Общая характеристика дисциплины «Физика»




Л.В. Акишина

Самостоятельная работа студентов

по дисциплине «Физика»:

«Оптика и квантовая физика»

 

 

Курган

КУРГАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

-филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

в г. Кургане

Структурное подразделение высшего образования

 

 

Л.В. Акишина

 

 

Самостоятельная работа студентов

по дисциплине «Физика»:

«Оптика и квантовая физика»

 

Материалы для самостоятельной работы студентов очной формы обучения специальностей 23.05.03, 23.05.04, 23.05.05, 23.05.06

по дисциплине «Физика» (раздел «Оптика и квантовая физика»)

 

 

Курган

 

Материалы для самостоятельной работы студентов очной формы обучения специальностей 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, 23.05.04 Эксплуатация железных дорог, 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов, 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей по дисциплине «Физика» (раздел «Оптика и квантовая физика») предназначены для внеаудиторной работы студентов по освоению содержания курса учебной дисциплины, подготовки к практическим и лабораторным занятиям, промежуточной аттестации, а так же иным контрольным мероприятиям, применяемым преподавателем в учебном семестре для оценки результатов обучения. Материалы содержат примерные темы учебных рефератов, творческих заданий по дисциплине.

Материалы окажут существенную помощь студентам, занимающимся учебно-исследовательской работой по физике, будут способствовать повышению качества их работы.

Работа обсуждена на заседании Совета СП ВО КИЖТ УрГУПС 16.02.2015, протокол №2.

Автор: Л.В. Акишина, доцент КИЖТ УрГУПС, канд.пед.наук

© Курганский институт железнодорожного транспорта, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение  
1Общая характеристика курса «Оптика и квантовая физика»  
2 Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Оптика и квантовая физика»  
2.1 Тематический план курса  
2.2 Содержание курса  
2.3 Самостоятельная работа студентов в процессе изучения курса  
2.4 Перечень практических занятий  
2.5 Перечень лабораторных работ  
2.6 Оценочные средства для подготовки к контрольным срезам знаний по темам  
2.7 Примерные вопросы к зачету (экзамену) по курсу  
3 Перечень контрольно-обучающих мероприятий по курсу  
4 Учебно-исследовательская работа студентов  
4.1 Примерные темы учебно-исследовательских работ  
4.2 Рекомендации по работе над учебным рефератом  
4.3 Некоторые советы по подготовке и проведению презентации  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

 

 

Введение

Чтобы успешно учиться, глубоко и прочно, а главное, самостоятельно усваивать любой предмет, изучаемый в вузе, студенту необходимо обладать умениями и навыками учебного труда.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая познавательная, организационно и методически направленная деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата, это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление и развитие компетенций, теоретических знаний, практических навыков и умений по вопросам дисциплины. Она имеет целью:

-выработку у студентов навыков самостоятельной работы с имеющейся исходной информацией;

-приобретение студентами навыков грамотного использования информации;

-практическую реализацию студентами теоретических знаний с использованием инструментальных средств информационных систем и технологий;

-формирование и развитие у студентов научно-исследовательских навыков поиска, выборки, анализа и обработки научной, научно-технической информации;

-комплексное применение компетенций, теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных студентами при изучении данной и других профессионально-ориентированных дисциплин.

Важнейшими условиями формирования и развития познавательной самостоятельности студента являются:

- усвоение фундаментальных понятий науки;

- активность овладения знаниями;

- проявление познавательного интереса к изучаемой дисциплине;

-умение работать с книгой (учебниками, пособиями, научными статьями и монографиями), быстро ориентироваться в потоке научной информации;

-индивидуальный подход к студентам в процессе обучения;

-профессиональная направленность преподавания учебной дисциплины;

- усвоение способов познавательной и творческой деятельности.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения - закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки.

Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ познавательной деятельности по каждой дисциплине учебного плана.

Постановка самостоятельной работы осуществляется лектором дисциплины и предполагает ее планирование, нормирование, организацию и контроль.

Основой при планировании самостоятельной работы являются требования, изложенные в нормативных документах, таких как «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования», «Рабочая программа дисциплины».

Нормирование самостоятельной работы предполагает:

-определение по учебному плану фонда времени для проведения аудиторных и внеаудиторных форм самостоятельной работы (на самостоятельную работу во внеаудиторное время приходится в среднем до 4 часов ежедневно);

-определение бюджета времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий, который образуется за счет специальных методов их проведения, мобилизующих творческую познавательную деятельность студента;

-определение числа часов на каждый вид самостоятельной работы;

-определение фактических суммарных затрат времени студентом и затрат по отдельным видам самостоятельной работы.

Результатом работы преподавателя по нормированию самостоятельной работы является распределение выделенного аудиторного и внеаудиторного бюджета времени по сформулированным темам программы самостоятельной познавательной деятельности студентов по учебной дисциплине.

При организации самостоятельной работы лектор дисциплины:

-информирует студентов об организации самостоятельной работы студентов в семестре и позициях самостоятельной работы при рейтинговой оценке учебной деятельности студентов по дисциплине;

-проводит анализ и устраняет объективные причины перегрузок студентов в течение семестра по своей дисциплине, не превышая выделенных на каждую неделю плановых затрат;

-организует проведение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, а также этапы контроля этой работы.

Формы проведения контроля самостоятельной работы студентов могут быть самые разные (собеседование, проверка индивидуальных заданий, защита работ, устный и письменный экзамены и т.д.). Преподаватель на каждом практическом занятии оценивает готовность студента к проведению занятия (как им изучен выданный ранее материал), в ходе занятия (как, с каким качеством выполнены аудиторные задачи, усвоен теоретический материал). На лекциях может проводиться выборочный контроль (по наиболее важным проблемным вопросам, рассмотренным на предыдущих занятиях, а также с целью оценки понимания излагаемого материала на текущем занятии).

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

-выполнение самостоятельных работ;

-выполнение контрольных работ;

-решение задач;

-работу со справочной и методической литературой;

-защиту выполненных работ;

-оперативный опрос;

-собеседование, коллоквиумы; деловые игры;

-доклады по учебно-исследовательской работе студентов;

-тестирование и т.д.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время, может предусматривать:

-выполнение индивидуальных заданий, предусмотренных учебным планом;

-проработку лекционного материала, работу с научно-технической литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку;

-подготовку к семинарам, лабораторным и практическим занятиям;

- оформление отчетов по лабораторным и исследованиям в рамках учебно-исследовательской работы студентов;

-решение задач, выданных на практических занятиях;

-подготовку к контрольным работам и коллоквиумам и т.д.

В ходе семестра студенты могут, используя специальную базу тестовых заданий, выполнять подготовку к тематическому и контрольному тестированию по дисциплине через образовательный портал (систему тестирования). При таком подходе и студент, и преподаватель могут отслеживать результаты самотестирования.

Не следует думать, что низкие, неправильные результаты в начале семестра являются основанием для снижения итоговой оценки. Наоборот, постоянная, систематическая работа с информационными ресурсами свидетельствует о целенаправленной, целеустремленной подготовке студента и может служить основанием получения дополнительных баллов в ходе аттестационных периодов.

 

 

Общая характеристика дисциплины «Физика»

Обучение физике в вузе обеспечивает подготовку разносторонне развитой личности, способной ориентироваться в современной системе научных знаний, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о методах научного познания природы, о современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы; знакомство с основами фундаментальных физических теорий;

· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели;

· применение знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач;

· обучение самостоятельного приобретения новых знаний;

· умение критически оценивать новую информацию физического содержания;

· использование современных информационных технологий для поиска

и переработки учебной и научно-популярной информации по физике;

· использование математических методов и логического обоснования выводов при изучении физических явлений и решении физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов и рефератов;

· воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем физического содержания, стремления к достоверности предъявляемой информации и обоснованности высказываемой позиции;

· приобретение компетентности в решении практических, жизненных задач, связанных с использованием физических знаний и умений для рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества;

· приобретение основы для познания и освоения общетехнических дисциплин: технической механики, сопротивления материалов, электротехники, метрологии, а также специальных технических дисциплин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: