Просветительско-профилактическая деятельность | ||||
Работа с обучающимися ОУ | ||||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный | |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | Постоянно | Кл.руководители Соц. педагог | ||
Исследования социального статуса семей учащихся. Составление социального паспорта класса и школы | Октябрь | Кл.руководители Соц.педагог | ||
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Октябрь | Соц. педагог | ||
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий семьями социального риска | В течение уч. года | Соц.педагог | ||
Мини-тренинги - учимся снимать усталость - как преодолевать тревогу - способы решения конфликтов - стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом - способы саморегулирования эмоционального состояния - как сказать НЕТ! | В течение уч. года | Педагог-психолог | ||
Правовые классные часы: - что ты должен знать об УК РФ - уголовная ответственность несовершеннолетних - знаешь ли ты свои права и обязанности | В течение уч. года | Соц. педагог Кл.руководители | ||
Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах | В течение уч. года | Учителя Педагог-психолог | ||
Педагоги | ||||
Совещание при директоре «Что такое суицид и как с ним бороться» | Ноябрь | Педагог-психолог | ||
Подготовка Памятки «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» | Декабрь | Педагог-психолог | ||
Выступление на МО кл. руководителей: - «Профилактика суицида среди школьников» | В течение года | Педагог-психолог | ||
Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог | ||
Родители | ||||
Родительский лекторий: - возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) - наказание и поощрение - психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки - признаки, мотивы, профилактика суицида - трудный возраст или советы родителям - уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних - как помочь ребенку при подготовке к экзаменам | По плану, по запросу | Соц. педагог Педагог-психолог | ||
Диагностика учащихся | ||||
Диагностика психологического климата в коллективе (1, 5, 10 классы) | октябрь | Педагог-психолог | ||
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) | Сентябрь | Кл.руководители 8-11 кл. | ||
Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин) | По запросу | Педагог-психолог | ||
|
Литература
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П, 2006.
|
6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.
Приложение 1.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)
Сигналы суицидального риска
Ситуационные сигналы:
- Смерть любимого человека;
- Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);
- Сексуальное насилие;
- Нежелательная беременность;
- «Потеря лица» (позор, унижения).
Поведенческие сигналы:
- Наркотическая и алкогольная зависимость;
- Уход из дома;
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение поведенческой активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- Частное прослушивание траурной или печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).
Эмоциональные сигналы:
- Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;
- Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
-Переживание горя.
Коммуникативные сигналы:
-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное).Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.