органов заключается в соблюдении ими законодательства о налогах и сборах

Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, к которой относятся любые полученные сведения о налогоплательщике. Кроме тех, которые разглашены им самим или с его согласия.

В обязанности налоговых органов входит осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговой проверки и решения налогового органа.

Обязанности по осуществлению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах выделены НК РФ.

В соответствии с НК таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Таможенные органы составляют единую систему, включающую Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

(Эффективность налоговой системы.)

Качественной характеристикой любой налоговой системы налогообложения является его тяжесть, т.е. мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Единый общепризнанный показатель такой оценки отсутствует, имеются лишь разрозненные измерители, которые дают лишь приблизительное представление о налоговом бремени.

Налоговая система считается достаточно эффективной, если:

1. Она обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих решений;

2. Она способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов.

Действуют две группы показателей эффективности налоговой системы:

Первая группа – общие научно-обоснованные показатели:

§ Доля налогов и других обязательных платежей в ВВП

§ Доля налоговых поступлений в доходах бюджета

§ Доля косвенных налогов в налоговых поступлениях бюджета

§ Доля налогов от внешней торговли в налоговых доходах бюджета

§ Уровень собираемости основных налогов

§ Структура налоговых доходов бюджета

Вторая группа – специальные, частные показатели:

§ Уд.вес налогов в объеме ВВП

§ Коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов

§ Соотношение налогов собираемых с юридических и физических лиц

§ Устойчивость налогового законодательства

§ Роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета

§ Уровень дифференциации ставок налога

§ Уровень и размеры налоговых льгот

§ Уровень сложности расчетов налоговых баз

§ Налоговые правонарушения и налоговые санкции

На всех уровнях законодательной и исполнительной власти, которые определяют политику налогового регулирования, признан факт непомерной тяжести налогов в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: