Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. На мой взгляд, решить проблему повышениякачества знанийобучающихся очень сложно, но один изпутей — это повышение мотивации к обучению.
Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе - это основная причина неудач.
Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Ученик будет сам добывать необходимую ему информацию, а не получать её в готовом виде, я же из учителя превращаюсь в организатора и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений.
Наилучшим средством научить учащихся мыслить, на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.
Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении. «В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь, способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».
|
Э.де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами.
(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)
Стратегия «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа – беспристрастные факты, информация.
Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление.
Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования.
Черная шляпа – минусы.
Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.
Красная шляпа - эмоции.
Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
|
Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.
Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Технология «Шесть шляп мышления»:
· позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;
· дает возможность ученику осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;
· реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);
· является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит творческий характер;
Технология «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:
- компетентности «готовность к разрешению проблем»- ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
|
- компетентности «готовность к самообразованию» - ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по шляпам);
- технологической компетентности- успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов, никаких эмоций; надевая белую шляпу, ребёнок называет только данные, не говоря о положительной или отрицательной стороне поступка героя и т.п.);
- компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»:
формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
- компетентности «готовность к социальному взаимодействию»- школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
- коммуникативную компетентность,
ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
Данную технологию на уроках русского языка и литературы применяю с 2009 года. Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированной. Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.
Применение технологии «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.
Средства отслеживания результатов:
· сравнительный мониторинг сформированности ключевых компетентностей и УУД- два раза в год (на входе и на выходе);
· промежуточный контроль знаний, умений и навыков по предметам;
· текущая аттестация;
· реализация социальных проектов;
· участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Результаты:
· повысилось качество знаний учащихся по русскому языку и литературе;
· увеличилась общественная активность школьников (разработка и
реализация социальных проектов);
· повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности в области литературы и русского языка;
· повысился интерес к предмету (увеличилось количество участников
олимпиад, конкурсов различных уровней);
· хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать
с различной литературой.