Классификация экономических информационных управляющих систем




Интегрированная автоматизированная система управления (1/2)

От автоматизации отдельных функций и уровней управления к интегрированным корпоративным экономическим информационным системам

 

В настоящее время уже невозможно найти предприятие, на котором бы в той или иной степени не применялись автоматизированные компьютерные информационные системы (ИС) управления хозяйственной деятельностью. Однако, как правило, автоматизация затрагивает лишь отдельные сферы управления. Ввиду существенной разницы исторических условий развитие ИС в России и на Западе шло разными путями.

Плановая система жестко регламентировала и распределяла человеческие, финансовые, материальные ресурсы, поэтому нерыночная экономика слабо стимулировала руководителей предприятий экономить ресурсы и оптимизировать потоки материальных и финансовых средств.

В то же время для «западного хозяина» проблема рационального управления ресурсами всегда стояла на первом месте. В силу этих объективных обстоятельств компьютеризация управления на Западе начиналась с решения задач управления запасами.

В нашей же стране инициаторами внедрения ИС были бухгалтерские и кадровые подразделения предприятий [1, 14, 15]. Эволюция западных и отечественных ИС иллюстрирует этот тезис. Все отечественные ИС развивались «от бухгалтерии». Так, наиболее востребованные на рынке продукты компаний «1С» (в порядке времени создания): Бухгалтерия, Зарплата, Кадры, Склад, Торговля, Предприятие. Аналогичные этапы развития прошли и программные продукты других отечественных фирм: «БЭСТ», «Парус», «Галактика».

В основе же западных ИС с самого начала их развития лежали идеи «ресурсосбережения», т.е. оптимизации материальных и финансовых потоков. Это нашло отражение в их названиях: 1С (Inventory Control - управление запасами), MRP (Material Requirements Planning - планирование потребности в материалах), MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов корпорации). Это отнюдь не означает, что разработчики западных систем не уделяли достаточного внимания модулю бухгалтерского учета. Однако для последнего характерна тесная увязка учетных и управленческих задач.

Итак, в 1990-х гг. наиболее успешной областью внедрения ИС на отечественных предприятиях стал бухгалтерский учет. Большую популярность приобрели такие ИС бухгалтерского учета, как «1С Бухгалтерия», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер». Убедившись в выгодности применения ИС, предприятия переходили к внедрению автоматизации в управлении складским хозяйством, затем - в отделах кадров. При этом зачастую использовались программные продукты разных фирм, базирующиеся на различных программно- аппаратных платформах.

До сих пор на многих предприятиях, пытающихся автоматизировать управление своими бизнес-процессами, можно встретить целый «зоопарк» программно- аппаратных средств. В результате подразделения предприятия работают автономно, иногда, как отмечается в [22], даже менее эффективно, чем вообще без автоматизации. Такие простейшие ИС, реализующие отдельные функции управления на отдельных уровнях управления, получили название локальных [1, 20, 21].

Предприятие, ограничивающееся при автоматизации управления своими бизнес-процессами лишь локальными ИС, не может быть конкурентоспособным в современных условиях. Необходим переход к применению полнофункциональных ИС, ориентированных на автоматизацию процессов управления на всех уровнях и обладающих средствами поддержки корпоративного управления.

Такие ИС называют интегрированными корпоративными информационными системами (ИКИС).

 

Классификация экономических информационных управляющих систем

 

Современная теория классифицирует экономические информационные системы по следующим признакам:

по уровню функциональности и тесно связанной с ним степени интегрированности системы;

по возможностям поддержки корпоративного управления;

по степени реализации возможностей поддержки уровней управления - оперативного, тактического, стратегического.

Рисунок 1. Классификация экономических информационных систем

 

Класс, к которому можно отнести экономическую ИС, во многом определяется масштабом предприятия, на котором она внедрена (рис. 1).

Рассмотрим подробнее признаки классификации экономических ИС. Уровень функциональности ИС.

Наиболее простые ИС - локальные, реализующие отдельные функции управления (бухгалтерский учет, логистика и т.д.). Такие ИС применяются в настоящее время в основном на малых предприятиях, однако они вытесняются многофункциональными и полнофункциональными ИС, т.е. системами, в которых реализованы либо большинство, либо практически все функции управления. Опыт показывает, что полнофункциональная ИС не может работать эффективно, не будучи интегрированной.

Интегрированная информационная система (ИИС) основана на единой программно-аппаратной платформе и общей базе данных.

В ИИС отдельные функциональные подсистемы (подсистемы управления персоналом, логистики, производства, бухгалтерского учета, управления финансами и т.д.) взаимосвязаны на основе единого технологического процесса обработки информации.

Для функционирования ИИС необходимо организовать на предприятии локальную вычислительную сеть (ЛВС). Процессы обработки информации в ИИС базируются, как правило, на технологии клиент-сервер, т.е. распределены между сервером (программой, выполняющей функции управления и защиты базы данных) и клиентами (программами-приложениями, установленными на рабочих станциях ЛВС и выполняющими расчеты по запросам пользователей).

Широкое распространение получили ИИС, ориентированные на автоматизацию процессов управления на малых предприятиях (на рис. 1 это малые интегрированные информационные системы).

Характерные особенности ИИС малых предприятий - небольшое число рабочих мест (не более 5-10), отсутствие средств поддержки корпоративного управления. К достоинствам малых ИИС можно отнести их универсальность, обусловливающую небольшой цикл внедрения.

В большинстве случаев разработчики снабжают такие системы простыми инструментальными средствами, позволяющими запрограммировать необходимые пользователю приложения.

В результате получившаяся система иногда становится мало похожей на исходный прототип. Наиболее известный представитель этого класса ИИС - «1С: Предприятие» (программные продукты компании «1С» внедрены на нескольких сотнях тысяч малых предприятий).

Возможность поддержки управления сложными структурами -корпорациями. Напомним, что корпорацией называют сложный хозяйствующий субъект, имеющий иерархическую структуру и включающий в себя предприятия самого различного масштаба (в том числе малые и средние) и профиля деятельности - производственные, транспортные, торговые, финансовые, учебные. Под это определение подпадают информационные системы очень большого диапазона: от ИС среднего предприятия, которое имеет находящиеся в пределах одного города цеха, склады, магазины и другие подразделения с той или иной степенью самостоятельности, до ИС транснациональных корпораций.

К корпоративным можно отнести средние и крупные интегрированные системы (см. рис. 1.1). Таким образом, оба этих класса систем следует рассматривать как интегрированные корпоративные информационные системы (ИКИС). Такие системы должны быть безусловно полнофункциональными, но, кроме того, обладать средствами поддержки корпоративного управления.

Средние ИКИС (из отечественных к ним можно отнести, например, систему «БЭСТ») имеют такие средства поддержки корпоративного управления, как возможность ведения консолидированной (совместной) базы данных корпорации, получения консолидированной отчетности по любому виду хозяйственной деятельности.

Крупные ИКИС (из отечественных наибольшую известность приобрели система «Галактика», версии 7 и 8, а также система «Парус 8») помимо перечисленных средств поддержки корпоративного управления обладают большей глубиной поддержки процессов управления многофункциональными группами предприятий. В первую очередь здесь следует отметить средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической обработки данных (OLAP - On-line Analytical Processing).

Отметим, что ИКИС - сравнительно новый класс систем, поэтому применяемая в этой сфере терминология пока еще не устоялась.

Например, некоторыми авторами термины «корпоративная» и «интегрированная» используются фактически в качестве синонимов [21]. Представляется, что применяемая в данном учебном цикле типология (и соответствующая ей терминология) позволяетболее полно отразить как основные свойства, так и возможности экономических ИС.

Поддержка управления корпорацией на различных уровнях.

Выделяют следующие три основных уровня управления [20, 21] и соответствующие им системы:

оперативный уровень (системы обработки данных/транзакций (СОД));

тактический уровень (информационные системы управления (ИСУ));

стратегический уровень (системы поддержки принятия решений (СППР)).

Системы обработки данных/транзакций (СОД) предназначены для решения задач управления бизнес-процессами предприятия на оперативном уровне (в западной литературе используется термин OLTP - On-line Transaction Processing - технологии, ориентированные на оперативную (транзакционную) обработку данных).

Главная функция СОД - регистрация в базе данных и обработка элементарных событий, сопутствующих протеканию бизнес- процессов: прием и увольнение сотрудников, приход и расход материальных ценностей на складах и производственных подразделениях, оплата материальных ценностей и оказанных предприятию услуг через банк, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.

В результате функционирования СОД генерируются стандартные документы - платежные поручения, лимитно-заборные карты, счета, расходные и приходные ордера и т.п.

Задачи, решаемые СОД, носят повторяющийся, регулярный характер, а их временные рамки, как правило, не превышают одного дня.

Основная задача, стоящая перед ИС оперативного уровня, - обеспечить высокую скорость прохождения информационных потоков, связывающих участников бизнес-процессов.

При необходимости СОД должны быть синхронизированы с информационными системами управления технологическими процессами на предприятии.

Задачи СОД решаются непосредственными исполнителями бизнес-процессов (кладовщиками, рабочими, кассирами, бухгалтерами, администраторами торговых залов) параллельно с выполнением основных обязанностей. От них требуется элементарная компьютерная грамотность, в первую очередь умение пользоваться рабочим местом локальной вычислительной сети предприятия и оконным интерфейсом для заполнения экранных форм.

СОД позволяет сделать прозрачным контроль за исполнением бизнес-процессов, поскольку в каждый момент времени можно оперативно выяснить состояние предприятия на всех рабочих местах. На основе накопленной базы оперативных данных решаются задачи более высоких уровней управления - тактического и стратегического.

Информационные системы управления (ИСУ) служат для решения задач управления бизнес-процессами предприятия на тактическом уровне, к которому относятся процедуры среднесрочного (от нескольких дней до нескольких недель) планирования, анализа и организации работ.

Если на оперативном уровне мы имеем дело с отдельным заказом и сопутствующими его выполнению транзакциями, то на тактическом уровне рассматриваются уже такие объекты, как, например, свод заказов для формирования производственной программы.

Результаты решения подобных задач предназначены для менеджеров среднего звена - начальников производственных и транспортных цехов, руководителей служб снабжения и маркетинга, планово-финансовых отделов и т.д. Во многих случаях непосредственными исполнителями работ, связанных с функционированием ИСУ, являются тики», системы поиска логических правил в данных, например алгоритм WizWhy [10]).

СППР реализуются обычно в виде диалоговых человеко-машинных систем. Для них характерна высокая активность лиц, принимающих решения (ЛПР), варьирующего в процессе решения задач своими целями и ограничениями.

В российских условиях решение стоящих перед ЛПР задач стратегического управления осложняется постоянными изменениями условий, в которых работают российские предприятия (в первую очередь следует отметить частые поправки, принимаемые к налоговому законодательству), да и для всей мировой экономики в последние годы стали существенными многочисленные факторы нестабильности.

В связи с этим в настоящее время в применяемых на российских предприятиях ИКИС, как правило, реализована автоматизация оперативного и тактического уровней управления. Что же касается задач стратегического уровня управления, то они в большинстве случаев решаются на основе имеющихся данных нижнего уровня, а также опыта и интуиции топ-менеджеров предприятий.

Системы поддержки принятия решений предназначены для решения задач управления бизнес-процессами предприятия на стратегическом уровне, т.е. на уровне топ-менеджеров (руководства) фирм, предприятий, организаций, принимающих стратегические долгосрочные решения. На стратегическом уровне рассматриваются вопросы выпуска и продвижения на рынок новой продукции, поиска новых рынков сбыта, выбора источников финансирования, привлечения инвесторов, инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Эти решения определяют основные направления деятельности предприятий на длительные периоды (год и более).

Таким образом, СППР являются рабочим инструментом для лиц, принимающих решения (ЛПР). Для задач СППР характерны трудности формализации целей и ограничений, что обусловливает преобладание качественных оценок.

Имеющаяся в распоряжении ЛПР информация обычно неполна, нечетка и противоречива, поэтому для решения задач стратегического планирования применяются различные методы статистического анализа, экспертных систем, математического и имитационного моделирования, интеллектуального анализа данных (искусственные нейронные сети, методы «нечеткой математики», системы поиска логических правил в данных, например, - алгоритм WizWhy [10]).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: