Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.4. Методы психологии (4 часа)
План
1. Понятие методологии и ее уровни. Основные методологические принципы отечественной психологии.
2. Классификация методов психологии
Литература
Программа
Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естественно-научный и гуманитарный подходы к познанию человека. Основные методологические принципы отечественной психологии. Принцип детерминизма, принцип развития, принцип связи сознания и деятельности, принцип целостности. Классификация методов психологии.
Объективные методы исследования (естественно-научный подход). Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкета, тесты, моделирование. Отличительные особенности эмпирических методов, требования и условия использования, достоинства и недостатки.
Методы качественной и количественной (математико-статистической) обработки эмпирических данных по результатам исследования.
Методы описания и понимания психики человека: интроспекция, самоотчет, биографический метод, эмпатия, беседа как диалог, включенное наблюдение, идентификация, эмпатическое слушание, интуиция, герменевтика. Их отличительные особенности от объективных методов психологии.
Методы практической психологии (психотерапия, психотренинг, психологическое консультирование, психологическая коррекция и др.). назначение, особенности, процедура проведения.
Организационные методы исследования: сравнительный метод (метод «поперечного среза»), лонгитюдный метод (метод «продольного среза»), комплексный метод.
Общие требования к подбору, применению, обработке и интерпретации данных психологического исследования.
Понятие методологии и ее уровни. Основные методологические принципы отечественной психологии.
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.
Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Обычно различают три уровня методологии любой науки:
1. Общая методология, которая обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
2. Специальная методология, или методология конкретной науки. Она позволяет этой науке формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
3. Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют следующие научные представления:
- окружающий человека реальный мир материален (состоит из материи);
- материя первична, а сознание вторично;
- материя находится в непрерывном движении, развитии;
- движущие силы развития объективной реальности и психики подчиняются законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания;
- окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
- психика есть функция головного мозга;
- сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.
- сознание - это высший этап развития психики.
- психики и сознание социально обусловлены.
- внешняя, материальная деятельность и внутренняя, психическая составляют единство.
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:
1. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений. Это означает, что психические явления опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
2. Принцип единства сознания и деятельности. Это означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность же выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
3. Принцип развития, согласно которому психики может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.
4. Принцип личностного подхода. Он ориентирует на исследование всех индивидуально и социально-психологических особенностей человека.
Частной методологией психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений
Метод – способ, посредством которого познается предмет науки
Методы науки служат раскрытию закономерностей. Методы развиваются и видоизменяются вместе с развитием самой науки.
Требования к методу:
1. Метод должен соответствовать предмет науки и отражать его специфику.
2. Применяя любой метод, мы должны соблюдать генетический, эволюционный принцип развития.
3. Необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
Классификация методов психологии
Современная психология выделяет 4 группы методов (по Б. Г. Ананьеву. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35):