Алгоритм разбора ситуационных задач.




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология»

 

Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.

 

Тема: Вводное занятие. Предмет, структура и задачи патофизиологии. Патофизиологический эксперимент на примере моделирования гипобарической гипоксии.

Цель занятия: Сформировать знания о предмете изучения патофизиологии и основных понятиях патофизиологии.

Задачи:

1.рассмотреть предмет, задачи, методы патофизиологии;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить структуру патофизиологического эксперимента на примере экспериментальной модели гипобарической гипоксии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: физические понятия «барометрическое давление», «парциальное давление газа», растворимость газов в жидкости.

После изучения темы: требования кафедры, предмет, задачи, методы патофизиологии, особенности патофизиологического эксперимента, требования техники безопасности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: разбирать задачи по теме: «Предмет, структура, задачи, методы патофизиологии».

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте методы патофизиологии.

2. Назовите основные преимущества и недостатки патофизиологического эксперимента.

3. Особенности повреждающего действия на организм пониженного и повышенного барометрического давления.

4. Этиология и патогенез горной, высотной, кессонной болезней.

5. Основные этапы становления и развития патофизиологии.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля

1. Какое утверждение понятия «гипоксия» является правильным?

1) патологический процесс, который развивается в связи с уменьшением содержания кислорода в артериальной крови

2) патологический процесс, характеризующийся недостаточностью процессов биологического окисления

3) патологический процесс, возникающий при нарушениях кровоснабжения отдельных органов или тканей

 

2. Какое изменение в организме не характерно для стадии компенсации острой горной (высотной) болезни?

1) увеличение частоты сердечных сокращений

2) гипервентиляция легких

3) увеличение числа эритроцитов в крови

4) увеличение продукции эритропоэтинов почками

5) снижение артериального давления

 

3. При каких состояниях уменьшается сродство гемоглобина к кислороду?

1) ацидозе

2) алкалозе

3) гипоксемии

4) гипокапнии

 

4. Укажите реакции экстренной адаптации к гипоксии:

1) снижение диссоциации оксигемоглобина

2) увеличение объема альвеолярной вентиляции

3) тахикардия

4) угнетение эритропоэза

5) угнетение анаэробного гликолиза

 

5. К изменениям в крови, характерными для начального этапа экзогенной гипобарической гипоксии, относятся:

1) гиперкапния

2) газовый ацидоз

3) метаболический алкалоз

4) гипоксемия

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
         

 

 


4) Решить ситуационные задачи.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача 1 (с примером разбора)

Для предупреждения высотной болезни применяют кислые продукты и лимонную кислоту. Каково патогенетическое обоснование их применения?

Ответ:

1. Экзогенная гипоксия

2. В ответ на снижение кислорода в крови развивается компенсаторная гипервентиляция, что ведет к формированию гипокапнии. При снижении содержания углекислого газа в крови развивается газовый алкалоз из-за изменения работы гидрокарбонатного буфера.

3. Более целесообразно применение кислорода с целью предупреждения гипервентиляции.

 

Задача 2

У водолаза при быстром подъеме с глубины 500 м на поверхность возникла слабость в правой руке, левой ноге, головокружение, головная боль.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для вузов + CD.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство к занятиям по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 128 с.

4. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В. _____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 8 от «27» февраля 2012 г.

 

Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: