Сенсомоторная сторона речи
Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок. |
Произносительная сторона речи без дефектов. |
После однократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов. Допускает многочисленные ошибки при выделении звука из слова. Допускает грубые ошибки при отборе картинок на заданный звук. Не справляется с заданием на определение последовательности и места звуков в слове. Давал много неточных ответов. |
В анамнезе отмечается запаздывание в формировании фразовой речи. |
Незрелость фонематического восприятия. Неполное осознание звуковой «оболочки» слова. Несформированность фонематических процессов. |
Неполноценность сукцессивных операций. Неполноценность сукцессивной слухо-речевой памяти (дни недели, месяцы). |
Неполноценность речевой моторики. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух. |
Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова. |
Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых и малоупотребляемых словах. |
Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов-паронимов. Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки. |
Малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость, быстрая истощаемость. |
Недостаточность речевой моторики, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое; трудности в длительных поисках нужного положения. |
Трудности дифференциации звуков твёрдых-мягких, глухих-звонких. |
Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить). |
Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом. |
При воспроизведении незнакомых слов наблюдается нарушение слоговой структуры. |
Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия «звук», «буква», «слог». Затруднены сложные формы языкового анализа. |
Трудности фонетико-фонематического анализа и синтеза. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. |
Смазанность речи, неразборчивость. |
Произносительная сторона речи
Звукопроизношение · без дефектов · отсутствие звука · искажение звука · замена звука · грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность фонематического анализа и синтеза · грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность фонематических дифференцировок · грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность лексико-грамматического строя речи (ОНР) · речевой дефект компенсируется с трудом, так как нарушение в психике · не выработано у ребенка осознанное отношение к артикуляции звуков · не выработано полноценное движение органов артикуляции | ||
Степень разборчивости · речь невнятная · речь смазанная · малопонятная для окружающих речь · разборчивость речи несколько снижена · речь нечеткая · речь нормальная · монотонная · маловыразительная · лишенная сложных эмоциональных оттенков · замедленная · ускоренная · смазанная · неразборчивая · не критичен к речи · спокойно относится к дефекту | Темп речи · тахилалия · брадилалия · запинки · заикание · нормальный Дыхание · свободное · затрудненное · поверхностное · неритмичное | |
Ритм речи · растянутый · скандированный · зависит от проявления гиперкинезов · нормальный | Голос · сильный · звонкий · нормальный · тихий · слабый · истощающий · немодулированный · крикливый · резкий · металлический · назализация | |
Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи · нормальная · нарушение интонационного фона речи · отсутствие голосовых модуляций · голос немодулированный · слабая выраженность голосовых модуляций | Тембр голоса · нормальный · сдавленный · хриплый · назализованный · напряженный · монотонный · дрожащий Губы · нормальные · толстые · тонкие Зубы · крупные · мелкие · редкие · частые · нарушение зубного ряданаличие лишних зубов | |
Прикус · нормальный · передний открытый · боковой открытый · прогнатия · прогиния | Нёбо · нормальное · низкое · готическое | |
Язык · нормальный · толстый · массивный · маленький · узкий · укороченная уздечка · малый объем и неточность движений языком · слабая переключаемость · быстрая истощаемость · недостаточная речевая моторика, которая проявляется в напряжении мышц языка, трудности удерживания позы языка, переключение органов артикуляции с одного положения на другое, в длительных поисках нужного положения движения языка неловкие и неточные |
Моторика
Ведущая рука
· правая.
· левая.
· ограничена.
· недостаточная.
· нарушение координации движения.
· тремор.
· маленькая дифференцированность движений кистей рук.
· моторная неловкость проявляется трудностями удерживания строки, разным наклоном и высотой элементов букв, трудностями запоминания графического образа букв.
· развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Фонематический слух
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
· нормальный
· нарушен
· грубо нарушен
· незначительно нарушен
· недостаточность фонетико-фонематического восприятия снижение слухо-речевой памяти
· после многократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов
· допускает многочисленные ошибки при выделении звука и слова
· грубые ошибки допускались при отборе картинок на заданный звук
· не справляется с заданием на определение последовательности и места звука в слове
· давал много неточных ответов
· незрелость фонематического восприятия
· неполноценное осознание звуковой «оболочки» слова
· неполноценность сукцессивной, слухоречевой памяти (дни недели, времена года)
· затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и восприятии на слух
· низкий уровень владения звуковым составом слова
· развитие и совершенствование слухового внимания, памяти фонематических процессов
· трудности дифференциации звуков: звонких – глухих, твердых – мягких
· затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные фонемы
· низких уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах
· определение оппозиционных словах удается с трудом
· неточно различает понятие звук, буква и слог
· затруднены сложные формы звукового анализа