Глава 1. Понятие творческого потенциала




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие творческого потенциала. 6

Глава 2. Технологии развития творческого потенциала. 9

2.1. Содержательная характеристика технологии. 9

2.2. Особенности подросткового возраста. 11

Глава 3. Примеры технологий развития творческого потенциала. 12

Заключение. 14

Список литературы: 15

 


 

Введение

Развитие творческого потенциала детей и подростков – это новая проблема для педагогики и психологии в рамках современного общества, а особенно для России.

В прошлом в нашей стране в связи с долгим правлением одной партии и идеализацией тоталитарного режима, дети воспитывались исполнителями, людьми, подчиненными системе, мыслящими так, как того хотело государство. В течение почти целого века советским правительством целенаправленно осуществлялась реализация задач, направленных на воспитание дисциплинированной личности, начиная с самого раннего детства. Последствиями этой политики стали целые поколения молодёжи, имеющей слабо развитую эмоционально-волевую сферу, низкий уровень притязаний и интеллекта, бедность воображения и отсутствие творческих способностей.

В условиях кризиса 90-х годов и перехода к рыночной экономике молодёжь была не способна мобильно действовать в новой обстановке, из-за трудных социально-экономических условиях жизни произошёл всплеск негативных явлений, такие как наркомания, алкоголизм и другие.

Российское правительство пересмотрело ранее существовавшие жизненные цели и задачи формирования образа жизни нации, поставило перед обществом новую задачу, связанную с необходимостью развития творческого потенциала личности молодёжи и детей уже с ранних лет жизни, так как молодёжь и дети – будущее страны.

В соответствии Федеральным законом «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» государственная поддержка творческой деятельности молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, так как в современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач.

Так же развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в готовности использовать новые перспективы, предоставляемые постоянно меняющейся жизнью, выдвижении уникальных и нестандартных идей и удовлетворении потребности к самореализации.

За последнее десятилетие появился ряд работ, исследующих проблемы развития творческого потенциала обучающихся в современных условиях: психологические основы процесса развития творческого потенциала (Е.Л. Яковлева); формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования с позиции философии (П.Ф. Кравчук) и в аспекте готовности к формированию творческого потенциала учащихся (Л.К. Веретенникова, А.И. Санникова).

Несмотря на то, что с каждым годом появляется всё больше и больше статей, посвященных развитию творческого потенциала, отсутствует систематическое изучение данной проблемы, так как она стала активно исследоваться относительное недавно, около десятилетия назад в связи с современными социально-экономическими реформами российского общества, упомянутыми выше.

Практический интерес нашего исследования представляет собой изучение мотивации творческой деятельности, методов, технологий и площадок развития творческих способностей подростков. В то время как актуальность поднимаемой нами проблемы основывается на том, что она при всей её важности остается практически неизученной в том, что касается новых методов работы и объема проводимых мероприятий. Данной проблеме не уделяется достаточного внимания, что определяет теоретическую значимость настоящей исследовательской работы.

Целью данной работы является исследование существующих технологий развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

1) Изучить понятие творческий потенциал.

2) Исследовать психологическую, педагогическую и социальную литературу по теме развития творческого потенциала.

3) Разделить термины «технология», «метод» и «способ»

4) Исследовать психологические особенности подростков

5) Изучить на конкретных примерах проектов и мероприятий понятие технологии

Объект исследования: творческий потенциал человека.

Предмет исследования: технологии развития творческого потенциала подростков.

Методы:

Анализ документов

Теоретический анализ научной литературы

Интерпретация результатов других исследований

Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы и 2 подпункта в одной из них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

 

Глава 1. Понятие творческого потенциала

Прежде всего, для того, чтобы исследовать технологии, влияющие на развитие творческого потенциала, необходимо определиться с тем, что мы имеем в виду, когда используем само понятие «творческий потенциал».

Справедливо отметить, что понятие «творческий потенциал» может использоваться в контексте не только одной сферы жизни человека. Изучением данного явления занимались ученые в самых различных областях науки, начиная с 60 годов XX века. Тогда термин рассматривался в рамках философских и психологических наук. А в педагогике изучение творческого потенциала началось только в 80-х гг.

Достаточно трудно дать одно определение такому понятию, как творческий потенциал. У него нет однозначного толкования, и оно имеет свою интерпретацию в зависимости от подхода, в рамках которого изучается.

Так, например, с взгляда развивающего подхода исследователи определяют творческий потенциал как «совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития» (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В то же время в рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как «качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера» (И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак)

В рамках интегративного подхода исследователи определяют творческий потенциал как «дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным образованием, которое выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность)» (А.М. Матюшкин)

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как «сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности». А Л. А. Даринская в свою очередь описывает творческий потенциал как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности».

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на данный момент не существует общего мнения в вопросе содержания понятия творческого потенциала. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек без исключений.

Мы же в качестве рабочего определения будем использовать определение в более узком смысле. Творческий потенциал – это та энергия, которая может способствовать развитию природных творческих способностей, личностных качеств и свойств человека, и привести к всестороннему воплощению личностью своих возможностей.

Очень часто в условиях современного общества мы сталкиваемся с тем, что большинство людей путают такие понятия как задатки, способности, талант, одаренность, гениальность, креативность, склонность и творческий потенциал, считая, что все эти термины являются синонимами и употребляют их в своей речи, не задумываясь над настоящим значением. Но это мнение ошибочно. Каждое определение отличается друг от друга в том или ином роде.

Начнём с одного из самых главных определений. Так Б.М. Теплов считал, что «задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей». То есть задатки здесь являются самым первым, начальным уровнем формирования творческого потенциала, который в свою очередь состоит из множества компонентов. Следующим же этапом развития задатков служат способности.

А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение способности: «Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся». Если сравнивать способности и задатки, то легко можно придти к выводу, что если задатки - это врожденные физиологические особенности человека, то способности - это особенности на психологическом уровне. Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности, а не уже развитые навыки у умения. Способности не могут существовать сами по себе, они существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем потеряется. Помимо способностей существует ещё несколько терминов, которые путают между собой. Это "талант" и "одаренность". Есть множество различных точек зрения на то, можно ли считать термины «талант» и «одаренность» синонимами.

Термин «одаренность» появился лишь в начале XX века. Так как до этого использовалось «талант», возникла необходимость выяснения сходств и различий между понятиями. Есть ученые, которые считают талант реализованной одаренностью, а одаренность лишь природной предпосылкой таланта. Например, А.В. Либин, который говорил о том, что «все люди от природы одарённые, но талантливы только обладающие специальными способностями и сумевшие их реализовать». Но существует и обратная точка зрения, которая утверждает, что «одаренность» и «талант» на самом деле синонимы, обозначающие совокупность способностей, развивающихся в процессе жизни человека.

Мы будем придерживаться версии о том, что понятия «талант» и «одаренность» различаются по значению. Когда говорим о способности - подчеркиваем возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, одарённости, указываем на прирожденный характер данного качества человека. Итак, если одаренность – это врожденные, генетически заложенные качества человека к проявлению каких-либо способностей; то талант – это те же самые качества, но лишь с тем различием, что человек уже проявил их в течение жизни. В данном случаем считать синонимами можно "задатки" и "одаренность".

И последним высшим уровнем развития таланта, создающим возможность достижения в какой-либо сфере принято считать гениальность. Одна из особенностей гениальности – это оригинальность. Мы называем те творения гениальными, которые отличаются уникальностью, индивидуальностью, новизной и свежим взглядом. Гений – человек, который может сделать иначе и лучше, чем его современники, но это не всегда воспринимается положительно, так как это исключение, а исключений общество боится и пытается искоренить. Отличие гениальности от таланта состоит в том, что проявления гениальности более бессознательные, внезапные, не контролируемые, спонтанные и непредсказуемые.

Оценка гениальности зависит от внешних факторов, от его её восприятия окружающим обществом. Открытия обычно происходят случайно. Значительную роль играет эпоха, в которой живёт человек и глубина знаний человечества в изучаемой области. Поэтому гениальность не является физическим или психологическим фактором, её невозможно измерить, так как она зависит в основном от социальных факторов.

Анализируя всё вышеперечисленное, я выбрала понятие творческого потенциала, потому что оно гораздо шире, чем другие термины, связанные с творчеством и зависит не только одного лишь физиологического или психологического фактора, а совокупности их обоих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: