Методические рекомендации по применению адаптированного пособия.




Пособие «Повтори узор по образцу» для детей 5-6 лет на развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти...

 

/Дидактический инструментарий педагога-психолога/

 

 

 

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №16

«Красная Шапочка» города Новочебоксарска

Дунаева Надежда Александровна

 

г. Новочебоксарска 2019

Пояснительная записка.

 

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для процесса функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, и тактильного восприятия ребёнка. Развитие функций обеих рук и связанное с формированием речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Выполняя упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Для достижения желаемого результата необходимость проводить занятия регулярно. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Актуальность данного пособия состоит в том, что в процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают изобразительную технику, закрепляют ориентировку в пространстве, название цвета, у них развивается мелкая мускулатура руки, внимание, мышление, память.

Методические рекомендации по применению адаптированного пособия.

Рисование орнаментов и готовых изображений на бланке в клетку (повторение узора по образцу) хорошо развивает моторную ловкость. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

При знакомстве ребенка с пособием ребенку дается бланк, где в верхней части листа уже нарисован определенный узор, а в нижней кружочки. Ребенок должен максимально точно повторить узор при помощи фломастера, так как пособие ламинировано, то его можно использовать многократно, стоит только стереть нарисованный рисунок салфеткой. Несмотря на простоту задания на первый взгляд, рисунки постепенно обретают более сложные фрагменты.

В данном пособие собраны задания двух уровней простые задания «Повтори узор по образцу» (перенос рисунка в кружках) отличаются простотой, и более сложные, где рисунок переносится в клетках, размеры узоров увеличиваются, но ребята должны справится с заданием.

Пособие состоит из:

1. Карточка с заданиями - узора (ламинированные);

2. Бланк-поле с клеточками и с кружочками (ламинированные);

3. Фломастеры;

4. Салфетка (для удаления или исправления рисунка).

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Форма работы с пособием: индивидуальная, подгрупповая и групповая

Цель: обучать детей выполнять действия по образцу.

Задачи:

- коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, деятельность детей через выполнения заданий на основе предметно-практической деятельности;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к материалу.

Правила игры.

1. «Выполни по образцу» - направлены на тренировку концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в задачу, углубиться в работу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, если не развито это свойство, то ребенок часто делает ошибки «из-за невнимательности», «глупые» ошибки в письменных работах. При проверке ученик не замечает свои ошибки.

2. Упражнение «Повтори» - заключается в прорисовке сложных, но повторяющихся узоров. При выполнении этого задания ребенок должен проанализировать образец, правильно воспроизвести и удержать последовательность выполнения.

Важно не только точность воспроизведения образца, но время выполнения без ошибок.

3. Для развития воображения можно предложить детям придумать свои варианты узора «Придумай и нарисуй сказку», «Геометрические орнаменты» и т.д. Для этого используется пустой бланк.

Другие варианты использования данного пособия в коррекционно-развивающей работе, как педагогу-психологу, так и воспитателю на занятиях с детьми по математике (например: в пустом бланке с кружками раскрасить сравнивать и посчитать количество фигур нужного цвета т.д.). В более раннем возрасте 1,5-3 года закрепление сенсорики. Бланк с квадратиками можно использовать, как поле «Продолжи узор по клеточкам» (ребенок продолжает узор начатый педагогом), а так же для составления карт-схем при игре с конструктором. «Чудо-кубиками» (адаптированный вариант развивающей игры по методике Б.Н.Никитиной с 3 лет), где дети научатся дифференцировать и сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий), преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ. В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь. При этом регулярные игры-занятия незаметно воспитают такие важные качества личности ребенка как усидчивость, самостоятельность, научат ребенка мыслить творчески.

Более интереснее, будет задание для детей, если в бланке с кружочками пробить отверстия, то можно использовать разноцветную мозаику или шнуровкой.

Бланк

 

 

 

 


 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: