Конспект по разучиванию детской песни должен быть отражен по приведенной ниже таблице.




Методическое пособие

«Методические рекомендации

Учащимся 2-4 курсов

По подбору музыкально-педагогического репертуара и работы над ним для детей дошкольного возраста».

 

Выполнила:

преподаватель методики

музыкального воспитания

Марковская Л.В.

 

Гомель,2010

Введение.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г., на основании о Положении Министерства образования РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29 октября 2001 г. №1554, 12 августа 2010 г. Министерство образования РБ постановило утвердить образовательный стандарт дошкольного образования.

В связи с этим, в данное методическое пособие были включены общие требования к базовому компоненту дошкольного образования в области музыкального развития детей дошкольного возраста, возрастные характеристики музыкальных способностей детей раннего и дошкольного возраста, примерный музыкально-педагогический репертуар.

В помощь будущему специалисту в методическом пособии представлен примерный алгоритм работы над произведением по слушанию музыки и пению и образец конспекта по данным видам музыкальной деятельности.

На основании базового компонента отбор и компоновка программного материала положена концепция детского возраста:

· младенчество и ранний возраст:

от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет;

· детство (младший, средний, старший возраст):

от 3 лет до 4лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет.

 

 

Общая характеристика музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Младенчество

(от 0 до 1 года)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Инициируют эмоциональную отзывчивость на игровые действия, музыку плясового характера, проявления элементарной активности в пении, желание слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки. Например: «Спи, сыночек миленький», «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.

Ранний возраст

(от 1 года до 2 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Слушание музыки на фортепиано 3 – 4 мин. С перерывами, непрерывно звучащую 20-40 сек, а также мелодии на разл. инструментах. Ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети оживленно реагируют на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями, возгласами и спокойно, сосредоточенно восприни­мают медленную музыку. Постепенно двигательные реакции стано­вятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. На втором-третьем годах появляются простейшие суждения о музыке. Оценка характера, настроения музыкального произведения основывается пока на отдельных средствах музыкальной выразитель­ности, чаще всего — темпе (быстрая музыка — значит, веселая, медленная — значит, грустная), реже — на тембре или динамике.   Содержание музыкального произведения лучше воспринимается детьми, если педагог привлекает такие художественные средства, как картина, стишок, загадка. Разнообразные игрушки (сюжетные, кукольных, настольных театров) активизируют непроизвольное внимание. Интерес детей к музыкальным занятиям, их активность усилива­ются, если педагог использует игровые методы и приемы-, создает воображаемые игровые ситуации («Дети в лесу», «На прогулке», «Во дворе у бабушки», «На лугу» и т. д.). Объединение музыкального и Игрового образов помогает восприятию музыки, делает его более осознанным. Дети, перевоплощаясь в соответствии с содержанием музыки, в разные образы (зайчиков, цыплят, мишку, птичек и т. д.) могут более выразительно и легко передать в движениях особенности, характер музыкального произведения. Все также рекомендуется использовать в слушании колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки.
Пение Проявляется интерес к пению, слушанию вокальной музыки; подпевают окончания музыкальных фраз, повторяю­щиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента; учится петь и двигаться под музыку, передавать в движении музыкально-образное содержание знакомых попевок и песен. Диапазон голоса фа-ля первой октавы. - Попевки-упражнения: «Андрей-воробей», «Сорока», рус. нар. мел.; «3айки», «Чэ-чэ-чэ, сарока», бел. нар. мел.; «Птицы и птенчики», муз. Е.Тиличеевой; «Барашеньки-крутороженьки», рус. нар. мел.; «Зайка», рус. нар. мел. Песни: «Трах-бах-тарабах», «Бусел», бел. нар. мел.; «Кароука», бел. нар. мел. (обр А. Рощинского); «Чук-чук», «Птушка», «Ах ты, коценька-каток», «Ладки ладком», муз. Е. Ремизовской, сл. народ-ные «Бобик», «Корова», «Елка», «Птичка», муз. Т.Попатенко,сл.Н.Найденовой; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Машенька-Маша», сл. и мел. С. Невельштейн (обр. В. Герчик); «Люблю маму», «Ты чья?», муз. В. Скребковой, сл. М. Ивенсен; «Мотылек», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Жучок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Курочка», «Уточка», муз. Т.Попатенко,сл.И.Лешкевич; «Солнышко»,муз.Т.Попатенко, сл.Н. Найденовой.  

Ранний возраст

(от 2 лет до 3 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Воспитывать у детей интерес, эмоциональный отклик на музы­ку, понимание ее образного содержания; развивать музыкально-сенсорные способности детей, умение слышать и дифференцировать музыкальные звуки различной высоты (высокие, средние, низкие), длительности (долгие, короткие), силы (громкие, тихие); знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, формировать представление о музыкальных жанрах (марш, колыбель­ная, танец), о двухчастной форме музыкального произведения; побуждать детей передавать свои эмоции и впечатления от музыки в движениях, соотносить их с характером и настроением музыкального произведения. Обогащение художественного опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию вокальной и инструментальной музыке. Бел.нар. танцы «Юрачка», «Мiкiта»,«Зайка», Рухвергер «Ах, вы сени», Е.Тиличева «Кукушка»,М.Парцхаладзе «Зайчик»,Г.Фрид «Плачет котик»,В.Витлин «Козочка», «Мишка», «Барабан», П.Чайковский «Камаринская», С.Майкапар «Танец куклы».
Пение     Побуждение к моделированию музыкального образа с помощью элементарных движений и звукоподражаний, к подпеванию конца фраз, повторяющихся фраз, несложных попевок и песенок. Воспитание культуры исполнения песен (подпевать в соответствии с характером песни), формирование певческих умений и навыков:пение естественным голосом, без напряжения, с музыкальным сопровождением и без него в диапазонеми-ляпервой октавы, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой; развитие воображения, интереса к песенно-игровому творчеству, специальных способностей к пению: чистое интонирование, четкая дикция. Е.Тиличеева «Баю, бюшки, баю», В.Красева «Дождик», Т.Попатенко «Жук», В.Витлин «Солнышко», А.Филиппенко «Кошечка». Попевки-упражнения: «Андрей-воробей», «Сорока», рус. нар. мел.; 3айки», «Чэ-чэ-чэ, сарока», бел. нар. мел.; «Птицы и птенчики», муз. Е. Тиличеевой; «Барашеньки-крутороженьки», рус. нар. мел.; «Зайка», рус. нар. мел. • Песни: «Трах-бах-тарабах», «Бусел», бел. нар. мел.; «Кароука», бел. нар. мел. (обр А. Рощинского); «Чук-чук», «Птушка», «Ах ты, коценька-каток», «Ладки ладком», муз. Е. Ремизовской, сл. народные «Бобик», «Корова», «Елка», «Птичка», муз. Т.Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Машенька-Маша», сл. и мел. С. Невельштейн (обр. В. Герчик); «Люблю маму», «Ты чья?», муз. В. Скребковой, сл. М. Ивенсен; «Мотылек», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Жучок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Курочка», «Уточка», муз. Т. По патенко, сл. И.Лешкевич; «Солнышко»,муз. Т.Попатенко, сл. Н. Найденовой.  

 

Младший возраст

(от 3 лет до 4 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (дудочка, барабан, треугольник), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, способности к сопереживанию музыке, воображения; формирование основ культуры слушания музыки: умения внимательно слушать произведение от начала до конца Л.Бетховен «Весело-грустно», А.Гречанинов «Верхом на лошадке», С.Майкопар «Полька»,Г.Свиридов «Ласковая просьба»,П.Чайковский «Мама», Д.Кабалевский «Мальчик-заморашка»,В.Ребиков «Лягушка», К.Сен-Санс «Слон», В.Каретников «Колыбельная Дюймовочки»,бел.нар.танец «Полька-Янка». Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная»; Р. Пукст. «Полька»; А Гречанинов. «В разлуке», «Верхом на лошадке», «Котик заболел»; «Осенние листья», муз. Е. Ремизовской, сл. М. Токмаковой; П. Чай­ковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Вальс»; Д. Кабалевский. «Вальс»; И. Штраус. «Полька»; А. Руббах. «Воро­бей»; «Грыбны дожджык», муз. В. Серых, сл. А. Деружного; С. Май капар. «Пастушок», «Мотылек»; И. Брамс. «Вальс»; С. Прокофьев. «Вальс» из балета «Золушка»; В. Моцарт. «Менуэт» из симфонии № 40, «Маленькая серенада»; Ф. Шуберт. «Аве Мария»; В. Семе­нов. Маленькая сюита для фортепиано (по мотивам стихотворений А Барто: 1. «Шествие игрушек»; 2. «Зайку бросила хозяйка»; 3. «Идет бычок»; 4. «На лошадке»); «Дождь идет», муз. И.Арсеева, сл. И. Ми­хайловой; В. Герчик. «Уточка идет», «Кошка крадется», «Жабка прыгает», «Мышка бежит», «Курочка бежит» из «Сказки о глупом мышонке» (повторение). Белорусские народные мелодии: «Полька-Янка», «Митусь» (обр. С. Хвощинского), «Чаму ж мне не пець», «Чобаты» и др.  
Пение     Формирование представлений о песне как жанре музыки; певческих умений и навыков: звукообразование, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы и распевки в удобном для ребенка диапазоне, (диапазон голоса – ми-сипервой октавы), передавать интонации вопроса, радости, жалобы, начинать и заканчивать пение одновременно с музыкой, со взрослым и самостоятельно; развитие детского голоса, формирование его естественного звучания и постепенного расширения диапазона голоса; развитие интереса к пению как способу передачи музыкального образа, желания активно участвовать в подпевании и песенном творчестве; развитие чистоты интонирования мелодии.   Е.Тиличеева «Вот какие мы большие», «Есть у солнышка друзья», Т.Попатенко «Елка», рус.нар.мел. в обр. В.Попова «Сорока», «Зайка », «Лиса», А.Филиппенко «Все запели песенку», «Воробей»,И.Кишко «Дождик», «Шарик», В. Иванников «Кто как кричит», С.Альхимович «Цяу,цяу». Попевки-упражнения: «Андрей-воробей», «Сорока», «Зайка», «Барашеньки-крутороженьки», «Василек», «Как под горкой», рус. нар. мел.; «В огороде заинька», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Лесенка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М.Долинова; «Кап-кап», румын.нар.бел. и др. Песни: «Веселые гуси», укр. нар. мел.; «Вось як1 мурлыка», бел. нар. мел. (обр. Д. Коминского); «Дождик, солнышко верни», сл. и муз. Я. Жабко; «Заинька», муз. А. Туранкова, сл. народные; «Дед Мороз», муз. Е. Ремизовской, сл. Я.Акима; «Пеушк», муз. Е. Реминзовской, сл. И. Мистюка; «Прыляцелi птушкi», муз. Е. Ремизовской, сл. народные; «Карусель», муз. В. Войтика, сл. А. Пысина; «Мамочка моя», муз. И.Арсеева, сл.И. Черницкой; «Козлик», муз. С.Гаврилова, сл. Р. Андрониной; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е, Каргановой.  

 

Средний возраст

(от 4 лет до 5 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию народной, классической и современной музыки различных жанров; побуждение к овладению языком музыкального искусства: умение различать и называть интонации (просьбы, жалобы, восторга, радости), характер музыки (веселая, грустная, печальная, ласковая, нежная, взволнованная), темп (быстрый, умеренный, медленный),регистр чистоты интонирования мелодии(низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко, не очень громко), тембр (флейта, пианино, арфа, цимбалы, скрипка, гармонь), ритмические сочетания (восьмые и четвертные длительности), выделять сильные доли; давать оценку эмоционально-образного содержания музыки; выражение личностного отношения к музыкальному образу; создание музыкального образа в игровой музыкально-игровой деятельности с помощью средств художественной выразительности (цвет, линия, движение, слово); развитие способности к целостному и дифференцированному музыкальному восприятию, способности к сопереживанию музыке; музыкально-сенсорной структуры; основных общих музыкальных способностей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей: (ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, воображения); обогащение эмоционального опыта детей разнообразными видами эстетических переживаний (радость, веселье, печаль, задумчивость, нежность, взволнованность, загадочность); представления об основных жанрах музыкального искусства (марш, песня, танец);формирование потребности в активном общении с музыкой; навыков культуры слушания музыки; умения различать и сравнивать музыкальные произведения разных жанров: контрастные по характеру (песня: колыбельная, плясовая, маршевая); контрастные музыкальные образы; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний. А.Гречанинов «Вальс», «Маленькая сказка» «Котик заболел», «Котик выздоровел», А.Лядов «Шуточная», С.Майкопар «Полька», В. Ребиков «Игра в солдатиков» Д.Кабалевский «Клоуны» Ф.Шуберт «Вальс», П.Чайковский «Нянина сказка», «Танец маленьких лебедей», Ц.Кюи «Осень», С.Прокофьев «Утро», «Шествие кузнечиков», К.Сен-Санс «Королевский марш льва», Д.Шостакович «Шарманка». Д. Кабалевский. «Вальс», «Походный марш»; С. Майкапар. «Вальс»; А. Гречанинов. «Мой первый бал»; Р. Шуман. «Порыв», «Марш»; В. Бетховен. «Сурок»; П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Итальянская песенка» (повторение), «Французская песенка», «Юмореска», «Жаворонок», «Мазурка»; «Мая зорачка», муз. С. Альхимович, сл. А. Вольского; «Маленький вальс», «Весенний вальс», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Полька», «Козлик», муз. Н. Аладова, сл. Е. Коваленко; А. Некрасов. «Козел»; «Мульцiкi пульцiкi», сл. и муз. Я. Жабко; В. Моцарт. «Колокольчики звенят»; Х.Глюк. «Мелодия»; М.Мусоргский. «К артинки с выставки»; И. Брамс. «Вальс» и др. Белорусские народные мелодии:«Запражыце сiвых коней» (обр А. Рощинского), «Полька-Паулiнка», «Крыжачок» и др.    
Пение     Воспитание основы вокально-речевой культуры; развитие интереса к вокальному искусству, к пению, детского голоса по высоте тона (диапазон голоса ре-си первой октавы), скорости и силе звучания, постепенно расширяя диапазон; развитие координации слуха и голоса (звуковысотный слух); чистотыинтонирования мелодии; способности к сопереживанию музыкальному образу; формирование певческих и вокально-речевых умений и навыков (звукообразование, четкая дикция, правильное певческое дыхание, пение в ансамбле);представлений о взаимосвязи речевых и вокальных интонаций, интонационно-мелодического словаря детей; формирование умения сохранять во время пения правильную осанку, подпевать на одном дыхании короткие музыкальные фразы, петь естественным звуком, протяжно, выразительно, исполняя динамические оттенки, акценты, четко проговаривая слова в соответствии с ритмом мелодии, с сопровождением и без него, соло, дуэтом, хором; обогащение песенного репертуара детей. Ю.Слонов «С днем рождения», В. Герчик «Песенка друзей», А.Филиппенко «Елочка», «Весенняя песенка», «Мы на луг ходили», Е.Гомонова «Мамочке любимой», «Бабушка моя», Р.Рустамов «Мы запели песенку», З.Левитова «Что нам осень принесет», В.Витлин «Веселятся все игрушки», Е.Ремизовская «Мамины руки», С.Галкина «Бабушка-забота», М.Мурычева «Песня птички», «Плясовая зайчика».     Попевки-упражнения: «Барашеньки-крутороженьки»,.«Васи­лек», рус. нар. мел.; «Божая кароука», бел. нар. мел. (обр. А. Ро­щинского); «Зайка шэраныа» (обр. Г. Вагнера); «Зайкi», «Чэ-чэ-чэ,сарока». Песни: «Дождик, солнышко верни», сл. и муз. Я. Жабко; «Птуш­кa», муз. А Чиркуна, сл. К. Лейки; «Вожык», муз. А. Чиркуна, сл. В. Лукши; «Паровоз», сл. и муз. В. Лученок; «Снегурочка», сл. и муз. Э. Богуславской; «Мамш голас», муз. В. Серых, сл. М. Людкевич; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Мамины руки», муз. А. Ремизовской, сл. М. Познякова; «Бабулiны казкi, муз. А. Ремизовской, сл. В. Вербы и др; Песни-игры: «Песня львенка и черепахи», муз. Г. Гладкова; сл. С. Козлова; «Ой, жура-журавель», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волги­ной; « Журавль», рус. нар. песня; «Гэй ты, воучанька», бел. нар. мел.; «Надзейка, раскажы», бел. нар. песня; «В полюшке за бугром», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Санки», муз. А. Фи­липпенко, сл. Т. Волгиной; «Прискакал во двор козел», муз. А. Филип­пенко, сл. Т. Волгиной; «Пчолы», муз. С. Алъхимович, сл. М. Гон­чарова, перевод А. Вольского и др.  

Старший возраст

(от 5 лет до 6 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; представления детей о жанрах музыки и их характерных особенностях (концерт, симфония, опера, балет), об изобразительных возможностях музыки; умения сравнивать контрастные музыкальные произведения одного или нескольких жанров, определяя их сходство или различия по характеру звучания, способу исполнения (вокальное, инструментальное); воспринимать, различать и называть различные интонации музыкального произведения, жанры: песня (колыбельная, хороводная), танец (полька, вальс), марш (военный, спортивный, для игрушек);формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (инструменты симфонического или народного оркестров), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти; развитие эстетических чувств, основных, общих и и творческих музыкальных способностей, предпосылок музыкального вкуса; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая гре­за», «Камаринская», «Вальс», «Жаворонок», «Зимнее утро», «Под­снежник», «Осенняя песня», «Марш» из балета «Щелкунчик», фраг­менты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; М. Глин­ка. «Полька» (фа-мажор); К. Сен-Санс. «Лебедь»; И. Дунаевский. « Полька»; Ф. Шуберт. «Серенада»; Н. Римский-Корсаков. «Колы­бельная», «Полет шмеля», «Причуда», «Море»; В.Моцарт. «Малень­кая серенада (4-я часть), «Турецкий марш»; Г. Свиридов. «Упрямец», «Военный марш»; С.Рахманинов. «Полька», «Музыкальный момент» (ми-бемоль мажор); И.Штраус. «Персидский марш», «Вальс голубого Дуная»; М. Огинский. «Полонез»; «Гопак», укр. нар. мел.; Э.Григ«Утро».«Колыбельная», «Песня Сольвейг»; «Лезгинка», груз. нар. мел.; Ф. Шопен. «Вальс» (№ 7); М. Глинка. «Арагонская охота», «Славься»;А. Дворжак. «Цыганская мелодия»; А Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Спартак», бел. нар. мел.: «Старадауш палеста вальс», «Лядзецкая полька», «Бульба» и. др.  
Пение     Формирование вокальной культуры; умение различать куплетную форму, вступление и заключение в песне, петь соло, дуэтом, хором с сопровождением и без него; петь напевно и отрывисто, правильно брать дыхание и распределить его на длинную фразу; выразительно исполнять песню, отражая динамические оттенки, замедлять и ускорять темп; развитие детского голоса (диапазон си малой октавы-до первой октавы – до-ре второй октавы), обеспечивая звонкость и полётность звучания, постепенно расширяя примерный диапазон голоса; формирование вокально-хоровых умений и навыков; обогащение певческого репертуара детей.   Попевки-упражнения: «Курица», «Труба» Е. Тиличеевой; «Чэ-чэ-чэ, сарока», «Зайю», бел. нар. мел.; «Горошина», муз. В. Красевой, сл. Н. Френкель; «Вьюга», сл. и муз. Н. Френкель; «Как под горкой», рус. нар. мел.; «Потешка». муз. Н. Френкель, сл. нар.; «Прибаутка», сл. и муз. Н. Френкель; «8-е Марта », муз. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Бубенчики, «Наш дом» Е. Тиличеевой'   Песни: «Соловей», рус. нар. песня; «Песня о Родине», муз С. Альхимович, сл. Э. Богуславской; «Рэчанька», бел. нар. мел. (обр А. Рощинского); «Купалшка», бел. нар. мел. (обр. В. Серых); «Кружева осенние», сл. и муз. Я. Жабко; «Во кузнице», рус. нар. песня; «Неужели я упрямый», муз. В. Прохорова, сл. В. Лученок; «Го-го-го, каза», «Каляды», «Шчодры вечар», бел. нар. мел.; «Калядкi. муз. А. Захлевного, сл. Л. Прончака; «Гэй ты, воучанька», бел. нар песня; «Выхавацелька», муз. С. Галкиной, сл. Н. Галиновскои; «Мамина песенка», муз. И. Лученка, сл. М. Пляцковского; «Дорогие бабушки и мамы», муз. А. Островского, сл. 3. Петровой; «Маме» муз. В. Шарикова, сл. Г. Бехлер, перевод Н. Найденовой; «Кума, мая кумачка», «Жавароначк1, прыляцще», «Як вясна прыйшла», бел. нар. мел. (обр. В. Серых); «Ляцiце, гусенькi», бел. нар. мел. (обр. А. Залетного); «Калинка», рус. нар. песня; «Песенка о хлебе», муз. В. Витлина, сл. П. Качановой; «Дзень нараджэння», муз. Г. Козлевой, сл. В. Лученок; «А-гу-гу», муз. А. Захлевного, сл. Л. Прончака; «Будем спортом заниматься», муз. Ю. Чичкова, сл. 3. Петровой; «Физкульт-ура!», муз. Ю. Чичкова, сл. 3. Петровой; «Наша Перамога», муз. А. Чиркуна, сл. В. Коризны; «Перамога», муз. Г. Вагне­ра, сл. А. Гречанникова; «Скоро в школу», муз. Л. Захлевного, сл. В. Лученок; «Здравствуй, первый класс», муз. Е. Ремизовской, сл. К Степанова; «Мы идем в первый класс», муз. М. Муратова, сл. О. Высотской и др. Песни-игры: Песня-игра «Чаму ж мне не пець», бел. нар. песня; «Пенье птиц», польск. нар. песня; «Лянок», бел. нар. песня; «Ры­жая ваверка», муз. А. Чиркуна, сл. Дмитриева; «Песенка ребят», муз. М. Красева, сл. З.Александровой; «Заяц i лiса», муз. И. Будника, сл. И. Бурсова; «Мядзведзь», муз. В. Дорохина, сл. В. Лукши; «Бабочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Задорные чижи», муз. Л. Дубравина, сл. М. Наринского; «Веселые лягушата», сл. и муз. Ю. Литовко; «А я по лугу», «Утушка луговая», «Перевоз Дувя держала», рус нар. песни; «Лягушата и щенок», муз. А. Живцова, сл. В. Лифшица и др.  

 

 

Алгоритм разучивания песни с детьми дошкольного возраста:

1. Определить песню для возрастной группы с учетом музыкальных способностей детей.

2. Выучить аккомпанемент и мелодию песни.

3. Проанализировать сложные интонационные моменты, особенности ритма либо дикционные сложности, распределить дыхание по фразам. В связи с этим подобрать музыкально-дидактические игры или вокальные упражнения для преодоления вокальных сложностей. Если в песне встречаются сложные слова, дать им объяснение.

4. Подготовить вступительную беседу к песне.

5. В зависимости от возраста детей желательно применить различные методы и приемы: наглядно-зрительный (картинка, игрушка), наглядно-слуховой, проблемные методы (объяснительно-иллюстративный – использование нескольких наглядностей, поисковый метод и т.д.).

6. Процесс разучивания разделить на следующие этапы:

§ вступительная беседа (она может быть представлена в виде небольшого рассказа, стихотворения, загадки);

§ исполнение песни;

§ беседа и анализ песни с детьми;

§ разучивание (осуществляется с подыгрыванием мелодии правой рукой (без аккомпанемента) и одновременным исполнением мелодии песни; каждая фраза учится по отдельности, перед каждой фразой показ дыхания определяется ярким кивком головы. После того, когда мелодия и текст песни выучены, ее можно соединить с аккомпанементом).

§ Категорически запрещено учить текст песни без мелодии!!!

§ Во время разучивания обращать внимание на вокальные (певческую установку, звукообразование, дикцию, интонацию, звуковедение) и хоровые (строй и ансамбль) умения детей.

 

Конспект по разучиванию детской песни должен быть отражен по приведенной ниже таблице.

Вид деятельности Музыкальный репертуар Возраст детей   Программное содержание   Методы и приемы     Ход занятия   Ожидаемый результат
Пение. В.Протасов «Петушок» 2 мл. группа (3-4 года) Формирование певческих умений и навыков: звукообразова-ние, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы Словес-ный, нагляд-ный (игрушка - петушок) М.р.:Рано-рано,только солнышко взошло, он взлетает на забор, Он поет «кукареку!» на весь двор, на весь двор! Он - красавец, куд-куда! Перья пестрые, шелковая борода, На головке гребешок, Кто же это?.. (М.р. демонстрирует игрушку. Рассматривает петушка с детьми) М.р. Правильно, это петушок. Я спою вам песню про нашего петушка. (Исполнение песни) М.р.- о ком я спела песню? - о чем песенка? - какой петушок в песенке?   - как поет петушок? Громко или тихо? -Ребята, давайте мы выучим песню про нашего петушка. - послушайте первую фразу…. М.р. поет: «Петя, петя, петушок»… (Далее описывается пофразная работа по разучиванию песни без аккомпанемента, обращается внимание на звуковедение, интонацию, дыхание, певческую установку и т.д.)       Дети: Петушок.     О петушке. Он учил стишок. Веселый, радостный. Громко.     Дети поют первую фразу.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: